За что банк может наказать клиента и какие санкции предусмотрены: важна внимательность

Так уж получается, что из окна кабинета даже самого маленького банковского руководителя жизнь часто выглядит немного иначе, чем из окна маршрутки. Ему кажется, что банк является чуть ли не благотворительной организацией, которая самоотверженно вытаскивает клиентов из тяжелых экономических ситуаций, а также практически даром обеспечивает возможность надежно хранить деньги, пользоваться онлайн-платежами, быстрыми переводами и прочими благами современности.
Клиенты же, в его глазах, приходят в финансовые организации не только из-за нужды, но и чтобы урвать у банка как можно больше, вернув меньше, или провернуть какую-то махинацию (доходит до того, что даже для выдачи клиенту дебетовой карты некоторые весьма крупные банки полностью изучают его кредитную историю).
Именно такие мысли порой и приводят банки к выводу, что клиентов необходимо держать в строгости, все время показывая им их место, а за провинности устраивать «порку», то есть наказывать штрафными санкциями. А клиенты в какой-то степени сами подталкивают к такому отношению к себе – многие торопятся подписать договор, внимательно его не изучив, игнорируя ссылки и важные дополнения.
Нарушение графика платежей
Любой банк предусматривает в договоре штрафы за невыполнение какого-либо условия, или его выполнение не в срок. Самая распространенная ситуация, на которую приходится большинство штрафов, – нарушение графика платежей. И это несмотря на то, что как раз с графиком-то знакомятся практически все.
Но в то, как рассчитываются штрафы, вникает уже меньше людей. А ведь некоторые банки любят применять прогрессивную шкалу штрафов, при которой размер штрафа растет день ото дня (например, за первый день 1 000, со второго уже 2 000, а с пятого по 3 000 рублей в день).
Особенно стоит отметить, что штрафные санкции могут быть предусмотрены даже за один день просрочки. И днем оплаты считается тот день, когда средства поступили на счет банка. Дело в том, что при совершении взноса через терминал или контору-посредника, средства могут идти до нескольких дней с момента их внесения, и за это время может скопиться немалый штраф.
Непредоставление банку информации
На этот пункт обращает внимание уже меньше граждан. В кредитном и некоторых других банковских договорах, как правило, имеется требование к клиенту уведомлять финансовое учреждение о любых изменениях сведений о себе: смены места регистрации, семейного положения, места работы и т. д.
Размеры штрафов зависят от вида договора и его условий. Это может быть как небольшая сумма, так и очень существенная (особенно, если речь идет об ипотеке).
Но и это не самое плохое, что может быть: некоторыми банками прямо в договоре прописывается условие о немедленном возврате ссуды по первому же требованию банка, в случае непредоставления информации.
Дебетовые и кредитные карты
С кредитными картами все понятно, самыми популярными являются те же штрафы за просрочку платежей. Однако в зависимости от договора в нем могут быть условия о санкциях за перерасход предоставленного лимита или же, наоборот, за неиспользованный лимит.
Немного сложнее обстоят дела с дебетовыми картами: если на счете нет кредитного лимита, а гражданин хранит на нем лишь свои средства, то штрафовать его не за что (если только удержать по решению суда). Однако привязанный к карте счет может быть заморожен из-за всего лишь одной операции, которая показалась СБ банка подозрительной, или если будут основания предполагать, что держатель карты занимается неофициальной предпринимательской деятельностью.
Деньги, конечно же, в итоге будут возвращены, но это потребует времени и сил: сначала банк попросит документально доказать, что подозрения напрасны. Если гражданину в это время нужно срочно заплатить аренду, налоги, сделать взнос и т.д., и других средств у него нет, то по всем этим платежам могут образоваться задолженности, штрафы за которые предусмотрены уже совсем другими договорами.
В итоге хочется напомнить: прежде чем соглашаться на условия, необходимо ознакомиться с ними в письменном виде и точно понимать, когда и сколько потребуется вносить средств, какие еще условия необходимо соблюдать и что именно будет грозить за нарушение условий договора.
Любой банк в первую очередь нацелен на получение прибыли и условия многих финансовых учреждений бывает сложно даже с натяжкой назвать справедливыми. Именно это и называют основной проблемой граждане, которые попали к банкам в должники. Но, стоит вспомнить одно выражение: «80 процентов хитрости лисы зависит от глупости курицы».
Внимательность поможет вам избежать неприятных ситуаций, в которых договор с банком превращается в капкан.
А что по этому поводу думаете вы? Делитесь своим мнением в комментариях.
Также, мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав "ДА"
Сплошные мошенники!
А как, быть с принудительной страховкой? Ведь это не законно...
Откажитесь. Проблемы нет.
А лучше вообще не брать кредит!
Иногда приходит время и необходимость, а не роскошь, что без денег никак..
У ростовщика работа такая..
Я думаю, что все финансовые организации должны принадлежать только государству, впрочем и само государство должно принадлежать только его народу!
А как вы можете помочь нам, вкладчикам в получении договора между банком и вкладчиком, заключаемого при открытии счета. Например, в Россельхозбанке, который является подразделением Центробанка, вместо договора дают на подпись Заявление о присоединении к Условиям вклада. И стараются убедить нас, что Заявление о присоединении – это и есть Договор (интересно, на каком языке). Эти условия опубликованы в Интернете, и там же написано, что они могут изменяться. А в Договоре, подписанном в двух экземплярах банком и вкладчиком, ничего измениться не может до окончания срока вклада. Создается впечатление, что Центробанк работает не на нашу страну, а готовит России (наверняка совместно с Министром финансов, который устанавливает цену доллара) новый 1993 год. Иначе как объяснить, почему в советские шестидесятые и далее годы доллар стоил столько копеек, сколько сейчас рублей он стоит?
Статья не о чём. Банки такие умные а клиенты тупые.
Напишите "о чём", с удовольствием прочитаем.
Благодарю, Сергей Алексеевич. Интересно и полезно!
Вы абсолютно правы в отношении банков.
Дело в том, что в банках работают профессионалы, которые, в отличии от "клиентов" знают (по крайней мере обязаны знать) все нормы законодательства, регламентирующие их работу.
Проблема заключается в том, что эти "профессионалы" злоупотребляют своими познаниями.
Однако, это совсем не означает, что "клиенты тупые", просто у "клиентов" познания (в том числе и очень обширные познания) относятся к другим областям нашей жизни.
Больше половины кредитуемых не читают договор.