Проблемы лицензирования объектов общественного питания

В соответствии с п. 1 ст. 18 федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - ФЗ № 171), лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Сегодня все большее количество торговых точек перепрофилируется под объекты общественного питания и получают лицензии на кафе, бары и закусочные. Причиной данных изменений стала законодательно разрешенная возможность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отпускать алкогольную продукцию в ночное время суток, если ими оказываются услуги общественного питания.
Обратимся к понятию «общественное питание»
Законодательно данное понятие поясняется в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания». В этом постановлении определено, что «услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Типы предприятий общественного питания, а для ресторанов и баров классы определяются в соответствии с национальным стандартом.
Обратимся к национальному стандарту Российской Федерации "ГОСТ Р 50762-2007" "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания". В соответствии с указанным стандартом, под рестораном понимается предприятие общественного питания, в котором реализуется широкий ассортимент блюд сложного изготовления.
В этот ассортимент должны быть включены заказные и фирменные блюда и изделия; алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары с высоким уровнем обслуживания. Одновременно с этим в ресторанах организованы отдых и развлечения.
Под баром понимается предприятие общественного питания, которое оборудовано барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и (или) безалкогольные напитки, а также горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.
Бары и рестораны в соответствии с указанным ГОСТом классифицируются по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг. Так существуют три класса этих предприятий общественного питания - "люкс", "высший" и "первый". К каждому из этих классов, существует определенный перечень законодательно установленных требований.
Кафе принято считать предприятие общественного питания, в котором организуется питание, возможно с отдыхом, и предоставляются более ограниченные по сравнению с рестораном услуги, в том числе и касательно ассортимента продукции общественного питания. В кафе также реализуются реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки.
Заметим, что в соответствии с ГОСТ Р 50762-2007 в закусочных также как и кофейнях возможна реализация алкоголя. Об этом прямо указано в анализируемом стандарте.
В связи с тем, что введены новые правила реализации алкогольной продукции, многие предприниматели стараются преобразовать существующие торговые точки в такие предприятия общественного питания как кафе, бар, закусочная, кофейня. Так как если предприятие общественного питания существует в одной из этих указанных форм, то оно имеет право реализовывать алкогольную продукцию.
Как известно, ФЗ № 171 устанавливает ограничение по времени продажи алкоголя, которое не распространяется на предприятия общественного питания. Предприимчивым хозяевам магазинов достаточно поставить пару столиков в магазине и свободно торговать алкоголем всю ночь. Хотя, перед входом в кафе должна располагаться освещаемая вывеска; кафе предполагает наличие зала для обслуживания посетителей; оно должно быть оборудовано туалетной комнатой с помещением для мытья рук; зал должен быть оформлен с использованием декоративных элементов, создающих единство стиля; в обязательном порядке в кафе должна присутствовать система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности; в кафе должны быть меню и прейскурант вин (карта вин) с эмблемой (фирменным знаком) предприятия. Но, зачастую подобные заведения не обладают минимальным набором требований для предоставления таких услуг: в них не наблюдаются даже столики для посетителей, отсутствуют туалеты, система водопровода и вентиляции. А большинство работников, возможно, даже не имеют санитарных книжек. Как правило, такой схемой пользуются небольшие магазины, торгующие алкоголем сомнительного качества. Работа таких магазинов оказывает негативное влияние на криминогенную обстановку на прилегающих дворах. «Псевдо» кафе дискредитируют работу легальных предприятий общественного питания, от которых требуют высоких финансовых затрат на обеспечение комфорта посетителей, что в конечном итоге препятствует адекватному регулированию деятельности ресторанов и кафе, реализующих алкогольную продукцию.
С целью повышения эффективности федерального закона № 171-ФЗ, на мой взгляд, необходимо все существующие нормы, относительно оказания услуг общественного питания собрать в одном Федеральном законе «Об оказании услуг общественного питания», где будет четко прописано понятие общественного питания, а также установлены более жесткие требования по созданию и открытию бара, кафе или закусочной.
Предлагается установить, что для получения лицензии на алкоголь для кафе вне стационарного объекта, соискатель должен представить в лицензирующий орган документы подтверждающие собственность или аренду вагона-ресторана, корабля, воздушного судна и т.д. Кроме того, для получения лицензии на алкоголь для кафе не нужно предъявлять долгосрочный договор аренды помещений. Действующий закон о государственном регулировании алкогольного рынка требует от предприятия общественного питания договор арены со сроком более 1 года. В связи с наличием длительных процедур получения и переоформления прав на собственность арендодателями, предприятия общепита сталкиваются с проблемой заключения столь длительных договоров и их последующей государственной регистрацией.
Считаем необходимым внести изменения в пункт 5 статьи 16 федерального закона № 171-ФЗ посредством дополнения указанного пункта следующим абзацем: «реализация алкогольной продукции в магазинах с оборудованной в них точкой общественного питания допускается в случае, если торговая площадь составляет не менее 100 кв. метров, а также при наличии обслуживающего персонала (повара, официанты, бармены и др.) и охраны».
Считаю, что предлагаемые ограничения должны снизить количество торговых точек, в которых осуществляется реализация алкогольной продукции.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Мы маленькое кафе с торговой площадью 58 кв.м., но действуем в рамках предъявленных законодательством требований. Ваше предложение выкинет таких как мы за борт. ФЗ достаточно плотно загнало нас в угол. А исключение, что вами описаны говорят о качестве работы Роспотребнадзора и подобных надзорных органов в каждом конкретном случае, местности и т.д...