Броня крепка и танки наши быстры
Война, как известно, лучший двигатель прогресса. Танковая промышленность Советского Союза всего за несколько военных лет совершила головокружительный качественный рывок. Настоящим венцом этого стали танки серии ИС.
Магнитогорские рецептуры..
До Курской дуги, ставшей катализатором развития отечественного тяжелого танкостроения, главным объектом модернизации был танк КВ. Первоначально все работы были направлены на снижение доли дефицитных легирующих добавок в составе брони. Даже название в ЦНИИ-48 придумали соответствующее – экономнолегированная сталь. Первоначальная броня марки ФД-7954, с которой танк КВ вошел в Великую Отечественную войну, содержала по техническим требованиям до 0,45% молибдена, 2,7% никеля и хрома.

Уже к концу 1941 года группа исследователей под руководством Андрея Сергеевича Завьялова в «Броневом институте» создали рецептуру стали ФД-6633 или 49 С, в которой молибдена требовалось не более 0,3%, хрома – до 2,3%, а никеля – до 1,5%. Учитывая, что танков серии КВ с о второго полугодия 1941 года до 1943 года было собрано около 4 тысяч экземпляров, можно представить объем реальной экономии легирующих металлов.

Секрет успеха..
Секрет успеха металлургов кроется в исследовании параметров формирования волокнистого излома брони – основного параметра снарядостойкости. Оказалось, можно обойтись без существенной доли легирующих элементов, просто изменив скорость охлаждения брони при закалке. Но это на словах все просто – сколько предварительных опытов и плавок пришлось делать металлургам, рассказать смогут только засекреченные сейчас архивы.
На Магнитогорском металлургическом комбинате в 1941 году были получены первые опытные образцы стали 49 С, которые не уступали традиционной «довоенной» броне. В частности, обстрелы 76-мм пушкой показали полное соответствие тактическим требованиям к танку. И с 1942 года на серию КВ шла броня только с именем 49 С. Стоит помнить, расход хрома, молибдена и никеля при этом серьезно снизились.

На этом поиски новых рецептур брони для тяжелой техники не закончились. В 1942 году была «сварена» сталь ГД-63-3, напрочь лишенная дефицитного хрома и никеля. В какой-то мере никель заменили марганцем – его доля увеличилась в три с лишним раза (до 1,43%). Опытные образцы новой брони были обстреляны. И они оказались вполне пригодны для массового использования в конструкции КВ. Но вот сами танки с броней средней твердости «Клим Ворошилов» уходили на покой. А место тяжелых машин занимали машины «Иосиф Сталин» с броней высокой твердости.

Катаная броня 51 С..
Если броню 70 Л для башни ИС-2 можно было отливать, то с корпусными деталями танка такой фокус не проходил. Здесь инженеры сталкивались сразу с двумя проблемами – созданием высокотвердой брони большой толщины и необходимостью ее сваривать в готовый корпус.
О том, какие проблемы вызвала сварка брони Т-34 уже, наверное, известно всем интересующимся – высокая вероятность трещинообразования в области сварочных швов. ИС-2 не был исключением. И его корпус первоначально предполагалось варить из окончательно термически обработанных деталей.
Отдавая себе отчет, какие трудности и опасности принесет подобное технологическое решение в войсковой эксплуатации, специалисты ЦНИИ-48 изменили цикл производства танков. В итоге в 1943 году на Уральском заводе тяжелого машиностроения и челябинском заводе №200 корпуса ИС-2 решено было варить из броневых листов, прошедших после прокатки только высокий отпуск. То есть по факту корпус тяжелого танка собирали из «сырой» стали. Это серьезно снижало дефекты от сварки на высокотвердой катаной броне 51 С.

Окончательную термообработку нагревом до закалки проводили уже на сваренном корпусе танка, предварительно укрепив его внутренними распорками. В печи корпус выдерживали в течение трех часов. А потом на специальных приспособлениях переносили в водяной закалочный бак и выдерживали в нем 15 минут. Причем температура воды в закалочном баке поднималась от 30 до 55°С. Температура поверхности корпуса после извлечения из воды составляла 100–150°С. И это еще не все.
После закалки корпус немедленно подвергали низкому отпуску в циркуляционной печи при температуре 280–320°С с выдержкой после достижения этой температуры в течение 10–12 часов. Аналогичным образом проводили низкий отпуск литых башен из брони 70 Л. Интересно, что контроль трещинообразования в опытных корпусах ИС-2 длился в течение четырех месяцев, когда из ворот завода сходили первые серийные танки.

Химический состав..
Что же из себя представляла катаная броня 51 С, ставшая основной для ИС-2, ИСУ-122 и ИСУ-152? Это глубоко прокаливающаяся сталь для больших толщин брони, имеющая следующий химический состав (%):
С 0,18–0,24
Mn 0,70–1,0
Si 1,20–1,60
Cr 1,0–1,5
Ni 3,0–3,8
Mo 0,20–0,40
P ≤0,035
S ≤0,035.
В сравнении с литой броней 70 Л в катаной стали 51 С выше была доля молибдена и никеля, который гарантировал повышение прокаливаемости до 200 мм. Когда корпуса тяжелых танков обстреляли 88-мм снарядами, оказалось, что броня высокой твердости намного превосходит по стойкости своих предшественников средней твердости. Вопрос о постановке катаной брони 51 С был решен незамедлительно.

«Умная» сварка..
Немаловажный вклад в успешность освоения броневого производства танков серии ИС внесла автоматическая сварка стали под слоем флюса. Поскольку перевести на такую сварку весь процесс изготовления танкового бронекорпуса на начало 1944 года было невозможно, то инженеры сосредоточились на автоматизации наиболее протяженных и механически нагруженных швов.
На челябинском заводе № 200 в процессе сборки корпуса тяжелого танка ИС-2 могло быть автоматизировано только 25% от всех сварных швов. К середине 1944 года в Танкограде удалось автоматизировать 18% из всех возможных 25% сварных швов. Общая протяженность сварных швов по корпусу тяжелого танка ИС-2 составляла 410 погонных метров, из которых 80 погонных метров осуществлялась методом автоматизированной сварки

Такой результат привел к существенной экономии дефицитных ресурсов и электроэнергии. Удалось высвободить до 50 квалифицированных ручных сварщиков (их трудозатраты в количестве 15 400 человеко-часов) и сэкономить 48 000 киловатт-часов электроэнергии. Уменьшился расход электродов (порядка 20 000 кг, аустенитных – 6 000 кг), кислорода (на 1 440 кубометра).
Значительно сократилось и время проведения сварочных работ. К примеру, приварка днища и подбашенной коробки к бортам шестнадцатиметровым швом занимала в ручном режиме 9,5 человека-часов, а со сварочным автоматом всего 2. Аналогичный по длине шов, соединяющий днище с бортами корпуса танка в автоматическом режиме требовал 3 человека-часа (в ручном сразу 11,4). При этом высококвалифицированные сварщики могли быть заменены на автоматической сварке малоквалифицированными рабочими.

Уральские САГи..
Исследователь советской танковой промышленности, кандидат исторических наук Запарий Василий Владимирович из Института истории и археологии УрО РАН в одной из своих работ очень подробно описывает агрегаты автоматической сварки, используемой на Урале для бронекорпусного производства.
Самым распространенным был автомат типа «АСС» с головкой Буштедта. Всего на Уралмаше было восемь таких установок. Скорость подачи проволоки в данном автомате зависела от напряжения в дуге. Он требовал 5 агрегатов, в том числе 3 кинематических электромотора и 1 мотор-генератор.
К середине 1943 года под нужды тяжёлых танков ИС-2 сконструировали сварочный автомат «СА-1000». Или Сварочный автомат мощностью до 1000 А.
В целях освоения выпуска бронекорпусов для нового челябинского тяжелого танка ИС-3, инженерами завода в 1944 году был сконструирован аппарат «СГ-2000». Данная машина была рассчитана для работы с малоуглеродистыми сварочными проволоками повышенного диаметра (6–8 мм) и нашла свое применение в ходе изготовления башни ИС-3. Установка имела дозатор для введения в раздел шва специального состава (различные ферросплавы) с целью раскисления (восстановления) металла в нем. Всего на принципе саморегуляции сварочной дуги на УЗТМ к 1945 году было создано 9 автосварочных установок трех типов: «СА-1000», «СГ-2000», «САГ» («Сварочная автоматическая головка»).

Краше немецкой брони..
Итогом всей истории с бронированием тяжелых танков ИС стала удивительно оперативная разработка рецептуры стали, превосходящей по своим тактическим свойствам немецкую броню. В ЦНИИ-48 получили прокаливаемую 120-мм сталь, толщину которой в случае необходимости можно было увеличить до 200 мм.
Это и стало основным фундаментом для разработки послевоенного семейства тяжелых советских танков.

Евгений Федоров..
https://old.fishki.net/3486038-bronja-dlja-iosifa-stalina-rascvet-sovetskogo-tjazhelogo-tankostroenija.html
Умение воевать важнее танков, а сейчас турки доказали, что танки вообще "братская могила".Хотя с появление "Джавелинов" это и так было понятно. У фмннов в 1939 году было всего 28 танков. У Сталина более 20 тысяч. Самих финнов тоже было менее 4 миллионов против 170 миллионов Советского Союза. Кому интересно то почитайте как и кто воевал. Кстати у фашистов в начале войны тоже было с танками не очень хорошо. Но это дело историков и тех кто ей интересуется. Главное, что показала карабахская война? Армянская армия построенная по канонам российской. Была в пух и прах разнесена новинкой, то есть дронами. Судя по многочисленным видео танки представляли просто мишени в тире. Как и вся система ПВО. Ее и уничтожили в первую очередь. При чем не важно было стоит техника или движется. В видео приближение цели означает приближение к ней ракеты или дрона камикадзе.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в обращении к народу рассказал о потерях ВС Армении с начала военных действий - с 27 сентября, по 9 октября 2020
По его словам, были уничтожены 16 командных пунктов, 196 танков, 38 БМ-21, один "Ураган", 10 самоходных артиллерийских установок, в том числе восемь "Акаций" и две "Гвоздики", 36 боевых машин пехоты, 24 артиллерийские батареи, две РМ или средства противовоздушной обороны, пусковые установки двух комплексов "С-300", 25 зенитно-ракетных комплексов ОСА, два зенитно-ракетных комплекса КУБ, четыре средства радиотехнических помех Repelend, 136 пушек, 56 минометов, один огнемет ТОС-1 А, две радиолокационные станции, одна антенна "Кольчуга", рассказал Алиев в эфире всех азербайджанских телеканалов,
Надо делать выводы и срочно развивать и развиваться
&t=65sНаши верховные всегда готовятся к прошедшей войне.
Не так уж и слабо был подготовлен Карабах... Определённо, были и наши советники и специалисты... С такими успехами, Азербайджан, мог бы и до Москвы дойти... А быстро сменить военную доктрину и перевооружиться мы не сможем, в связи с отсутствием современных технологий и слабостью экономики в целом... Да и военная наука явно отстала от времени... Может, этот урок нам на пользу?
Против авиации дронами особо не повоюешь. Хотя в перспективе возможно. Так что никуда бы не дошел.
Сбивать копеечный Дрон дорогущими ракетами, это не решение вопроса... Тем более, что Дронов могут запускать и стаями... Мало того - к цели Дрон может пробраться и "огородами", а у нас нет низко летающей и малоскоростной военной авиации.. Нужны новые технические решения... Прошляпили наши военные "стратеги"...Надо идти на шаг впереди, а не на 10 шагов сзади..
Зачем ракетами, если у вертолета есть пулеметы? Кроме того есть расчет управляющий дронами. Если кассетные бомбы накроют, то самочувствие не улучшиться.
Кроме того в Карабахе не работал Глонасс и армяне пускали ракеты наобум, поэтому попали не в аэродром, а по жилому кварталу. Когда прилетает Точка У или Искандер, здоровье портится и надолго. Так что авиация у армян и ракеты толком не участвовали. Но вы правы, таки прошляпили и карабахский вал и линия Мажино, что они 30 лет рыли и бетонировали, не помогли.
Прямо сейчас у Соловьёва, один высококвалифицированный гость поделился мнением... Сказал - " Ещё при бомбардировке Югославии, стало видно, что беспилотники это большая сила, но мы из этого выводов не сделали... Чтобы поставить на вооружение самолёт 5-го поколения, надо 20 лет, чтобы спроектировать и построить двигатель для этого самолёта, нужно 10 лет... Флот развит односторонне, а Каспийская флотилия только начала развиваться, но слабыми темпами..."Глонасс, говорите? Так у нс постоянно спутников для него не хватает - один запустят, два упадут... А значит, не можем охватить и всю территорию, да и точность не велика... Точность у Армян такая же как и у нас... А Азербайджан, мог уничтожать, даже отдельного солдата... Уничтожили в Карабахе более 160-ти танков - значит, все...И многое другое, что могло двигаться, летать и стрелять... И это только одними беспилотниками... А мы в танковые биатлоны играем... А что говорят наши военные стратеги? - " Обозначьте нам противника и мы будем против него готовиться..." Позорище... Но, надо отметить, что гонять по Сирийским пескам банды басмачей, мы ещё можем... но...не больше... Да, кстати, о Точке-У и о Искандерах... Эти же беспилотники уничтожат их раньше, чем экипаж добежит до них... А чем занимается армия? - Тушит пожары, борется с наводнениями, строит больницы и дачки для своего командования... А в свободное от "основной деятельности" время, отрабатывает строевой шаг... Довоевались... Согласен - предателей, которые довели страну до такого состояния, можно повязать за одну ночь, но чтобы восстановить разрушенную экономику и науку, подготовить квалифицированные кадры, нужны ДЕСЯТИЛЕТИЯ... А точнее, количество лет, в течении которых мы разрушали страну, надо помножить на двое... Ломать - не строить...
Если использовать международную кооперацию, то гораздо быстрее можно модернизироваться. Турки в пример. Не только помидорами оказываются умеют торговать и оллинклюзив обеспечивать. Правда с экономикой у них швах, вот и потянуло на победоносные войнушки
.А танковый биатлон это цирк. Из четырех выстрелов по неподвижной мишени не попасть ни разу и это не худших танкистов на соревнование посылают
Комментатор просто огонь
Про Азербайджан не скажу, а вот Турция точно сможет.
Россия никогда не из ничего не извлекает уроков.
Неоспоримый факт... Начиная от царя Панька.. Но пора кому то включить голову, а кому то её открутить... Иначе, страну потеряем...
Кстати, совсем недавно, на ТВ проскочила информация, что американский дрон успешно пролетел по всему Черноморскому побережью России, причём, в зоне, запрещённой для полётов... Я даже не спрашиваю, почему внедрение беспилотников у нас находится в стадии "зачатия"...Меня больше интересует, есть ли у нас системы защиты от проникновения "вражеских" беспилотников на нашу территорию?... И похоже, что надёжной системы нет... А это значит, что мы даже не можем знать, чей это беспилотник и откуда он был запущен... Говорим - Армения не подготовилась... А мы?...Только не говорите, что эти беспилотники будем с вертолёта расстреливать, сбивать системами С-300 и С-400, а в случае чего, реактивные самолёты будут идти на таран... Для начала, не плохо бы их научиться обнаруживать, а уж потом, идти на таран... Очень хочется надеяться, что наш легендарный "бронепоезд", который всё ещё стоит на "запасном пути", окончательно не проржавел... а путь, не "стырили" на металлолом...
Весьма познавательно, Спасибо!
Эдуард, СПАСИБО! Я конечно в танках не бум-бум, но публикацию прочитала с удовольствием

))))
Статья доказывает, что советские люди в годы войны были очень талантливы и умны. Я горжусь своими предками.