К вопросу о правомерности отказа в обслуживании покупателей не использующих маски и перчатки

В последнее время многих интересует следующий вопрос: «правомерен ли отказ продавца в обслуживании покупателя, не использующего средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ), и не является ли это уклонением от заключения публичного договора»?
В недавно опубликованном решении Верховного Суда РФ от 22 октября 2020 года по делу № АКПИ 20-536 по данному вопросу изложена следующая правовая позиция:
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Такими правовыми актами могут выступать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1 статьи 11). Согласно подпунктам «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции (COVID-19)» постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить в том числе определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлены обязанности. Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ряде регионов нормативными правовыми актами органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации были установлены требования обязательного использования СИЗ, в том числе масок и перчаток, при посещении объектов торговли.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Уважаемый коллега! Данное решение НЕ ВСТУПИЛО В СИЛУ (см. www.vsrf.ru, так что ссылаться на это решение не следует, равно как и признавать его обязательным к исполнению - тоже!
А там просто нечего исполнять в этом решении. Читайте что в нем написано!... Оно отсылает к нормативно-правовым актам субъектов РФ.
Я прочитал такой нормативно=правовой акт губернатора и никаких запретов продавать товары лицам без масок не нашел...
Губеры даже подпись не ставят теперь
Ваша ссылка не открывается.
www.vsrf.ru
Карточка производства
29.07.2020
Дело № АКПИ 20-536
Вид судопроизводства: Административное судопроизводство.
Инстанция:I инстанция.
Дата поступления:29.07.2020, Впервые
Судебная коллегия (Состав): Судебная коллегия по административным делам.
По иску: о признании недействующим Письма Минпромторга России от 11.05.2020 N ЕВ-32091/15 "О Методических рекомендациях Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации"
Заявители (истцы / административные истцы): Смоленская региональная общественная организация общество защиты прав потребителей "Смоленский центр права и социологии"
Ответчики / административные ответчики: Минпромторг России.
Обжалуемые нормативные правовые акты: от 11.05.2020 (№ ЕВ-32091/15),
(Министерство промышленности и торговли Российской Федерации).
Движение по делу:
29.07.2020
Передано судье
31.07.2020
Принято к производству
22.10.2020
Судебное заседание (Открытое судебное заседание) Судья: Назарова А.М.
Отказано в удовлетворении иска.
Дата размещения информации о времени и месте заседания: 31.07.2020 12:46
06.11.2020
Возвращено в канцелярию
22.10.2020
Решение. Отказано в удовлетворении иска.
Докладчик: Назарова А.М.
08.12.2020
Дело № АПЛ 20-495
Вид судопроизводства: Административное судопроизводство.
Инстанция: Апелляция.
Дата поступления:08.12.2020, По апелляционной жалобе (канцелярия 1-ой инстанции коллегии по административным делам).
Судебная коллегия (Состав): Апелляционная коллегия.
Суд 1-ой инстанции: Верховный Суд РФ. (АКПИ 20-536). Решение от 22.10.2020. Номер дела 1-ой инстанции: АКПИ 20-536
Отказано в удовлетворении иска.
По иску: об оспаривании письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № ЕВ-32091/15
Заявители (истцы / административные истцы): Смоленская региональная общественная организация общество защиты прав потребителей "Смоленский центр права и социологии"
Ответчики / административные ответчики: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Заинтересованные лица: Министерство юстиции Российской Федерации.
Обжалуемые нормативные правовые акты: от 11.05.2020 (№ ЕВ-32091/15),
(Министерство промышленности и торговли Российской Федерации).
Движение по делу:
02.02.2021
Слушание.
Начало заседания: 11:00. Зал судебных заседаний: 4038
Дата размещения информации о времени и месте заседания: 09.12.2020 10:36
Ну и приведите хотя бы один нормативно-правовой акт какого-либо субъекта РФ, в котором содержится запрет продавать товары лицам без масок и перчаток.
Прямо пункт назовите и процитируйте текст такого запрета (если таковой имеется)!...
Где объявлено ЧС?