Эдуард
Эдуард
Подписчиков: 4515
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 68.5к

На что жалуетесь? С января 2021-го жалобных книг в магазинах не станет

147 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 9,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Жалобных книг в магазинах не станет. А куда и кому жаловаться? Разбираемся с председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрием Яниным.

Что пишете, что молчите

Наталия Герасимова, «АиФ»: Дмитрий Дмитриевич, с 1 января книги отзывов и предложений отменят. Как по-вашему, это плохо или хорошо? На них вообще кто-то реагировал?

Дмитрий Янин: Жалобные книги в последнее время никому не помогали. Потому что плановые проверки проводятся раз в несколько лет, а внеплановые возможны только с разрешения прокурора и с предупреждением предприятия за сутки. А какому потребителю нужна реакция на его обращение лет через пять? Поэтому отмена жалобных книг – правильное решение в условиях, когда проверки бизнеса заблокированы с целью защиты интересов предпринимателей. В СССР реакций на жалобы было больше. Но при желании и тогда жалобную книгу легко подделывали. В те времена она скорее служила инструментом контроля за деятельностью директора магазина.

Что имеет смысл предпринять, чтобы компенсировать отсутствие жалобной книги? Можно изменить законы, ограничивающие внеплановые проверки по жалобам потре­бителей. Улучшить работу дистанционных сервисов по приёму жалоб. Сейчас при возникновении конфликта есть возможность подать обращение в Роспотребнадзор. В случае серьёзного спора, когда причинён какой-то материальный ущерб, имеет смысл написать претензию в магазин. Если на жалобу получите отказ, решать, стоит ли обращаться с иском в мировой суд, если речь идёт о сумме до 100 тыс. рублей, или в районный, когда убытки больше.

– Часто бывает: в магазине на ценнике стоит одна цифра, а на кассе пробивают другую, выше. И что делать?

– Надо сфотографировать ценник в торговом зале и указать на разницу продавцу. По закону он обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Если покупку уже пробили, то можно её отменить, сославшись на то, что вы не согласны брать вещь за иную сумму. Я бы рекомендовал делать покупки только в тех магазинах, где на ценниках указывается стоимость не только за единицу товара, но и в пересчёте на килограмм или литр. Сейчас многие магазины продают неполные упаковки, обманывая таким образом 70% покупателей. В странах Евросоюза закон обязывает продавцов указывать стоимость 1 кг или литра. У нас пока только идут разговоры о «двойных» ценниках. Кстати, все эти упаковки по 800 г вместо килограмма плохи не только для потребителя, но и для экологии, потому что в том же объёме пластика или картона содержится меньшее количество продукта.

– Что делать, если дома обнаружили, что купленный продукт испорчен?

– Его можно вернуть с чеком, и неважно – срок годности товара истёк или нет. Но сделать это лучше в первые два дня после покупки. Чем больше проходит времени, тем сложнее доказать, что продукт был испорчен изначально, а не потерял качество, находясь у вас дома. Администратор магазина по закону может принять товар на экспертизу. Если её результат подтвердит возникновение недостатков по вине продавца или изготовителя, то вам вернут деньги.

Бери, пока дают


– У нас теперь, как в США, каждую осень случается день суперраспродаж. Как считаете, такие суперскидки – действительно подарок покупателю или разводка?

– Потребительские организации скептически относятся к «чёрной пятнице». Как правило, это псевдоскидки и за рубежом, и у нас. Лишь единичные позиции демонстрируют в этот день самую низкую цену в течение года. Поэтому лучше на протяжении нескольких месяцев следить за ценой нужного товара в разных магазинах. Если увидите скидку в 20–30%, стоит покупать. Больше скидка быть не может – это экономически невыгодно продавцу. Если вас агрессивно заманивают на какие-то распродажи и ликвидации, верить нельзя. Скорее всего, это мошенничество. Так реализуется некачественная продукция с нарисованными скидками. Лишь изредка магазины распродают старые коллекции или ликвидируют весь товар. Стоит посмотреть в интернете, первая ли это ликвидация. Может, магазин каждые три месяца распродаёт свои вещи в связи с «банкрот­ством».

– Почему у нас такой длинный список товаров, которые нельзя сдать обратно?

– Это советское наследие. Раньше потребитель не имел права что-либо вернуть. Выбора не было: что давали, то и брали. В 1992 г. вышел закон «О защите прав потребителей», тогда покупателю впервые в истории разрешили менять товар с недостатками. Со временем торговцы стали выступать с инициативами это право ограничить. Так появились расширяющиеся перечни товаров, которые не подлежат обмену в течение 14 дней, если они не подошли по цвету, размеру, габаритам, фасону. В список вошли мебель, лекарства, ювелирные изделия, нижнее бельё, парфюмерия, технически сложные товары с гарантийным сроком. Но есть одна лазейка.

В онлайн-торговле можно вернуть любой товар в течение 7 дней без объяснения причин. Единственное, за что могут удержать сред­ства, – это за доставку курьером. Такую норму ввели больше 15 лет назад, чтобы люди не боялись покупать онлайн.

Как впаривают лишнее

– В каких сферах потребитель в России совсем не защищён?

– В первую очередь в сфере финансовых услуг. Это касается, например, навязывания страховок при выдаче кредитов. Закон не запрещает делать это. Недавно Центробанк снова выступил с инициативой запретить банкам при выдаче кредитов продавать какие-либо страховки, но такая идея высказывается уже десятый год. Ежегодно со «страховыми» обманами сталкиваются миллионы граждан. В прошлом году им навязали страховки на 92 млрд руб. Если страховщики по ОСАГО возвратили страхователям в течение года более 65% собранных сумм, то по банкам – меньше 8%.

Также потребитель у нас не защищён в вопросе информирования о составе продовольст­венных товаров. Он указывается на ценниках не полностью или в нечитабельной форме. Нигде не пишут количество вредных для организма веществ в продуктах – сколько там соли, сахара и насыщенных жиров. При этом в детских хлопьях, к примеру, сахара содержится 30%, в творожных сырках – 50%. С точки зрения уровня информативности этикеток мы отстали от Европы на 40 лет. Даже в такой развиваю­щейся стране, как Чили, нездоровая еда маркируется чёрной меткой: «Минздрав предупреждает: этот продукт содержит запредельное содержание соли».


– Куда жалуются на обман потребители за рубежом? Как там их защищают?

– За границей существуют централизованные структур­ы, как наш Роспотребнадзор, регио­нальные и местные ин­спекции. Мы не знаем ни одной цивилизованной страны, где бы вопрос с внеплановыми проверками был урегулирован так недружелюбно по отношению к потребителю, как в России. Вот в Евросоюзе, например, проверка каждого магазина проводится не реже 1 раза в год. У нас компании, которые ни разу не проверялись, могут существовать очень долго и выпускать непонятную продукцию. В США за обманы потребителей и властей можно получить большие штрафы. Вспомните «дизельгейт» концерна «Фольксваген», который рекламировал свои вне­дорожники как не наносящие вред природе. Когда выяснилось обратное, компанию оштрафовали на десятки миллиардов долларов и заставили вернуть покупателям часть стоимости автомобиля. Большие штрафы за обман потребителей оказывают профилактическое действие. В России же размер штрафов не превышает 200–300 долларов – даже смешно такого бояться.

Источник: Подробнее ➤

5 комментариев
Понравилась публикация?
15 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
16.12.2020, 16:03
Нижневартовск

А,они что еще были в магазинах - жалобные книги? Я думала их давным-давно ликвидировали.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Вот так в стране бардак правительство и разводит!

раскрыть ветку (0)

У нас уже их нет

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Так от них, как и от реальных обращений с жалобами толку не было - формальные отписки, а замечания не устранялись, по жалобам не наказывали.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

На моей работе книга жалоб является хорошим инструментом для руководителей, чтобы манипулировать сотрудниками.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 720
06.09.2024, 08:36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.5М
Как вы знаете, интернет-магазин и маркетплейс не вправе отменять заказы покупателей в одностороннем порядке.
Подробнее
Неинтересно
0
9
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 720
06.09.2024, 08:36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.5М
Как вы знаете, интернет-магазин и маркетплейс не вправе отменять заказы покупателей в одностороннем порядке.
Подробнее
Неинтересно
0
9
Владимир
Подписчиков 96
31.07.2024, 16:34
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 173.7к
Введение: Важное распоряжениеНедавнее распоряжение Генерального прокурора России, Игоря Краснова,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Мрувчинский Олесь Алексеевич
Подписчиков 1700
28.05.2024, 13:43
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 79.3к
Доброго времени суток уважаемые читатели моей странички!Не так давно ко мне обратился ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Стрикун Галина Владимировна
Подписчиков 30222
04.04.2024, 14:15
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.3М
Клиника оплатила мне потерю времени на приеме. Время- деньги. Главное - внимательно ...
Подробнее
Неинтересно
0
16
Бендер Андрей Владимирович
Подписчиков 319
19.10.2023, 06:03
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 69.4к
Заключение мирового соглашения в судебном процессе является одним из способов ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Бехолов Эдуард Владимирович
Подписчиков 2025
22.03.2023, 17:18
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 154.5к
15 марта этого года мне запомнится тем, что впервые в один день обратилось сразу трое граждан,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Бехолов Эдуард Владимирович
Подписчиков 2025
06.02.2023, 14:40
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 154.5к
…стать асоциальной личностью и начать поджигать чужие авто за символику на авто (не являющуюся запрещенной,...
Подробнее
Неинтересно
0
0