Федорченко Иван Владимирович
Федорченко И. В.Подписчиков: 1145
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг257.7к

Н. В. Гоголь "Невский проспект": характеристики героев, краткое содержание

2 187 просмотров
1 147 дочитываний
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 94,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Характеристики героев

Пирогов

Пирогов – один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», поручик, приятель Пискарева. По словам автора, этот персонаж из рода таких офицеров, которые составляют средний класс петербургского общества. Для него самое главное в жизни – это выслужиться до полковничьего чина и возможность занять местечко потеплее под солнцем. Он, скорее всего, женится на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, и получившей в приданое сотни тысяч наличных. В нем нет талантов Пискарева, но есть карьеризм, наглость, самодовольство, ограниченность и тупая пошлость. Он старается не отставать от определенной публики и во всем ей подражает. К людям, которые ниже чином, он относится пренебрежительно.

В ходе повести он встречается со своим приятелем-романтиком Пискаревым на Невском проспекте. Они наблюдают за местными модницами и проводят их взглядом. Увидев двух очень интересных особ, они расходятся на проспекте каждый в свою сторону: Пирогов – за блондинкой, а Пискарев – за брюнеткой. Отныне судьба каждого из них складывается по-своему. Пискарев переживает трагическую любовь, которая становится для него роковой. А Пирогов нагло ухаживает за женой немецкого жестянщика Шиллера, за что тот с пьяными приятелями хорошенько его избивает. Но даже это не становится уроком для проныры Пирогова. Сначала, в порыве злости, он угрожает Шиллеру ссылкой в Сибирь, а съев два слоенных пирожка в соседней кондитерской, быстро успокаивается и даже в тот же вечер отменно танцует мазурку на приеме у друзей. Такова сущность поручика Пирогова.

Пискарёв

Пискарев – один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», скромный художник, приятель Пирогова. Этот персонаж живет в своем мирке, из которого нечасто выходит в реальный мир. Гоголь подчеркивает, что он вовсе не похож на итальянских художников, горячих и гордых. Пискарев скорее робок и застенчив. Та искра таланта, которая в нем скрыта, готова в любую удобную минуту превратиться в пламя. Как и большинство героев Петербургских повестей автора, он беден и довольствуется малым. Даже фамилия героя говорит о том, что он принадлежит к разряду «маленького человека» в литературе.

Его мечтательности и романтичности противопоставляется самодовольство его приятеля Пирогова. Когда однажды они, прогуливаясь по Невскому проспекту, увидели двух обворожительных особ, то решили последовать за ними каждый со своей целью. Пирогов последовал за блондинкой, уверенный, что она ему, так или иначе, достанется. А Пискарев последовал за молодой брюнеткой, поддавшись потребности в чистой и бескорыстной любви. Узнав, что его идеал красоты и непорочности живет в публичном доме, он не смог справиться с разочарованием. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник навсегда ушел в себя. В побеге от реальности он даже стал принимать опиум. В конце концов, прекратив всяческое общение с внешним миром, Пискарев умер. Так бедный художник, носивший в себе искру таланта, стал жертвой несчастной любви.

Брюнетка

Одна из героев повести, девушка примерно 17 лет, очень красивая, работает проституткой. Её выследил Пискарёв, но когда он узнал, где она работает, то убежал сломя голову. Позже он снова пришёл к ней в бордель и пытался её убедить бросить своё постыдное ремесло и выйти за него замуж. После глупых ответов и отказа он пошёл домой и перерезал себе горло.

Приятельница брюнетки

Эпизодический персонаж, проститутка, в шутку предлагала Пискарёву жениться на ней.

Персиянин

Владелец магазина шалей, который помог Пискарёву достать опиум.

Блондинка

Жена Шиллера, немка, девушка за которой пошёл Пирогов и долгое время пытался её соблазнить. Однажды он пришёл к ней домой, когда не было дома мужа. Он начал приставать к ней, но тут пришёл муж с друзьями. Они проучили Пирогова так, что тот даже хотел жаловаться генералу, а то и государю, но вскоре передумал.

Шиллер

Жестяных дел мастер, немец, муж Блондинки. В одно воскресенье он пришёл пьяный домой с друзьями и увидел, что Пирогов пристаёт к его жене. Он хорошенько проучил его.

Гофман

Сапожник, знакомый Шиллера, немец. Помог Шиллеру проучить Пирогова.

Кунц

Столяр, знакомый Шиллера, немец. Помог Шиллеру проучить Пирогова.

Краткое содержание

Повесть начинается описанием Невского проспекта, который является сердцем и главной артерией Петербурга. Казалось бы, нет ничего лучше Невского проспекта и создан он для одних гуляний. В разное время суток на нем можно повстречать разных людей. Так, например, ранним утром он немноголюден. Встречаются лишь нищие, рабочий люд или сонные чиновники, спешащие на работу. В полдень улица напоминает «педагогический» проспект, так как появляются иностранные гувернантки и гувернеры под ручку с детьми. К двум часам «педагоги» вытесняются «парадом чинов». На проспект выходят нежные родители тех же детей в щегольских одеяниях. Это время выставки тысячи сортов шляпок, дамских платков и платьев, очаровательных башмачков, превосходных бакенбардов и усов, разнообразных сюртуков, перстней на мизинцах, и т.д. «Парад чинов» длится до трех часов.

Затем Невский проспект опять пустеет и оживает лишь с наступлением сумерек. Именно тогда здесь встречаются два товарища: поручик Пирогов и художник Пискарев. Если Пирогов был самоуверен и самонадеян по натуре, то его друг художник был робок и застенчив. Пирогов был уверен, что ни одна красотка перед ним не устоит, а Пискарев любил только одно искусство и не смел даже надеяться на взаимность. Поручику понравилась одна блондинка, и он решил последовать за ней, а художнику – некая брюнетка. Так они и разминулись.

Следуя за девушкой, Пискарев хотел лишь увидеть, где она живет. По дороге она обернулась и посмотрела на него сурово. При этом она была настолько обворожительна, что он решил и дальше идти за ней. Во второй раз она уже обернулась с улыбкой. Дойдя до четырехэтажного дома, она знаком показала следовать за ней. Окрыленный чистыми, непорочными чувствами, он так и поступил. Они поднялись по лестнице и постучали в какую-то дверь. Им открыла некая приятная, но нагловата женщина. В квартире царил неприятный хаос, были еще несколько женщин, а за дверью раздавался громкий мужской и женский смех. Сомнений не оставалось: он попал в какой-то отвратительный приют. А девушка, за которой он следовал, в его глазах стала каким-то двусмысленным существом. Потрясенный Пискарев, недолго думая, просто сбежал.

Он чувствовал себя словно бедняк, только что нашедший жемчужину и выронивший ее. Дома он увидел сон. За ним пришел лакей в богатой ливрее и сказал, что барыня, за которой он следовал, просит его прийти. Пискарев сел в карету и отправился к ней. Затем он оказался на балу в каком-то дорогом особняке. Все это никак не вязалось с тем, что он видел в той комнате на четвертом этаже. На балу были сияющие дамы, мужчины во фраках, и вдруг появилась она. Она было, конечно же, прекраснее всех. Подойдя к нему, она пыталась что-то сказать ему, но им помешали. И тут он проснулся и вновь оказался в окружении отвратительной реальности. С тех пор он только снами и жил. Даже купил и торговца шалями персиянина баночку опиума, чтобы лучше спать.

Жизнь потеряла всяческий смысл. Пискарев стал жить только во снах и мечтах. Мысленно он представлял, как женится на своей брюнетке и тем самым спасет ее от разврата, а она раскается и станет как прежде прекрасна. С этими мыслями он решил отправиться в этот злополучный дом и поговорить с ней. Дверь открыла именно она и спросила, почему он сбежал в прошлый раз. Собравшись с духом, он рассказал ей о своем «плане спасения». Он предложил ей стать его женой, уйти из этого притона и трудиться вместе с ним, чтобы улучшить жизнь. На это девушка ответила презрением. В отчаянии он бросился бежать оттуда. Несколько дней двери его комнаты не открывались, а когда их взломали, то нашли его бездыханное тело с перерезанным горлом. Так тихий, скромный художник, носивший в себе искру таланта, стал жертвой безумной страсти. Похоронили его на Охтинском кладбище, а приятель его поручик Пирогов даже и не появился, так как сам попал в неприятную историю.

Последовав за блондинкой Пирогов, попал в дом некоего жестянщика Шиллера. Помимо него в грязной комнате был еще пьяный сапожник Гофман, который готов был отрезать нос жестянщику, чтобы тот употреблял поменьше табаку. Словом, на этот окаянный нос требовались большие расходы. Увидев вошедшего поручика, они его быстренько выгнали за шиворот. Но Пирогов не отчаялся и все равно был уверен, что добьется свою блондинку. На следующий день он снова явился и пытался заигрывать с ней, на что она пригрозила позвать своего мужа. Тут явился сам Шиллер, который с похмелья ничего не помнил. Ему не понравилось наглое поведение гостя, но заказ на новые шпоры он у него принял.

С тех пор Пирогов стал часто заходить, чтобы осведомиться о шпорах. Шиллер старался как можно быстрее закончить работу. Когда шпоры были готовы, поручик так расхваливал работу мастера, что того обуяло самодовольство. Оттого он с удовольствием согласился и на второй заказ от поручика, но тут же пожалел, так как, уходя наглец поцеловал его жену прямо в губы. Теперь Шиллер стал думать над тем, как избавиться от наглого клиента. Тогда он вместе с Гофманом и столяром Кунцем разработал план.

Однажды, проходя мимо дома жестянщика, Пирогов увидел в окне любимую немку. Она по секрету объявила ему, что муж по воскресеньям отсутствует. Через неделю он уже был у нее в комнате. Поручик вел себя учтиво и даже пригласил блондинку на танец. Тогда она встала посередине комнаты и приподняла свою прекрасную ножку, что просто восхитило поручика. Он тут же бросился ее целовать, а тем временем в комнате появился пьяный Шиллер с друзьями. Они схватили Пирогова и надавали тумаков, а потом выкинули вон. Тот сначала грозил жестянщику Сибирью, хотел было пожаловаться генералу и даже самому государю, но по дороге зашел в кондитерскую и гнев его улетучился. Там он съел пару слоеных пирожков, почитал газету и жизнь наладилась. А вечером у друзей он так славно танцевал мазурку, что восхитились не только дамы, но даже их кавалеры.

Заканчивая повесть, автор вернулся к Невскому проспекту, на сей раз с нотками разочарования. Он рекомендовал никогда не доверять этой обманной улице и ее неверному свету фонарей. Сам он старался ходить по проспекту, накрепко укутавшись в плащ, и стараясь не глядеть на прохожих. Ведь все это обман, все мечта, и все не так, как кажется!

Читайте так же - Н. В. Гоголь "Невский проспект": анализ повести

Источник.

Вам понравилась статья?

Проголосовали:18

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

7 комментариев
Понравилась публикация?
12 / -2
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые