Экономика без прилагательных, но со смыслом

В строгом научном и философском смыслах экономика — это прежде всего отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Экономика (в своем историческом развитии) начиналась как моральная (нравственная) философия. Сегодня экономика и философия искусственно разведены, сведены в самостоятельные научные дисциплины, существующие по своим собственным, независимым законами. Триста же лет назад экономика была органической частью моральной философии, а основатель экономической науки, знаменитый Адам Смит, был заведующим кафедрой нравственной философии университета в Глазго. Другой основатель экономической науки, Джон Локк, был также философом, предложившим до сих пор сохранившиеся в теоретическом арсенале экономической науки ключевые ее понятия: «общество» и «экономический человек».
Принципиальный отход в экономической науке от нравственных оснований и категорий совершает Дэвид Юм, который пошел на полное устранение из предмета этой науки всего ценностного, духовного, оставив в ней только практическое, прагматическое начало. Так состоялось главное искажение предмета экономики: она перестала быть частью всего спектра нравственной философии, и сохранилась как искусственно созданная частными исследователями наука, сфокусированная сначала на теоретическом, а затем уже неприкрыто прагматичном интересе. В такой науке общее благополучие человека сведено к его материальному благосостоянию, а сам человек с его верой, поиском смыслов – к экономическому придатку материального мира.
Произошла чудовищная примитивизация мира, общества, человека, его целей и ценностей! В экономической сфере уже не осталось никакой этики, духовности, философии. Таинственный, богообразный, космический мир трансформировался в примитивную общественную схему, где человеку отводится роль продавца, покупателя или посредника в потреблении товаров и услуг. Даже социальные отношения между людьми и их группами теперь сводятся исключительно к взаимодействиям хозяйственным.
И так во всем, вместе с понятием «экономика» получили: вместо целостного, божественного мира – экономико-производственный его скелет, вместо творческого, духовного человека – жалкий и примитивный, алчный фантом! Без преувеличения можно сказать, что экономика стала той самой «философией», из которой вынули всю ее глубину и целостность, все её духовно-нравственные и солидарно-социологические начала. То, что осталось в результате этого великого «обрезания», - экономика - и стала теоретической базой построения всех существующих ныне социально-экономических моделей. Что же тогда мы удивляемся постоянным кризисам, несовершенством мироустройства?
Понимание вышесказанного убеждает, что глобальный мировой кризис начался вовсе не сегодня, а тогда, когда произошёл кардинальный отход экономики от философии в ее предметном понимании, и сами перманентно возникающие кризисы носят не экономический, а мировозренческий характер! Финансы, экономика, политика, технологии и инновации – лишь следствие искаженных первичных, мировоззренческих, ценностных установок.
При философском, системном анализе, они оказываются самыми примитивными, самыми поверхностными, самыми фрагментарными и нелепыми, искаженными моделями человека, общества, мира, государства, целей и ценностей существования. Общим признаком для всех этих, так называемых экономических моделей развития, является максимальная удаленность их от настоящего, целостного рассмотрения, ориентированного на гармоничное развитие человека, общества, природы и на понимание божественного начала в развитии мироздания.
Даже уже сказанного вполне достаточно, чтобы понять главное: искажения предмета экономики как социально ориентированной науки действительно поразительны! Целиться в нравственные, духовные вопросы человеческого бытия в контексте открытых социально-экономических систем, сообществ, а попасть в примитивное, потребительское, экономическое существование, принципиально лишенное какого-либо морального начала.
Теперь понимая, с какой экономикой мы имеем дело, вернемся к тому, что лежит в её (экономике) основе – отношениям людей, которые регулируются нормами: писанными и неписанными. Эти нормы образуют несколько уровней, определяющих иерархический характер отношений между людьми: законы духовные, нравственные нормы, юридические нормы, ценностные установки и законы. Других норм, регулирующих человеческие отношения, нет. Все другое – это механизмы, инструменты, обеспечивающие человеческие коммуникации.
В основе развивающегося, открытого общества лежит общность замыслов, смыслов, однозначно понимаемых всеми членами этого общества, единство понятий и способов оперирования этими понятиями в процессе реализации замыслов. Одним из ключевых из этих понятий является понятие «экономика». Общество управляется, отнюдь, не столько с помощью системы человеческих законов, норм, и, конечно, не с помощью эффективных властных и силовых структур, федеральных программ развития и эффективных государственных и не очень менеджеров, и тем более не с помощью системы наград и наказаний. Мы все прекрасно понимаем метафору про "разруху не в сортирах, а в головах", но делаем всё и всё время «как всегда».
Оборот идей, смыслов, понятий в обществе - это процесс коммуникации отдельных индивидов в форматах общественного сознания, и самое трудное время для общества наступает, когда общие смыслы исчезают из структуры понимания личностей, то есть разрушается система понимания и толкования информации, смысла и замыслов развития. Рождение кризисов всех форматов и направлений, духовный и материальный упадок говорят только о том, что произошли или серьезные деформации в системах генерации и использования смыслов (смысловых моделей), понятий в общественном сознании, или вообще такие системы отсутствуют.
Таким образом, развивающееся, созидающее общество - это всегда исключительно целостная система формирования и распространения смыслов, понятий, которые становятся средой, предметом коммуникации и общественного развития. Такая система, в зависимости от глубины исчисления смыслов, полноты цельности, глубины понимания сущностных процессов общественного развития, от осмысленности действий может замедлять или ускорять процесс преобразований в обществе на уровне социальных, технологических, политических или экономических моделей.
Экономика, в представленном нами подходе, рассматривается нами как система, занимающаяся организацией оборота смыслов в процессе совместной хозяйственной деятельности людей, управлением смыслами в создаваемых экономических моделях развития. Цель экономики характеризуется единством структуры смыслов и их целевых функций, способных обеспечить эффективное функционирование и развитие материального производства, в формировании управленческих сообществ, реализующих модели коммуникации в процессе хозяйственной деятельности. Таким образом, экономика - это коммуникационная технология, обеспечивающая баланс структурно-функциональных отношений и в определенной предметной области этих отношений между людьми в процессе природообразного хозяйствования.
Привыкшие за последние столетия мыслить исключительно в экономических категориях люди могут изумиться: возможен ли отказ от экономических приоритетов, принципов принятия решений, экономических ценностных оценках человека и его сообществ? Чем заменить ВСЕ ЭТО? Ответ не так уж парадоксален: история знала периоды, в которых экономика уже играла второстепенную, подчиненную роль, а судьбой были религия, культура, философия, идеология, искусство!
Экономика — это дело человеческое по природе, слишком человеческое, это, то что заложено в человека самой природой не вещная, материальная структура, а лишь, та концепция, обозначающая естественное определённые восприятия отношений.
Интенсивно развиваемые в настоящее время информационные, инновационные и коммуникационные технологии – прекрасный пример практического внедрения технологии управления смыслами, целенаправленно созданной системой распространения, смыслов в общественном сознании.
Поэтому и важно осторожно и внимательно пользоваться смысловыми категориями, которые могут разрушать общественное сознание, позволять манипулировать отдельными людьми и их сообществами, временно извлекать выгоду. Проектная экономика, цифровая экономика, инновационная экономика – это явная подмена, эксплуатация смысловых понятий. Экономика была и есть система отношений между людьми, а все остальное либо относится к механизмам, обеспечивающим человеческие коммуникации по природе. То есть, если использовать терминологию корректно, то конечно, это исключительно экономика с приоритетными, развивающимися проектным её обеспечением, развитыми цифровыми и инновационными технологиями. И это только отдельные черты, механизмы единой, цельной экономики, но той экономики, которой возвращены смыслы и духовные, нравственные основания.
Духовная власть в системе генерации и использования смыслов, понятий и ценностей – это духовный, общественный контроль над производством идеалов и обеспечение коммуникационной инфраструктуры распространения идеалов, то есть смыслов, в человеческом сообществе как раз по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Поэтому нужно обязательно исключить манипуляцию экономических терминологий в узкокорыстных целях, в политических временных кампаниях и использовать корректные, истинно-природные, смысловые понятия для взаимопонимания и созидания их в социальном обществе.
Мозг сворачивался в трубочку)), но я дочитала вот до этого
Так и хочется спросить
Это и есть истинно природные выражения?
Оч странная природа
Вася, а Вы можете изложить написанное в 2-3 строчках в исконно природных выражениях?