Досудебный порядок урегулирования требования потерпевшего, являющегося потребителем финансовых услуг
Потерпевший, являющийся потребителем финансовых услуг, то есть физическое лицо, право которого на получение страховой выплаты возникло не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (собственник поврежденного транспортного средства, использующий его для личных или семейных нужд, водитель, пассажир, пешеход) (см. ч. 2 ст. 2 Закона N 123-ФЗ, абзац шестой ст. 1 Закона об ОСАГО, абзац третий преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей"), до обращения в суд с иском обязан направить заявление страховщику, составленное в произвольной форме или по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного, в порядке, установленном названным законом (абзац третий п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО)* (1). Требования к содержанию и порядку направления такого заявления определяются п. 5.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО).
Заявление потерпевшего подлежит рассмотрению страховщиком в следующие сроки:
-в течение 15 рабочих дней со дня его получения страховщиком в случае, если заявление направлено в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного, и если со дня нарушения страховщиком прав потерпевшего прошло не более 180 дней;
-в течение 30 календарных дней со дня получения страховщиком заявления - в остальных случаях (ч. 2 ст. 16 Закона N 123-ФЗ).
В случае неполучения ответа страховщика в установленный срок или несогласия с полученным ответом потерпевший, намеренный предъявить страховщику иск, должен предварительно направить обращение финансовому уполномоченному (ст. 15, ч. 4 ст. 16 и ст. 25 Закона N 123-ФЗ). Такое обращение может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме, в том числе через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного* (2). Требования к оформлению обращения и порядку его направления установлены ст. 17 Закона N 123-ФЗ.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение в следующие сроки:
-в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения потерпевшим;
-в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потерпевшего к страховщику.
В случае назначения финансовым уполномоченным в целях разрешения спора независимой экспертизы (оценки) рассмотрение обращения может быть приостановлено на срок до 10 рабочих дней (ч. 8 - 10 ст. 20 Закона N 123-ФЗ).
По общему правилу обращение рассматривается финансовым уполномоченным в заочной форме на основании представленных сторонами документов. Обращения потерпевших рассматриваются бесплатно. Лица, которым уступлено право требования потерпевшего к страховщику, уплачивают за рассмотрение обращения 15 000 руб. (ч. 6 ст. 16, ч. 5 ст. 20 Закона N 123-ФЗ).
В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потерпевший вправе в течение 30 дней после дня вступления этого решения в силу обратиться в суд с иском к страховщику по требованию, являвшему предметом рассмотрения финансового уполномоченного (ч. 3 и 4 ст. 25 Закона N 123-ФЗ).