Узбекистан и Туркменистан уходят в Китай.
Продолжу краткие обзоры, про нашего дальневосточного соседа.
Узбекистан: испытания новых форм сотрудничества в области безопасности?
Правительство Узбекистана, которое, казалось бы, встало на реформаторский путь после избрания в 2016 году президента Шавката Мирзиёева, рассматривало BRI как шанс стать неотъемлемой частью экономического коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия. КНР приветствовала это стремление. В прошлом году китайский государственный фонд Silk Road Fund (丝路 基金, Silu Jijin ) согласился предоставить узбекской государственной нефтегазовой корпорации АК «Узбекнефтегаз» заем в размере 585 миллионов долларов (Belt and Road News , 26 октября 2019 г.). Аналогичным образом, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в котором доминирует КНР (亚洲 基础 设施 投资 银, Yazhou Jichu Sheshi Touzi Yinhang),) заявил о своей готовности предоставить заем в размере 165,5 миллиона долларов (81 процент от общей стоимости) для оплаты проекта улучшения дорожной сети Бухары, который должен быть завершен к 2025 году (AIIB , без даты).
Основная угроза для китайских инвесторов в Узбекистане исходит, прежде всего, от деятельности воинствующих джихадистов, многие из которых приобрели международный опыт боевых действий в Сирии, Ираке, Афганистане и Пакистане. Минувший май был отмечен рядом тревожных событий: во-первых, талибы провели операции возле афгано-узбекской границы (« Стан Радар» , 18 мая); затем, по сообщениям, в Ферганской области на востоке Узбекистана была обнаружена сеть «Хизб ут-Тахрир», которая имела известные ячейки в пяти разных частях страны (Russian.people.com, 29 мая).
Совместные военные учения
В декабре 2017 года в ходе переговоров между тогдашним министром обороны КНР Чанг Ванкуанем (常 万全), тогдашним министром обороны Узбекистана Абдусаломом Азизовым и президентом Мирзиёевым были достигнуты договоренности о более тесном сотрудничестве в сфере безопасности. Кульминацией этого стало появление «Сотрудничества-2019» (合作-2019, Hezuo-2019), совместных антитеррористических учений Народной вооруженной полиции Китая (中国 人民 武装警察 部队, Чжунго Жэньминь Учжуан Цзинча Будуй) и Узбекской национальной полиции. Охрана, прошедшая в мае 2019 г. (Gazeta.uz, 21 декабря 2017 г., China Military , 17 мая 2019 г.). По словам командира учений НОАК Ван Нина (), Китай рассматривает Узбекистан как «важного стратегического партнера» в достижении мира и стабильности в Центральной Азии (Синьхуа)., 16 мая 2019 г.).
Оружие и вооружение
Хотя Узбекистан не является главным приоритетом для Китая с точки зрения экспорта вооружений, некоторые заметные изменения произошли с 2014 года, когда Узбекистан стал первым государством Центральной Азии, которое приобрело произведенную в КНР военную систему беспилотных летательных аппаратов Wing Loong I (Securityassistance.org, июнь 5, 2014). Впоследствии Ташкент приобрел (и успешно испытал) FT-2000 - экспортную версию Hongqi-9 (紅 LS-9), которая аналогична российскому ракетному комплексу средней и большой дальности С-300 (Podrobno.uz, 8 ноября 2019 г.). Самым последним китайским оружием, приобретенным и испытанным узбекскими вооруженными силами, был зенитный ракетный комплекс QW-18 (前卫-18), который поступил на вооружение Узбекистана в 2019 году (Polygon , 29 ноября 2019 года).
Нестандартные формы сотрудничества
Китайские ЧОК, представленные China Security Technology Group (中国 安 保 技术 集团, Zhongguo Anbao Jishu Jituan ), уже предлагают услуги в Узбекистане, хотя и без официального местного офиса (Cstghk.com, без даты). Группа Frontier Services также объявила о планах развертывания в Узбекистане в связи с растущим участием страны в BRI (Frontier Services Group , 2 марта 2018 г.), и вполне вероятно, что PSC продолжат расширять свои операции там. Большинство узбекских политиков, как и их казахстанские коллеги, не одобряют идею о том, что в Узбекистане действуют китайские спецслужбы (Expertonline.kz,24 августа 2017 г.). Учитывая растущую экономическую зависимость Узбекистана от инициатив, связанных с ОПОП, и острую потребность в иностранных инвестициях, эта позиция может измениться в будущем. Второй важный аспект китайско-узбекского военного партнерства - это военная журналистика и пропаганда. В 2019 году делегация Минобороны Узбекистана посетила КНР для изучения принципов организации и работы китайских военных СМИ. В ходе поездки делегация посетила головной офис People's Daily и Школу журналистики Китайского университета Жэньминь (Podrobno.uz, 10 декабря 2019 г.).
Туркменистан: сломанная пряжка BRI?
Туркменистан - нейтральное государство, изолированное от своего экстравагантного лидера и охваченное проблемами этнического национализма. В то же время он надеялся занять лидирующую роль в BRI и получить выгоду от китайских экономических инвестиций. Книга президента Гурбангулы Бердымухамедова, написанная в октябре 2017 года и наполненная легендами, историческими описаниями и местным фольклором, под названием « Туркменистан - сердце Великого шелкового пути», подчеркивает эти высокие устремления (« Туркменистан сегодня» , 21 сентября 2018 г.). Власти Туркменистана в первую очередь возлагают свои надежды на BRI на два крупных инфраструктурных проекта:
Железная дорога Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран (Orient.tm, 28 ноября 2017 г.).
Международный морской порт Туркменбаши (завершен в 2018 году), соединяющий Туркменистан, Азербайджан (Баку), Казахстан (Актау) и Россию (Астрахань). Порт является неотъемлемой частью коридора Ляпис-Лазурит, облегчая транспортировку грузов между Центральной Азией и Персидским заливом (Железные дороги Туркменистана, без даты; S ilk Road Briefing, 10 июля 2018 г.).
Хотя связи КНР с Туркменистаном не так тесны, как с Казахстаном и Узбекистаном, Пекин в последние годы расширил контакты с Туркменистаном как по экономическим, так и по вопросам безопасности. Китайские военные эксперты всегда считали Туркменистан слабым государством с точки зрения военного потенциала (Mil.qianlong.com, 5 апреля 2016 г.). В этом году Китай обогнал Россию и стал вторым по величине поставщиком оружия в Туркменистан, продавая оружие в обмен на плату за природный газ. (Китай монополизировал экспорт туркменского природного газа до такой степени, что газ фактически использовался как форма валюты в экономических контактах между двумя странами.)
В настоящее время Китай поставляет 27 процентов иностранных закупок оружия Туркменистаном, уступая только Турции (Dfnc.ru, 2019). В период с 2016 по 2018 год Туркменистан приобрел у Китая ракеты HQ-9, «Кай Шан-1» (凯 山-1) и FD-2000 (« Лента. Ру», 4 апреля 2016 г.; Министерство обороны КНР, 27 февраля 2018 г.). Однако сотрудничество было натянутым в 2018 году, когда цены на природный газ на китайском рынке резко выросли. Гарантированное разногласие привело к тому, что Китай занес Туркменистан в черный список и наложил де-факто временный запрет на все основные виды сотрудничества в сфере безопасности (Mnews.world, 20 сентября 2019 г.).
Вывод
Развивая как экономическое, так и связанное с безопасностью сотрудничество в связи с BRI, Пекин ясно осознал негативное восприятие своего растущего присутствия в сфере безопасности в странах Центральной Азии. Соответственно, Пекин продолжит уделять приоритетное внимание экономике, преуменьшая значение военных (или полувоенных) отношений. В то же время Пекин также продолжит наращивать свои усилия по обеспечению безопасности на межправительственном уровне. ЧОК и другие полугосударственные субъекты будут либо продолжать работать без местных офисов (оказывая специальные услуги), либо могут запустить пилотные проекты в Таджикистане и Кыргызстане - странах, экономическая зависимость которых от Китая огромна.
Несмотря на ограниченные в настоящее время уровни безопасности и военного вмешательства, китайские инвестиции в эти три государства Центральной Азии, тем не менее, растут. Это означает, что Центральная Азия, которая долгое время оставалась под зонтиком безопасности России, может медленно отдаляться от Москвы в сторону Пекина. В результате подавляющего экономического доминирования Китая и растущей «мягкой силы» над своими соседями в следующие два десятилетия КНР, вероятно, станет свидетелем усиления вектора безопасности своей политики в Центральной Азии.
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Ну вот, так я и думал, Москва становится не авторитет для Азии, Китай хочет стать лидером.
Он уже давно лидер! Наших там последнее время вообще не уважают! Будешь прикалываться, но нашим чиновникам (если не по протоколу) то руки не подают!
Москва не авторитет для всего мира.
Это точно!
Вполне предсказуемо.
Только многие не знают!
Ну как-то не совсем по барабану. Но примерно параллельно - точно.
Потом узбеки и таджики поедут в Китай работать? Интересно посмотреть на это...
Нет они будут пахать на Родине, во благо Великого Китая!