Есть ли перспективы развития у малого бизнеса в России?
Есть ли перспективы развития у малого бизнеса в России?
Малый бизнес считается основой рыночной экономики страны. Развитие малого бизнеса обеспечивает рост конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Субъекты малого предпринимательства решают проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики. Государству необходимо уделять больше внимания малому бизнесу. Оно должно создавать тепличную среду для его развития и непрерывно совершенствовать ее. Развитие малого бизнеса должно предполагать значительную государственную поддержку. Это в первую очередь заключается в инвестиционных, налоговых и кредитных программах. Должны предусматриваться различные льготы, существовать информационная поддержка. Популяризация занятия малым бизнесом также даст толчок роста. Весомым вкладом для развития малого бизнеса является образование, особенно высшее. Взаимосвязь между развитием малого бизнеса и развитием образования прямопропорциональная.
Исходя из вышеперечисленного, государство заинтересованно в развитии малого бизнеса. Оно проводит различные изменения в сфере малого бизнеса, также создает нововведения. Так, нормативная база к 2016 году претерпела ряд продуктивных изменений:
• упрощен процесс регистрации;
• ограничен объем плановых проверок мелких предпринимателей;
• сформирован институт омбудсменов, отстаивающих предпринимательские права в банках;
• увеличена максимальная доходность для переведения бизнеса на упрощенное налогообложение;
• открыт доступ малому бизнесу к заказам госзакупок;
• введен региональный торговый сбор, сумма которого зависит от габаритов занимаемого помещения, стоимости оформленного патента на используемый вид деятельности;
• повышен страховой взнос;
• установлен обязательный налоговый сбор на недвижимую собственность для предпринимателей, использующих систему УСН либо ЕНВД (ранее организации, работающие по данным системам налогообложения, налог не выплачивали);
• внедрен обязательный электронный метод отчетности для налоговых органов (рукописные отчеты по регламенту запрещено принимать), что облегчило деятельность предпринимателей в ракурсе формирования, подачи документации;
• изменено пороговое значение и доход лица, применяющего упрощенную налоговую систему;
• введены двухлетние налоговые каникулы для начинающих мелких предпринимателей;
• продлена упрощенная вмененная система налогообложения;
• установлены дополнительные полномочия в регионах органам, предоставляющим налоговые льготы микробизнесу.
Предпринимателям, имеющим небольшой бизнес, правительство нацелено помочь повысить конкурентоспособность, улучшить конкурентные условия для облегчения работы на рынке услуг, товаров. Поэтому основное направление проекта – создание новых рыночных ниш, позволяющих свободно вести бизнес. В результате планы регулятора дадут возможность существенно увеличить численность предприятий малого бизнеса, что обусловит увеличение занятости в указанном секторе.
В рамках проекта государственной поддержки налоговая служба разработала и внедрила реестр мелкого предпринимательства, охватывающий больше 5 миллионов субъектов МСП, в частности 2,6 млн. юридических лиц, 2,9 миллионов индивидуальных предпринимателей. Новый реестр предполагает получение бизнесменами преимуществ: отсутствие необходимости в оформлении документации, поскольку данные новых участников реестра вносятся автоматически; бизнес, присутствующий в реестровом перечне, поможет заручиться фондовыми средствами, выделенными в помощь предпринимательству.
Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:
– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн. руб.;
– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;
– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.
В 2019 году государство выделило банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб. Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно распространилось на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование осуществилось более чем на 200 млрд руб.
Любому коммерческому предприятию важнее получить «живые» деньги на развитие предприятия, чем консультацию. Господдержка малого бизнеса в 2020 году предусматривает выделение предпринимателям 15 млрд рублей. Существует несколько вариантов получения финансирования.
1. Субсидия начинающим предпринимателям. Финансирование по линии Министерства экономики и развития предусматривает выделение безвозмездной субсидии для владельцев компаний, действующих на рынке менее 2 лет. Максимальный размер - 500 000 руб. Деньги выделяются на конкурсной основе – его условия и сроки оглашаются заранее.
2. Субсидия от центра занятости. Государственная служба занятости выдает субсидии безработным россиянам, планирующим открыть собственное дело. В рамках безвозмездного финансирования малого бизнеса государством в 2020 году выделяется на открытие ИП 60 000 руб.
3. Льготное кредитование. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2020 году предусматривают финансовую поддержку при потребности в кредитовании. У предпринимателя три варианта: 1) оформить в банке заем, а затем получить субсидию в объеме процентной ставки; 2) оформить на небольшой срок микрозайм на сумму 10-100 тыс. руб. под 5-10 % годовых. Обязательное условие - финансовое обеспечение (оборудование, мат. активы, недвижимость); 3) оформить льготный займ, обратившись за поручительством в гарантийный фонд. Лояльные условия предоставляются владельцам предприятий в сфере АПК: ставка по кредиту для них составит не более 5%. Остальное компенсирует Министерство сельского хозяйства.
4. Весомая поддержка государством малого бизнеса 2020 – конкурсные федеральные программы, в рамках которых начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение внушительных сумм – до 25 млн руб.
Давайте обратим внимание на то, как обстоят дела с образованием. Согласно Росстату количество учебных заведений снижается и эта тенденция продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива. Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011-1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать. На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741. Такая же тенденция была и по количеству студентов — 4741,4 в 2000/2001 учебном году и рост до 70049,8 тысяч человек в 2010/2011 учебном году, а также падение до 4161,7 тысяч в 2018/2019 учебном году. В результате общее число людей с высшим образованием может в среднесрочной перспективе снизится. . С 2012 года последовательно сокращается численность аспирантов и докторантов. В вышеуказанном году их было 146754 и 4554 человек соответственно. А в 2018 – 90823 и 1048 человек. Этот процесс вызван отчасти некоторым ужесточением политики в области защиты диссертаций, отчасти кризисными проявлениями в российской науке.
Из вышеперечисленного можно сказать, что государство неэффективно участвует в развитии малого бизнеса. Некоторые изменения положительны, а некоторые отрицательны. В целом такие изменения никак не повлияли на малый бизнес. Согласно ФНС количество субъектов малого бизнеса и работников занятой в этой сфере практически не изменилось. Доля малого бизнеса в экономике страны также практически не изменилась. С учетом экономического кризиса в стране, длящегося с 2014 года, неэффективной политики государства, международными санкциями, которые наносят урон экономики, и снижения иностранных инвестиций перспективы развития малого бизнеса в России отсутствуют. В ближайшие годы тенденция застоя в этой сфере экономики останется. Изменить такой ход событий в лучшую сторону может только государство, которому для этого необходимо принять эффективные меры.