Муниципальный контроль и функции МСУ в области охраны окружающей среды
Муниципальный экологический контроль - деятельность должностных лиц администрации муниципального образования, её структурных подразделений, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования.
Объектом муниципального экологического контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования, независимо от принадлежности и формы собственности.
Муниципальный экологический контроль за использованием и охраной земель направлен на обеспечение реализации муниципальной политики в области земельных отношений и предотвращение правонарушений в области землепользования и благоустройства, сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов на территории муниципального образования.
Основными задачами муниципального экологического контроля на территории муниципального образования являются:
1. предотвращение вредного воздействия на окружающую среду при использовании земель в различных сферах хозяйственной и иной деятельности;
2. подготовка предложений по ограничению или приостановлению хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства Российской Федерации;
3. защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель;
4. профилактика земельных и природоохранных правонарушений;
5. принятие мер по устранению выявленных земельных и природоохранных правонарушений;
Муниципальный экологический контроль осуществляется во взаимодействии с администрацией муниципального образования, природоохранными, правоохранительными и иными заинтересованными территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования, в соответствии с их компетенцией.
Для обеспечения координации в сфере контроля за соблюдением природоохранного законодательства, требований по использованию и охране земель, могут создаваться временные (по отдельным направлениям деятельности) или постоянные координационные органы (советы, комиссии) по экологическому контролю.
Требования должностных лиц, осуществляющих муниципальный экологический контроль в соответствии с настоящим Положением по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат обязательному исполнению в установленные сроки всеми юридическими, физическими и должностными лицами. Неисполнение или несвоевременное исполнение указанных требований влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях участия представителей органов территориального общественного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан в работе по обеспечению соблюдения требований природоохранного законодательства могут формироваться группы внештатных общественных инспекторов по контролю за использованием земель, осуществляющих свою деятельность на общественных началах и в порядке, установленном нормативными актами муниципального образования. Муниципальный экологический контроль осуществляется администрацией муниципального образования непосредственно, а также через структурные подразделения.
Комитет при осуществлении муниципального экологического контроля выполняет следующие задачи: выявление фактов загрязнения и захламления земельных участков на территории муниципального образования; предотвращение вредного воздействия на окружающую среду при использовании земель в различных сферах хозяйственной и иной деятельности; участие в проведении расследований аварийных и чрезвычайных ситуаций, в разработке мер по ликвидации последствий аварийного загрязнения земельных участков на территории муниципального образования; - выявление случаев использования земель не в соответствии с их целевым назначением; - принятие мер по устранению выявленных земельных и природоохранных нарушений; осуществление контроля за выполнением иных требований земельного и природоохранного законодательства по вопросам использования земель на территории муниципального образования.
ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 06.10. 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирует осуществление муниципального экологического контроля в сфере охраны окружающей среды на территории муниципального образования.
Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.
Классификацию природоохранных полномочий органов местного самоуправления можно представить следующим образом:
1. по видам нормативных актов можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными актами Российской Федерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных правовых актах муниципальных образований;
2. по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем наделения, а также полномочия, возникшие в результате заключения специальных договоров;
3. по своему характеру экологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные. Общие полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и Конституциями (уставами) субъектов РФ; законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении, уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований. Общие полномочия муниципальных органов конкретизируются в перечне специальных экологических полномочий непосредственно в процессе осуществления природоохранной деятельности. Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местном самоуправлении, так и законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.
По предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия делятся на четыре группы:
1. полномочия по охране окружающей природной среды в целом;
2. по охране отдельных видов природных объектов;
3. полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения;
4. полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности. В сельском хозяйстве, при обращении с бытовыми отходами.
Закон в числе принципов защиты окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Закон, в общем, закрепляет ряд обязанностей органов местного самоуправления: принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, учитывать мнение населения при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде.
К полномочиям органов местного самоуправления по охране окружающей среды в целом можно отнести полномочия по решению вопросов благоустройства муниципальных образований. В рамках благоустройства какой-либо территории проводятся и природоохранительные мероприятия.
Полномочия по охране отдельных видов природных объектов закрепляются рядом отраслевых нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов. Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей среды является земля. Все земли Российской Федерации независимо от форм собственности на них, составляют единый земельный фонд страны, и именно государству принадлежит ведущая роль в обеспечении его надлежащего состояния. Поэтому Конституция, Федеральные законы не только определяет права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, но и налагают на всех землепользователей ряд обязанностей в области использования и охраны земель.
Полномочия органов местного самоуправления как властного органа в сфере охраны земель можно разделить на несколько групп:
1. органы местного самоуправления вправе разрабатывать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;
2. органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения;
3. органы местного самоуправления вправе своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;
4. органы местного самоуправления вправе осуществлять экономическое стимулирование охраны земель в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Федеральный закон от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых территориях" определяет категории особо охраняемых природных территорий местного значения, определяет формы собственности на эти территории и порядок их создания. Как правило, особо охраняемыми территориями местного значения признаются участки земли и водного пространства, представляющие научную, культурную, эстетическую и оздоровительную ценность, которые являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Необходимость выделения природоохранительных полномочий муниципальных органов при осуществлении различных видов деятельности обусловлена вредным воздействием некоторых видов деятельности человека не на один определенный вид природных объектов, а на несколько таких объектов в совокупности.
В общем, законодательство Российской Федерации и ее субъектов создало определенную правовую базу для участия органов местного самоуправления в реализации задач по охране окружающей среды. Федеральные законы закрепляют общие положения о полномочиях муниципальных органов в этой сфере, либо стараются конкретизировать их применительно к природно-климатическим условиям региона.