Шведов Сергей Алексеевич
Шведов С. А. Подписчиков: 35058
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 157.8к

Когда народ лучше питался: при царе, в СССР или сегодня? Статистика и опрос

5 392 дочитывания
294 комментария
Эта публикация уже заработала 275,35 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 17.12.2020 эта публикация заработала 500,00 рублей
Зарабатывать

Согласно официальной статистике, среднемесячная зарплата в целом по России достигала в середине 2020 года отметки в 52 123 рубля. При этом средний размер назначенных за I квартал пенсий составил 14 924 рубля. Но далеко не все граждане согласны со справедливостью этих цифр, называя их «средней температурой по палате», «статистическими голубцами», которыми нельзя мерить уровень дохода населения, и т.д.

Вместе с тем у каждого человека имеются базовые потребности. Например, питание. И обеспеченность населения продуктами остается одним из важнейших показателей для любого государства – с древних времен и до наших дней.

В данной публикации я решил провести сравнение уровня жизни населения в разные исторические периоды как раз по такому важному показателю, как потребление продовольствия. Хоть это покажет картину не полностью, но более точно: один человек может зарабатывать с сто раз больше другого, и это безусловно позволит ему питаться качественней и разнообразнее, но есть в сто раз больше он точно не сможет, и статистика существенно не исказится.

Итак, что и в каком количестве лежало на столах граждан в разные годы?

Российская империя, 1913 год

Последний спокойный и размеренный год, предшествующий Первой мировой войне. Именно с этим годом сравнивали в свое время советские достижения, мы возьмем его же. В 1913 году порядка 86% населения страны составляли крестьяне, на столах которых чаще лежали овощи и хлеб, а рядом стояла кружка молока. Мясо и рыба встречались на крестьянском столе реже, не только из-за бедности, но и из-за строгого соблюдения постов.

Здесь и далее мы будем рассматривать количество потребления одних и тех же основных продуктов: хлеба, картофеля, овощей, мяса и мясных продуктов, молока и рыбы. В 1913 году на человека в год в среднем приходилось:

  • хлеб – 200 кг,
  • картофель – 114 кг,
  • овощи – 40 кг,
  • молоко – 154 л,
  • мясо и мясные продукты – 29 кг,
  • рыба – 6,7 кг.

СССР, 1928 год

Один из последних годов сворачивания НЭПа был достаточно спокойным. Средний советский гражданин в год съедал:

  • хлеб – 214 кг,
  • картофель – 130 кг,
  • овощи – 72 кг,
  • молоко – 182 л,
  • мясо и мясные продукты – 32 кг,
  • рыба – 3,5 кг.

Практически все позиции стали потребляться в бОльших объемах, чем в 1913 году. Количество овощей увеличилось почти в 2 раза. Меньше стало в рационе только рыбы – в те же 2 раза. Но учитывая ее малый процент в общем объеме, не думаю, что это сильно на что-то повлияло.

СССР, 1940 год

И вновь год, предшествующий большим потрясениям, – Великой Отечественной войне. Сельское население продолжало играть важнейшую роль, но городов становилось все больше, и они росли все активней. Это значило, что и питались люди несколько иначе:

  • хлеб – 195 кг,
  • картофель – 118 кг,
  • овощи – 67 кг,
  • молоко – 143 л,
  • мясо и мясные продукты – 24 кг,
  • рыба – 5,1 кг.

Растущее население требовало больше пищи, нагрузка на аграрный сектор повышалась, и здесь мы видим, что в той или иной степени почти все позиции потребления снизились.

СССР, 1950 год

Страна еще полностью не восстановилась после войны, но процесс шел. Уже были отменены продуктовые карточки, вопрос обеспечения населения продуктами питания тоже решался:

  • хлеб – 229 кг,
  • картофель – 241 кг,
  • овощи – 51 кг,
  • молоко – 172 л,
  • мясо и мясные продукты – 26 кг,
  • рыба – 7 кг.

Но, решался этот вопрос, в том числе и продуктами с собственных огородов граждан. Поэтому, это рекордный год по потреблению картофеля.

СССР, 1960 год

Этот год уже проходил под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!», любой показатель важен не только для обеспечения потребностей населения, но и для идеологического противостояния Западу. Несмотря на то что многие подозревают искусственное завышение цифр, столы граждан определенно стали сытнее:

  • хлеб – 219 кг,
  • картофель – 143 кг,
  • овощи – 70 кг,
  • молоко – 238 л,
  • мясо и мясные продукты – 40 кг,
  • рыба – 9,8 кг.

СССР, 1970 год

Страна уже несколько лет находилась под управлением Брежнева, по официальной статистике, все, что ставилась задача выполнить, перевыполнялось.

Поколения, пережившие послереволюционное восстановление и войну, удивлялись молодым, которые жаловались на дефицит деликатесных продуктов. Средние показатели были такие:

  • хлеб – 149 кг,
  • картофель – 130 кг,
  • овощи – 82 кг,
  • молоко – 307 л,
  • мясо и мясные продукты – 47,5 кг,
  • рыба – 15,4 кг.

Потребление хлеба и картофеля существенно сократилось, в то же самое время овощей, мяса и рыбы стало на столах значительно больше, а количество потребления молока возросло почти в 2 раза.

СССР, 1980 год

Страной все еще руководит Брежнев, и если бы не Афганская война, то этот год можно было бы назвать самым спокойным для страны за весь XX век. Цифры же выглядели вот так:

  • хлеб – 184 кг,
  • картофель – 109 кг,
  • овощи – 97 кг,
  • молоко – 314 л,
  • мясо и мясные продукты – 58 кг,
  • рыба – 17,6 кг.

СССР, 1990 год

На дворе перестройка, в магазинах пустые полки. Некоторые продукты первой необходимости отпускаются по талонам. Тем не менее статистика имеется:

  • хлеб – 120 кг,
  • картофель – 106 кг,
  • овощи – 89 кг,
  • молоко – 386 л,
  • мясо и мясные продукты – 69 кг,
  • рыба – 20,3 кг.

Впрочем, некоторыми специалистами уровень приписок в статистике за год оценивается не менее чем в 50%.

Российская Федерация, наши годы

Если взять за основу Приложение к Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, утвержденное приказом Минздрава РФ № 614 от 19 августа 2016 года, то получается следующая таблица:

  • хлеб – 96 кг,
  • картофель – 90 кг,
  • овощи – 140 кг,
  • молоко – 325 л,
  • мясо и мясные продукты – 73 кг,
  • рыба – 22 кг.

Количество потребления хлеба и картофеля снижено в пользу рекордного количества в рационе овощей, мяса и рыбы. Однако стоит отметить, что в данном случае речь идет о мясе, включая птицу. Тем не менее его в рационе современного россиянина в 2,5 раза больше, чем было в 1913 году. А овощей больше в 3,5 раза.

Не последнюю роль в этом сейчас играет развитие логистики – в некоторых регионах лет 20 назад было затруднительно приобрести зимой свежие фрукты и овощи, сейчас же проблем с этим нет практически нигде.

А что по этому поводу думаете вы? Какие годы вы застали и что можете о них рассказать по данной теме? Приглашаю обсудить тему в комментариях. Спасибо за внимание.

Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав "ДА".

Проголосовали: 1 462

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

294 комментария
Понравилась публикация?
430 / -34
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 294
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Интересная публикация, спасибо!

НО вызывает большие сомнения современная статистика. Уж если Вы подозреваете приписки в советских отчетах, то современные - просто откровенная ЛОЖЬ.

Я жила в СССР, и мне есть с чем сравнивать. Мяса, рыбы и молочки тогда (в 70-х, 80-х годах) потребляли НАМНОГО больше, чем сейчас.

Я уже рассказывала тут, что самые популярные мясные продукты у нас это куриные кости, головы и суповые наборы.

По поводу рыбы вообще молчу. Доступна для расейского "среднего класса" только путассу, которую в СССР за рыбу не считали. Мойва, которая в СССР была одной из самых дешевых, сейчас - деликатес, доступный немногим.

И таких примеров можно приводить множество.

16.12.2020, 17:53
Ростов-на-Дону

И не забудьте, что там щас у вас мясом считается, всё написано химией и ГМО, да и овощи импортные, да и тоже молоко.

А при СССР всё натуральное было, так что я лучше съем меньше, но настоящее.

+253 / -5
Ответить

Во времена Союза в моей деревне было 20 коров, а сейчас ни одной! Да и одни старики там живут, полно домов заколоченных на продажу... Откуда хорошим продуктам взяться, если деревни с сёлами умирают?

+194 / -2
Ответить

ЕленаПишет 16.12.2020 в 20:44
Откуда хорошим продуктам взяться, если деревни с сёлами умирают?

Хороших продуктов нет и не будет.

+28 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
28.12.2020, 16:11
Санкт-Петербург

Одни умирают, другие рождаются. В Лен. обл. много появляется новых фермеров.

+4 / -25
Ответить

Сколько тех фермеров? Не сравнить с колхозными объемами. Полтора фермера такую страну не накормят.

+32 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Фермер или один или 2 появились а распишут как полет на луну! По всем каналам 20 раз.

Вот вам и фермеры появились.

+13 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

А с какого перепуга фермеры Ленинградской области должны кормить всю страну?

раскрыть ветку (0)
09.01.2021, 19:19
Санкт-Петербург

Фермы в ЛО растут как грибы после дождя. До дачи от города около 100 км, по коровнику в месяц точно по дороге "вырастает", и далеко не на пару коров.

А почему кормить всю страну?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (2)

Вспоминается статья в прессе тех времен. В США была выставка сельхоз продукции, так там была очередь за нашей колбасой. Так как они настоящей колбасы не ели. А сейчас мы не един настоящих мясопродуктов.

+140 / -2
Ответить
DELETE

АлександрПишет 17.12.2020 в 10:20
там была очередь за нашей колбасой.

И это, кстати, правда. Ладно - американцы.

В 80-х годах мой отец на одном из объектов работал с французами. Они объедались нашими продуктами, особенно колбасой и сосисками. Они говорили: вы не понимаете! Они же - настоящие!

А мы тогда и правда, не понимали. И этого, и многого другого, и вообще своего счастья жить в великой социалистической стране.

Хотя я помню чувство огромной и обоснованной гордости за свою страну

Забытое и навсегда утраченное чувство...

Зато сейчас те кто жил тогда и ел те продукты и в том числе колбасу понимают, что продают сейчас.

+88 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Вот-вот. Именно поэтому власть так заинтересована в скорейшем уничтожении пенсионеров и предпенсионеров: им не нужны люди, которым есть с чем сравнивать.

Им нужно тупое стадо, выросшее на сказках из зомбоящика, и рожающее маргинальных ублюдков за деньги.

Вы посмотрите: все пособия - только многодетным, все льготы - только плодящим новых рабов.

А наш долг перед любимым правительством - побыстрее сдохнуть, чтобы этим упырям достались все, заработанные нами деньги.

раскрыть ветку (0)

+7 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Очень хорошо помню запах настоящей натуральной колбасы в Советское время! Бывало заходишь в универсам и уже такой аппетитный запах колбасы доносится со второго этажа, там был колбасный отдел у нас! А сейчас нос суешь в колбасу, а она ничем не пахнет и без вкуса совсем! Что там в ней - остается только догадываться - одна химия!

+79 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Так власть то тоже не бессмертна. Чего своим детям и внукам оставят, кроме награбленного? Которым они с умом и распорядиться то не смогут..

+25 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Универсамов в те годы не было.

+3 / -37
Ответить
раскрыть ветку (0)

Универсамы были, если Вы жили там где их не было, то это не говорит о том что их не было в других регионах.

+42 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Отделочники, разнорабочие Александр Олегович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 408
28.12.2020, 11:06
Москва

Супермаркетов не было, а универсамы то и были.

+38 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

И соль!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

А тут вы ошибаетесь. Там все просчитано. И недаром наше образование убивают, а у т.н.элит дети учатся как надо, где надо, и по нужным учебникам, получая необходимые знания.

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Хочу возразить: есть достаточно многодетных семей, где воспитывают лучше, чем в семьях с 1 ребенком, и дети вырастают достойными людьми, а не рабами и не эгоистами!

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
28.12.2020, 16:09
Санкт-Петербург

Были.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Эмульгированная шкурка в колбасе теперь, такого говна при ссср как шкурку поросят в колбасу не клали.

+14 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

В 70-х были огромные гастрономы, с кулинарными отделами. В то время училась в ВУЗе, после занятий бегали туда перекусить бутерами с докторской колбасой. Запах из этого отдела встречал почти у входа в магазин. В то время не жалели ни мяса, ни специй, а сейчас почти любая колбаса дешевле 800 руб пахнет только бумагой. Нынешние изготовители о настоящих рецептах колбас с мускатным орехом, душистым перцем, кориандром, кардамоном, корицей, тмином даже и не знют:))

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Татьяна ВикторовнаПишет 28.12.2020 в 09:51
в те годы

В какие из тех?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Любовь ВикторовнаПишет 28.12.2020 в 17:22
шкурку поросят в колбасу не клали

Теперь уже и не узнаешь.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Так!

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
31.12.2020, 02:21
Железнодорожный

Специально для вас... ☝️

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

К сожалению, за этих детей уже всё решили, и они ешё ощутят на себе всю радость проживания в этой стране.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

При СССР я НЮХАЛ запах НАСТОЯЩЕЙ КОЛБАСЫ только тогда когда был ЛИМИТОЙ на ЗиЛе - в ЕЛИСЕЕВСКОМ!

А сейчас согласен - что ИЗОБИЛИЕ появилось в основном потому - что во МНОГИХ сортах колбасы МЯСА практически и нет вообще!

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Вы правы, соль очень вкусная была, прям тазиками ели, оторваться нельзя было!

раскрыть ветку (0)

Вы абсолютно правы! Природные ресурсы отданы в частные руки. Китай за бесплатно завладел лесами и газом. На своей территории лес перестал рубить, зато стал первым кто продает его в США. (вот такая картина получается). Пенсионерам увеличили пенсионный возраст и теперь осталось дождаться когда все уйдут. Лекарств даже на базах нет. А в Китае за один день в отдельно взятом городе перекрывают границы и у всех бесплатно берут анализы, а потом лечат! А у нас в тяжелой форме берут в больницы, а там как получится (потому что лекарств нет) Делегацию врачей к главному санэпидем врачу в Москве так наверное не куда и не пробилась! И информации в интернете нет?!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (22)

И не только в США. По всей Европе.

+10 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

За советской колбасой? Они для собак ее брали? Вы вообще пробовали колбасу которую едят в Европе например?

+7 / -29
Ответить
Преподаватель биологии, гистол Ольга
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 0
28.12.2020, 12:00
Флоренция

Колбаса в Европе тоже разная: для бедных и богатых. Богатые купят от фермера, а бедные едят такую же химию, как и в России. Только платят за нее меньше. Сосиски самые дешевые (упаковка 150 г) стоят 40 центов, а в России меньше 100 рублей нет. Зато салями настоящее начинается от 20 евро.

+17 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

ОльгаПишет 28.12.2020 в 12:00
меньше 100 рублей нет

Видел на днях за 32 р/упаковка, названия не помню (в Дикси).

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вы хотите сказать что из Питера в Финляндию ездят на автобусе за продуктами только богатые.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
31.12.2020, 02:27
Железнодорожный

Могу подсказать... 😜

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Из Питера в Финляндию ездят на автобусе за продуктами только те кому делать не хер, финские продукты в Питере можно купить ни куда не выезжая.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

Очень ценилось и сливочное масло из нашей страны!

+21 / -1
Ответить

Вы откуда знаете, если из СССР как из тюрьмы людей не выпускали.

+4 / -29
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не допускаете, что была дипломатом, спортсменом, журналистом?. (к примеру!..) А так то еще есть книги (и не только русские) по истории. Экскурсоводы опять же грамотны. (да, там...)

+11 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Тюрьма-ТАКОГО размера?... Я тогда чувствовал себя в этой тюрьме намного свободней, чем сейчас. Квартиры бесплатно давали. Не хочешь ждать очередь,-вербуйся на север. За 3 года кооперативная квартира или машина. Опять-же артели. Геологоразведка. При чём без навыков (с нуля), прям на месте получаешь профессию и тебе ещё за это платят... ВЫ ВСЕ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЕТЕ ЧТО МЫ ПРОСРАЛИ!

+8 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я помню что было. Не нужно больше такого.

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
DELETE

АлександрПишет 17.12.2020 в 10:20
Вспоминается статья в прессе тех времен. В США была выставка сельхоз продукции, так там была очередь за нашей колбасой.

Вам и сейчас пишут, как там плохо, а здесь хорошо. В отличие от тех времён, желающий может узнать правду)

Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 556
28.12.2020, 15:20
Самара

Кто пишет... там реально хуже.. если нет денег.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

ВладимирПишет 28.12.2020 в 15:20
там реально хуже.. если нет денег.

Там реально помогают тем, у кого нет. Пособие, социальное жилье. Меньше, чем в Швеции, Дании, Норвегии, больше, чем в России.

раскрыть ветку (0)

Не смешите меня пожалуйста. У нас никакой соцзащиты никогда не было. Без денег там можно жить лучше, чем с нашими зарплатами.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

СергейПишет 05.01.2021 в 22:34
У нас никакой соцзащиты никогда не было

В советское время БЫЛА.

СергейПишет 05.01.2021 в 22:34
Без денег там можно жить лучше, чем с нашими зарплатами.

А вот с этим согласна

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
28.12.2020, 15:40
Санкт-Петербург

Неужели вы до сих пор верите этой лжи о США.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
DELETE

АндрейПишет 16.12.2020 в 17:53
И не забудьте, что там щас у вас мясом считается, всё написано химией и ГМО, да и овощи импортные, да и тоже молоко.

вот это самое важное!

То что сейчас статистикой записывается в продукты, часто таковыми не являются!

На примере г.Иркутска скажу, что где-то до 1975-1976 с продуктами было просто изобилие, а вот сначала 1980-х, когда преступники стали готовить СССР к уничтожению, то стали потихоньку исчезать продукты, им же надо было вызвать недовольство населения нехваткой стандартных продуктов! А под занавес они закрыли одновременно все табачные фабрики на кап ремонт!

В других городах обеспечение могло отличаться! Особенно в городах героях и приравненных к ним!

DELETE

ГеннадийПишет 17.12.2020 в 15:26
То что сейчас статистикой записывается в продукты, часто таковыми не являются!

Совершенно верно. Соевая колбаса, соевая тушенка, и т.д. А по статистике получается, что расеяне мясом объедаются.

ГеннадийПишет 17.12.2020 в 15:26
В других городах обеспечение могло отличаться!

Это - да. Я понимаю. У нас и в 80-х все было замечательно. Где-то могло быть и хуже. Но согласитесь, что никто не голодал и в помойках не рылся. Пусть небольшой ассортимент, но очень качественных продуктов, был доступен ЛЮБОМУ работающему человеку и ЛЮБОМУ пенсионеру.

DELETE

ОксанаПишет 18.12.2020 в 12:33
Но согласитесь, что никто не голодал и в помойках не рылся.

абсолютно верно!

раскрыть ветку (0)
28.12.2020, 07:44
Нижний Новгород

Несколько лет назад решил пожарить недешевую тушенку (любил ее так покушать с хлебом), так я остался" голодным". Она вся превратилась в какую то массу с маленьким кусочком мяса. Пришлось есть бп-шку...)))

+28 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

В помойках ни кто не рылся, из помойки даже собак и свиней не кормили, а теперь люди пасутся в помойке с времен перестройки, а какое вкусное мороженное было, а теперь химию натолкали, А печенье квадратное, круглое делали мука. Масло сливочного, сахар яйцо И никакую соду и другую дребедень не ложили/ к маме вечернюю смену бегала в тихушу на работу, она тестомесом работала на печенье/ А теперь посмотрите на состав в печенье масло растительное в лучшем случае положат и для рыхления разные разрыхлители, коржики делали масло мука и сахар и рыхлителя не надо, а теперь коржики все с рыхлителями, Государство заботится о нас говорит травитесь и в онкологии денежки оставляйте,

+16 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 556
28.12.2020, 07:42
Самара

Так и было!

Поэтому сопляки кричат "совок" и нечего купить!

СССР был в лучшем случае до Горбача (1984) а никак до 1991! даже скорее до 1982, потом правления по году... ССССР лихорадило ( ( (

+38 / -3
Ответить

В ставрополь приехал в 1984 году масло сливочное варёная уолбаса дифицит как гобач пришёл появилась варёнка и сливочное масло давали по 1-му кг в руки а через некоторое время все наелись колбаса имасло во всех магазинах была всегда и можно покупать сколько хочешь мы студенты покупали понеобходимости сколько было денег и кстати до 1988 года масло и варёная кобаса была всегда.

+8 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

А у нас вообще никакого дефицита не было до начала лихих 90-х.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
28.12.2020, 07:37
Нижний Новгород

Блин, забыли в статистику сою приписать. Или употребление ее сейчас не столь велико?

+11 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

АндрейПишет 16.12.2020 в 17:53
И не забудьте, что там щас у вас мясом считается, всё написано химией и ГМО, да и овощи импортные, да и тоже молоко.

А при СССР всё натуральное было, так что я лучше съем меньше, но настоящее.

100 %. Сейчас вообще одна отрава, поэтому столько больных.

+17 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

И кто вот это интересно голосует за нынешние времена, когда продукты в магазинах вообще стало страшно покупать - натурального и полезного стало в разы меньше. В тот же наш когда-то лучший в мире шоколад теперь вместо какао-масла кладут техническое пальмовое, которое гарантирует всем сладкоежкам, включая детей, 100 %-й рак через несколько лет употребления такого шоколада. Сделано все, чтобы дискредитировать мировую марку и освободить рынок для импортного шоколада. С другими продуктами не лучше. И вся эта отрава нынче на прилавках.

+66 / -2
Ответить
DELETE
Комментарий удалён

Знаете, я мала ещё наверное, но отлично помню талоны, я хочу сказать, то что хоть и по талон но у нас в холодильнике всегда была колбаса масло и сыр, хоть и от стоишь в очереди, но всегда мы у мамы были сытые, теперь же магазин как музей, с пенсией 9200 по инвалидности, по глядишь на мяско а максимум купишь курицу. Спасибо родное государство! Как говорит голикова макарошки всегда дешовые.

+38 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Голосует компьютер. Там уже группировка и свергнуть не получиться. Все вокруг коррупция. На замену придет один из них. И снова будет все тоже самое. Это как Ельцин уходил, ему подарили дачу президента и надстроили еще один этаж. Тогда писали дача президента устраивала, а пенсионеру стала мала. Путин сразу сказал пересмотра итогов приватизации не будет. Чубайс сколько приватизаций провел под надзором ЦРУ. Эти работники даже наворовали и их в США засудили. Зато у нас Чубайс все цветет и ему снова новая должность. При этом все их особняки не проходят по гос реестру, а числятся как государственная собственность. Так они маскируют сове имущество (может даже налоги не платят) Какая тут гласность, если гос чиновники скрывают доходы и государство им помогает это делать.

+36 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Уважаемая, в России со времён Ельцина практически все шоколадные и кондитерские фабрики принадлежат иностранцам, не лучше обстоят "дела" и с производителями других продуктов. И вот интересно, Вы за Ельцина тогда голосовали или за 100% рак?

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

В СССР сметану ели 3-х литровыми банками, в которых ложка стояла вертикально, а сейчас вообще не стоит.

+38 / -5
Ответить
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 556
28.12.2020, 07:43
Самара

..и не только ложка)))

+24 / -1
Ответить

И вилка тоже?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ЧТО И ВИЛКА ТОЖЕ НЕ СТОИТ?

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Недобросовестные сотрудники универсамов, в отделах, где продавали на развес сметану из фляг, даже разбавляли сметану молоком! Вот какой она была качественной - ложка стояла, как домашняя! А сейчас возьмёшь сметану, а она жидкая, как кефир!

+30 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)

У нас в моногородке сметана напоминала молоко - а молоко - воду!

Какая там ЛОЖКА СТОЯЛА?

Сейчас гуще сметана - но за счёт ДОБАВОК-ЗАГУСТИТЕЛЕЙ!

Мяса в СССР не хватало и колбасы!

Сейчас хватает - за счёт ВСЯКИХ ДОБАВОК и УВЕЛИЧИТЕЛЕЙ ВЕСА!

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
28.12.2020, 07:54
Красноярск

Совершенно верно!

+14 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Полностью согласна.

+12 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE
DELETE

IgorПишет 28.12.2020 в 08:23
Igor

Igor

Рейтинг: 8.5k Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг

28.12.2020, 08:23

Пущино

Ну и рожа у этого Менделя.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Оксана совершенно с Вами согласен. Я тоже из СССР. Тогда мясо было мясом молоко молоком и так далее. Теперь у нашей ЕДЫ сложно определить из какого дерьма она сделана так что теперешнее изобилие это фикция.

+18 / -2
Ответить
DELETE

СергейПишет 28.12.2020 в 12:15
Теперь у нашей ЕДЫ сложно определить из какого дерьма она сделана так что теперешнее изобилие это фикция.

Совершенно верно

раскрыть ветку (0)

Ох, как Вы правы! Теперь вместо ЕДЫ одни ЕДРЫ...

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вы совершенно правы. Фикцию изобилия же создают, чтобы не было социального взрыва. Качественных продуктов на всех не хватает. Нет нормального производства продуктов питания в стране, все потихоньку разрушается. И заменяют его пальмовым маслом и всеми дешевками, которые вы видите в магазинах.

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Вы нагло лжёте. Не было мяса в свободной продаже. «Выкидывали» изредка. Сейчас на два порядка питание и снабжение лучше.

+7 / -18
Ответить

А Вы жили при СССР.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Полностью СОГЛАСЕН! У нас МЯСО в СВОБОДНОЙ ПРОДАЖЕ было только на рынках - по 4-5 рублей за кило! Но тогда ДОБАВОК РАЗНЫХ в него хотя бы не было и скотину хлебом кормили из-за нехватки комбикормов!

Сейчас стало ВСЕГО ХВАТАТЬ - но не за счёт увеличения ПРОИЗВОДСТВА-а за счёт замены мяса на сою!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
28.12.2020, 14:10
Нижний Новгород

Средний класс (типичный: ИТР и учительница).

"Я уже рассказывала тут, что самые популярные мясные продукты у нас это куриные кости, головы и суповые наборы." - ничего подобного не ем со времён СССР, кстати. Нормальная курица, чаще грудка; свинина, говядина.

"Доступна для расейского "среднего класса" только путассу, которую в СССР за рыбу не считали. Мойва, которая в СССР была одной из самых дешевых, сейчас - деликатес, доступный немногим." - эту дрянь тоже со времён СССР не ем. Правда, жена редко рыбу готовит, но обычно это судак или форель.

Лично я питаюсь так, как в 80-е и не мечтал. Мидии, бананы, ананасы перестали быть роскошью, как и яблоки с клубникой зимой.

Кто-то что-то делает не так, видимо.

+3 / -14
Ответить

Уважаемый на онкологию денюжку накопил, если нет, то копи, а мне на фиг ананасы не нужны дорогие и мидии на химии и химией обработанные, а Я на козьих какашках морковку свеколку огурчики помидорчики клубничку рощу, своё молочко сметанка маслице и мяско, так что продолжай кушать бананы после которых во рту дерёт, и за безвкусную клубнику денежку платить, и на лечение в онкологии от рака желудка, простаты денежку копить не забудь.

+13 / -3
Ответить
29.12.2020, 10:44
Нижний Новгород

Вы продемонстрировали вежливость и знание русского языка на уровне советской торговки на базаре, что показательно.

Если у вас лично дерёт в горле после клубники - проверьтесь-ка сами.

П.С. Ваша забота о моей простате отдаёт каким-то болезненным интересом.

+2 / -8
Ответить

ПавелПишет 29.12.2020 в 10:44
Вы продемонстрировали вежливость и знание русского языка на уровне советской торговки на базаре, что показательно.

Вы то откуда знать какие торговки на базаре были во времена СССР, Вас тогда еще в проекте не было.

+6 / -6
Ответить
раскрыть ветку (0)
29.12.2020, 13:09
Нижний Новгород

Готовы ответить за свои слова, чем-то их подкрепить? Откуда такие познания, когда я был в проекте? Или это просто - главное рот открыть, а слова сами полетят?

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

ПавелПишет 29.12.2020 в 13:09
Готовы ответить за свои слова, чем-то их подкрепить? Откуда такие познания, когда я был в проекте? Или это просто - главное рот открыть, а слова сами полетят?

По Вашему же сленгу видно ваш возраст. Когда нечего возразить от нехватки ума переходите на оскорбления.

+6 / -6
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
Пенсионер ГАЛИНА
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 70
28.12.2020, 23:51
Майкоп

Яблоки пластмассовые, клубника режется ножом, когда такое было. Бананы как мыло, неизвестно какая там хрень и кислющие ананасы. Приятного аппетита!

+5 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

ПАВЕЛ! А у вас пенсия или зарплата такая же как у многих в стране - 10-12000 рублей?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.01.2021, 09:12
Нижний Тагил

Опять эта икра. Хлеба купил бы что-ли...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
DELETE

ОксанаПишет 16.12.2020 в 14:48
Мяса, рыбы и молочки тогда (в 70-х, 80-х годах) потребляли НАМНОГО больше, чем сейчас.

И что смешно - министр мясной и молочной промышленности есть и очень хорошо выглядит. И что главное - мясная и молочная промышленность есть, мы ее видим и запах ее чувствуем. Это свои, и, что самое главное, - продукции выпускается в 5 раз больше, чем в 40-м году. И что очень главное действительно расширен ассортимент, и, в общем, в очень удобной упаковке. Все это действительно существует, что бы там ни говорили. Просто чтобы это увидеть, нужно попасть к ним внутрь. Они внутри, видимо, все это производят и, видимо, там же все это и потребляют. У них об'ем продукции возрастает, значит, и возрастает потребление ими же. И нам всем, стоящим тут же, у забора, остается поздравить их во главе с министром, пожелать дальнейших успехов им и их семьям, и спросить: Не нужны ли им артисты, буквально 6 человек, для праздников. У них сегодня внутри музыка, из-за

забора слышны речи, видны флаги - там их день. И мы, конечно, из последних сил можем окружить себя забором и праздновать свой день: Приятного аппетита. Но давайте об'единим наши праздники, и вы не будете выглядеть так одиноко, пробираясь с работы домой и прижимая к груди сумочку с образцами возросшей продукции и расширенного ассортимента.

Мих. Жванецкиц.

раскрыть ветку (0)
28.12.2020, 15:05
Санкт-Петербург

Оксана, Вы где живете и кем работаете?

Я - в Питере с 60-х, некоторое время на Севере жила. Сегодня питание на порядок лучше и разнообразнее чем в СССР, причем и для пенсионеров, и для работающих. Если, конечно, не тунеядцы, наркоманы или алкоголики. Индейку, креветки маслины мы даже не пробовали в СССР, сейчас это есть на каждом столе.

+6 / -16
Ответить
28.12.2020, 17:39
Нижний Новгород

Сейчас Вас тоже заминусят знатоки "натуральной" колбасы, не читавшие советские ГОСТы.

+3 / -3
Ответить
DELETE

ПавелПишет 28.12.2020 в 17:39
Сейчас Вас тоже заминусят знатоки "натуральной" колбасы, не читавшие советские ГОСТы.

1. Почему эту колбасу коты не жрали?

2. Почему начальству колбасу в спеццеху делали, если она была такая хорошая?!

29.12.2020, 13:11
Нижний Новгород

Да-да. Ну и ГОСТы, если почитать на ту обожаемую "Докторскую", можно открыть немало нового для себя.

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Этикетку почитай, мясо которое ты покупаешь в магазине, водой с чем-то

нашпигованное мясо, свинина жесткая, а колбасу-почитай в составе что, за этими блестящими фантиками ничего не видите, не только не видите, вы даже вкуса не знаете натуральных продуктов, а молоко - крашенная водица, а йогурт с загустителями в красивой упаковке На онкологию денег накопила, если нет, то копи.

+13 / -2
Ответить
29.12.2020, 12:26
Санкт-Петербург

Что за ерунда. Сейчас есть выбор, можно купить любые продукты.

Было аллергия у ребенка - я ему молоко прямо из-под козы покупала, коза домашняя, только травку ела. И сейчас можно купить прямо на ферме любое мясо, молоко, яйца - если Вы уж так боитесь того, что в магазине.

Вот только будет ли оно безопаснее?

+4 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
29.12.2020, 13:10
Нижний Новгород

У вас онкология - какая-то больная тема, как я погляжу.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Кушайте уколутую индейку и химические креветки... в магазинах очереди нет - у Вас, наверно, вкус потерян от ковида.

Вот только есть очереди не в магазине, а рядом - к помойным клавам от магазина. К чему бы это?

+8 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

ЕленаПишет 28.12.2020 в 15:05
Индейку, креветки маслины мы даже не пробовали в СССР, сейчас это есть на каждом столе.

Сурьезно?

Значит, это вы в СССР тунеядцами или алкашами были , а потом в 90-е удачно наворовали.

У нас это ВСЕ в избытке было в СССР. А вот сейчас большинство честно работающих людей не могут себе этого позволить.

30.12.2020, 13:41
Санкт-Петербург

Все было в СССР у тех кто, кто с черного хода в магазины заходил, или кормился у какого-нибудь "распределителя" , а для остальных был дефицит и талоны на продукты. Для миллионов работяг и трудяг.

+4 / -3
Ответить
DELETE

Все понятно. Обычная кремлеботская песня. Можете больше не писать, я не помогаю предателям зарабатывать свои грязные сребреники.

раскрыть ветку (0)
30.12.2020, 14:10
Санкт-Петербург

К Кремлю и ботам не имею отношения. А вот Вы небылицы сочиняете. В Ленинграде еще что-то было, а вот в Перьми меня поразили очереди за субпродуктами, никогда не забуду как родители на хим. производстве изощрялись, чтобы отнести молоко, полученное за вредность, своим детям.

Не забуду как полгода ела кальмаров только и гнилую картошку на Севере, зарабатывали мы с мужем по 1000 р в мес. Однажды мне мать зимой мясо прислала для ребенка - я чуть сознание не потеряла, пока варила. Офицеры - подводники вместо завтрака свой сыр и масло в салфетки заворачивали и несли детям - в магазинах ничего этого не было. Если у Вас в это время было, значит это Вы из тогдашних...

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 556
30.12.2020, 15:20
Самара

Талоны при горбаче... а это не СССР.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
30.12.2020, 19:04
Санкт-Петербург

А что же?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)

Подскажите в каком словаре есть слово "расейский"? Впервые прочла. Никогда раньше не слышала. Вы хоть проверяйте что пишите.

+1 / -4
Ответить
DELETE

Людмила НиколаевнаПишет 28.12.2020 в 18:41
"расейский"

Намеренная вульгаризация речи. Есть такой лингвистический термин. В средней школе этому не учат, поэтому понятно, почему не доходит до некоторых.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Да, Оксана, согласна с вами. Но ещё нужно учесть, что в 1960-80 г.г. продукты были натуральные, да и качество было лучше!

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

ОксанаПишет 16.12.2020 в 14:48
Мяса, рыбы и молочки тогда (в 70-х, 80-х годах) потребляли НАМНОГО больше, чем сейчас.

Поэтому все страдали от ожирения.

А в санаториях и пионер лагерях проверяли на сколько "поправился" гражданин.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (14)

Сейчас много отравы (гмо, пальмовое масло, отсутствие контроля-ГОСТов, нарушения технологий, перевозки, хранения (просрочка с перебитыми сроками) и температурный режим... Пенсионеры не работающие вынуждены голодать..., голодают и молодые многодетные семьи..., остальные тоже не жируют...! Не складывайте наш народ российский с жирующей верхушкой и не делите в сумме их доходы, имейте совесть! Средняя пенсия 10-14 тыс. руб, средняя з/п - 15-20 тыс. руб.Большая часть Россиян, доведена до отчаяния и влачит жалкое существование, где не всегда получается сводить концы с концами... Отсюда болезни, разводы, преступления, смерти и даже суицыды... Увы,такая правда жизни...😢

+34 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А с рыбой в современной России на бумаге явный перебор, да и с мясом тоже (6 кг в месяц на чел.) Молоко каждый день по 900 мл., в течении года без выходных и разгрузочных дней. Похоже среднюю зарплату так же считают.

+29 / 0
картой
Ответить

Слово "Похоже" - лишнее...

+15 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Думаю, от половины до 3/4 нынешних продуктов не соответствовали бы советским ГОСТам. Так что, современное "продуктовое изобилие" это изобилие продуктов, которыми раньше даже скотину кормить поостереглись бы...

Вспоминаю, что в 60-е, 70-е мой дед работал конюхом в колхозе. И каждую весну на своё картофельное поле он привозил две телеги конского навоза. И никаких других удобрений не было. А лошади питались овсом и сеном, а не комбикормами. Сейчас такой картофель вы не купите нигде ни за какие деньги.

+28 / 0
картой
Ответить

А я помню, нам прислали посылку с картошкой из Башкирии, это конец 70 х. До сих пор помню ее вкус, никогда больше такой не ела. Аромат во время варки был умопомрачительные. А вкусная даже без масла и сметаны.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Корректор, рерайтер Валерия
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 0
16.12.2020, 15:30
Челябинск

Продукты, однозначно, стали невкусными. Хорошо, конечно, что нет никакого дефицита, но вкусовые характеристики ухудшились. Даже, когда сам готовишь, вкусно, как было в 70-е, не получается.

+21 / -1
картой
Ответить

Валерия, то что жрем сейчас нельзя назвать продуктами.

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

"Продукты, однозначно, стали невкусными"

Кто их производит заставить самим жрать это г...!

+9 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (294)

В Госдуме опровергли информацию о повышении пенсионного возраста

В госбюджет заложены не только средства для пенсий, но и учтена будущая индексация, а также социальные доплаты. Нилов также добавил, что в Госдуме нет ни единого законопроекта по этому вопросу ни в в открытом,...

До каких пор будут плакать пенсионеры из-за пенсий.

Почему СФР знают свои ошибки при начислении пенсии не берутся их исправить. Почему пенсионер должен искать ошибки и писать заявление, чтобы их исправить? Если преступник совершит преступление его наказывают.

10 крупных ритейлеров, одним из которых является "Магнит"обвинили в неоправданно высоких ценах

Каждый вечер, после рабочего дня, мы спешим забежать в ближайший супермаркет , чтобы приобрести все необходимые продукты питания, но порой цены нас не просто удивляют, но вводят в ступор! Растут,...

Трость против полиции: пенсионерка в Екатеринбурге отмахивалась от стражей порядка, пытаясь отдать деньги мошенникам

🤔Трость против полиции: пенсионерка в Екатеринбурге отмахивалась от стражей порядка, пытаясь отдать деньги мошенникам. 🍊 В Екатеринбурге пожилая жительница попыталась снять в банке крупную сумму наличных,...

Раньше гнали тонны, теперь делают умно. Что на самом деле происходит с пищей в России

Может быть Вы уже знаете, что производство продуктов питания в России в 2025 году впервые за 15 лет показало снижение. Но означает ли это, что отрасль находится в кризисе? Эксперты считают, что нет. Скорее,

Мошенники начали обманывать россиян под предлогом перерасчета пенсии

Внимание, мошенники не дремлют! Появилась новая схема: звонят, представляются сотрудниками уже не существующего Пенсионного фонда и предлагают пересчитать пенсию за старые 2016-2018 годы. Начинают издалека,...

Гордый чиновник засудил 80-летнюю бабушку за комментарий в соцсетях, загнав её в долговую яму. Это мужчина?

Для тех, кто не в курсе, пусть теперь знают, что у чиновников тоже есть честь и достоинство, которые всегда можно выразить в рублёвом эквиваленте. 80-летняя пенсионерка Маргарита Белых из Краснодарского края,
02:14
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы