Административно-правовые аспекты отобрания детей из семьи
В настоящее время защита прав детей является одной из актуальных и важнейших проблем, волнующих общественность.
Владимир Владимирович Путин в Послании к Федеральному собранию подчеркнул, что ключевая задача государства – всемерная поддержка семьи, так как семья, рождение детей, продолжение рода были и остаются мощным нравственным каркасом.
Поэтому мы считаем, что проблеме нарушения порядка изъятия детей органами опеки и попечительства стоит уделить особое внимание.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность сотрудников органов опеки и попечительства за нарушение должностным лицом субъекта исполнительной власти РФ или органом местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающимся в передаче на воспитание в семью либо в специальное учреждение (ст. 122 СК), а также заведомо недостоверных сведений (п. 1 ст. 5.36), за совершение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот (п. 2 ст. 5.36 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»), за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»).
Исходя из прочитанной судебной практики, мы приходим к выводу, что в количество неправомерного изъятия детей со стороны органов опеки и попечительства нарастает. Так, например, руководствуясь видеосъемкой, выложенной на интернет-канале «youtube», в которой явно отражены нарушения прав детей органами опеки и попечительства, мы наблюдаем применение физической силы к несовершеннолетним, негативное психологическое воздействие на них и некомпетентное поведение должностных лиц.
Данный случай не единственный в судебной практике. Однако административная ответственность за нарушение порядка изъятия детей органами опеки и попечительства не установлена. В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве в Российской Федерации» предусмотрена гражданская ответственность за вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействий должностных лиц органов опеки и попечительства.
Считаем целесообразным урегулировать порядок изъятия детей и законодательно закрепить административную ответственность за его несоблюдение.
Порядок изъятия детей должен носить жестко регламентированный характер на федеральном уровне. Основание изъятия органов опеки и попечительства является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.
Более подробные основания устанавливаются законодательно на уровне субъектов Российской Федерации самостоятельно и по своему усмотрению. Например, в Нижегородской области данное основание подробно трактуется, а именно: отсутствие полноценного ухода за ребенком, создающим угрозу его жизни или здоровью, отказ законных представителей от лечения ребенка, имеющего заболевания, требующие срочного медицинского вмешательства, наличие признаков физического и/или психического насилия над ребенком и др.
Однако следует заметить, что, например, в Положении Нижегородской области не прописан четкий порядок изъятия детей и обязанности органов опеки и попечительства по отобранию детей.
Предлагаем ввести обязательную видеосъемку при изъятии ребенка из семьи органами опеки и попечительства, которая будет прилагаться к материалам дела, что обеспечить законность проведения данных действий, а также защиту прав не только родителей и детей, но и должностных лиц.
Также необходимо четко прописать в законодательстве Российской Федерации и законодательстве субъектов Российской Федерации права и обязанности сотрудников органов опеки и попечительства по изъятию детей из семьи.
Для обеспечения законности процедуры изъятия детей необходимо установить административную ответственность сотрудников органов опеки и попечительства, так как очень часто на практике должностные лица даже не предоставляют удостоверения, подтверждающих их статус, так как в законе это не прописано.
Более того, сотрудники органов опеки и попечительства часто выходят за рамки своих полномочий, зная о том, что за этим не последует ни административная, ни уголовная ответственность.
Таким образом можно было бы обеспечить гарантию прав ребенка и его родителей. А также сократить нарушение со стороны органов опеки и попечительства.
Нужно ли вводить административную ответственность для сотрудников органов опеки и попечительства?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: