![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/18/60x60/262eabfc90a609ab03597024513fc0d6.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/25/60x60/17bf02afa642156d31664e164395a9ad.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/a329088ed9ac8f3f3967caf3330d8e52.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202205/03/60x60/9356b2eeb5f5f8e2718c671ff8a214e1.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/04/60x60/e23a750457a72a94ece6373a49c6b472.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/02/60x60/a641345b5e39fd5fa941e359ec7df263.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/13/60x60/966d92f2b8caaec3ba1445bbf9a90f5e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/28/60x60/55fe32b11fb4d215fde08f2e1fc4f352.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/1896a2761beb0bc79a687f50aff6bc8e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/С.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/10/60x60/9f1e5ff8fbcb98c5369e083ea62f4a09.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/28/60x60/97589dc966589de4168dca60ab145f7d.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/26/60x60/e167ad0ced6a501479690d6c4a234e35.jpg)
Исчезновение из аптек в октябре противовирусных препаратов, антибиотиков, антикоагулянтов и других лекарств, используемых для лечения и профилактики коронавирусной инфекции, многие связали с маркировкой товаров, которую вводит государство. Критики уверены, что в дефиците виновата система цифрового мониторинга движения лекарственных средств.
Однако, по мнению ряда экспертов, дело не в самой маркировке, а в немалом количестве противников усиления госконтроля, особенно в тех сферах, где доля нелегального оборота велика. Мнения экспертов приводит издание «Компания».Система мониторинга была запущена 1 июля, тогда как нехватка лекарств обнаружилась еще весной, когда, по данным аналитической компании DSM Group, спрос подскочил на 25 процентов. Затем очередные перебои с поставками произошли уже в конце сентября и совпали со второй волной коронавируса.
Аналитики такую ситуацию на лекарственном рынке назвали идеальным штормом: спрос резко вырос, а фармпроизводители оказались не готовы его удовлетворить, в том числе, из-за зависимости от иностранных субстанций, плюс желание государства регулировать ценообразование. Последней каплей стали новые правила реализации.
Издание отмечает, что в Минпромторге, который курирует проекты по маркировке, не согласны с тем, что она влияет на скорость движения товаров от дистрибьюторов к аптекам и доступность медикаментов. Однако, в начале ноября маркировку перевели «на упрощенку»: теперь она носит уведомительный характер. Кроме того, в Росздравнадзоре была создана комиссия, занимающаяся допуском на рынок немаркированных препаратов, произведенных после 1 июля.
Это подтверждает и проведенное в ноябре исследования на платформах «Доктор на работе», в котором приняло участие более 1600 врачей со всей страны, и «Smartpharma» среди 1380 фармацевтов и провизоров. 30 процентов опрошенных считают, что исчезновение лекарств связано с пандемией, а также с проблемами импортозамещения — 20 процентов, закрытием заводов по производству препаратов — 20 процентов и отсутствием государственной поддержки — 20 процентов. И лишь 10 процентов врачей в качестве причин назвали маркировку.
Тем не менее, в прессе и соцсетях была организована шумная кампания по дискредитации самой идеи маркировки.«Когда в массмедиа началась волна истерии насчет дефицита лекарств, мы провели свое исследование, охватив практически все крупнейшие регионы, и выяснили, что проблемы с лекарствами наблюдались максимум в 20 процента аптек. При этом те препараты, что отсутствовали в одной торговой точке, можно было купить в соседней. Для нас в какой-то момент стало очевидно, что это была согласованная PR-акция, которая была пролоббирована силами, не заинтересованными в маркировке», — рассказал глава ассоциации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
Также благодаря исследованию «Общественной потребительской инициативы» выяснилось, что часть проблем с поставками лекарств возникли из-за нежелания участников товаропроводящей сети обучить сотрудников работе с новым софтом. По словам экспертов, плюсы введения маркировки товаров очевидны как для государства, так и для бизнеса: сектор обеляется, появляются налоги, как с организаций, которые вынуждены выходить из тени, так и с людей, которые работают в этих организациях.
Плюсы для бизнеса — работа в условиях честной конкуренции. Как отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, официальные производители смогут увеличить прибыль на 50–75 процентов за счет того, что через границы перестанут провозить немаркированные товары, и они не будут поступать на полки магазинов. При этом он понимает и опасения бизнеса: предприятия столкнутся с дополнительными расходами (на покупку дополнительного оборудования и обучение сотрудников), что может привести к увеличению стоимости товаров. Также могут возникать сбои в поставке товаров до тех пор, пока все операции не будут упорядочены по всей цепочке.
При этом, эксперты считают, что претензии бизнеса по поводу того, что маркировка — это дорого и технически трудно, не оправдываются. Для внедрения системы маркировки розничная компания должна иметь принтер, двухмерный сканер штрихкода, онлайн-кассу, усиленную квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться в системе маркировки и интегрировать с ней свою учетную систему. У многих розничных компаний все это уже есть.
Кроме того, для производственных площадок и площадок дистрибьюторов разработаны готовые решения по маркировке, комплексы оборудования для выполнения всех операций, проводимых в рамках национальной системы маркировки, такие как нанесение средств идентификации на производстве, агрегация, сериализация, складские операции. В АКОРТ уверены, что по тем товарным группам, по которым вводится маркировка, рынки высококонкурентные, именно поэтому внедрение маркировки не приведет к повышению цен.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: