Быть или не быть (советы будущим, начинающим и не только)
Часть 2.
Если ты вник в суть своей профессии, активен, грамотен, получаешь положительный результат своей работы, ты зарабатываешь авторитет. При этом авторитет не только «среди своих», но и в суде. Иногда это тоже помогает. Но повторюсь, для этого надо быть грамотным и не допускать откровенных ляпов. Ходишь в суды – выучи процессуальные нормы. Иногда просто стыдно за некоторых коллег, которые, например, в процессе пытаются заменить одни требования на другие (закон не позволяет одновременно изменять основания и предмет иска). Иногда только это настолько подрывает твою позицию, что требуется значительное время, чтобы суд не ассоциировал твое представительство с полной безграмотностью, что означает, что и твои материальные доводы не будут особо слушаться. Поэтому хотя бы периодически необходимо освежать знания процессуальных норм.
Иногда кажется, что ты сделал все, чтобы суд согласился с твоими доводами и вынес решение в пользу твоей организации (лица). Ан нет, решение не ожидаемое и совсем непонятное. Отчаиваться, конечно, не стоит, есть вышестоящая инстанция. Ну а второй вариант - возможно, ты не прав.
Была у меня одна история, когда суд меня вообще не слушал, потому что истец принес похожие судебные акты, вынесенные в его пользу, рассмотренные на других территориях (в другой области). Дело рассматривалось судом общей юрисдикции. И оно было не характерным для такого суда. В общем, один предприимчивый товарищ (физическое лицо) за бесценок накупил кусков разных сетей: водопроводных, тепловых - на территориях трех областей (застройщикам жилых домов было проще их продать, чем узаконить статус), а потом решил получать доход за использование этих сетей со снабжающих организаций. При этом предварительно он обращался к этим организациям с предложением заключить договоры аренды, в чем ему отказывали. Вот суд и взыскал с нашей компании денежные суммы за использование чужого имущества, полностью проигнорировав доводы о том, что договор аренды не является публичным, то есть обязательным для заключения, что существует специальное законодательство, регламентирующее транспортировку тепловой энергии через договоры передачи, с установлением статуса сетевой организации такому владельцу сетей, что подтверждается установлением тарифа на передачу Постановлением регулирующего органа – РЭК. Ну и там было еще много ньюансов.
В областном суде, куда представитель истца даже не явился, мне пришлось прибегнуть не только к нормативному обоснованию, но и живописно рассказать о том, что сети, по которым проходит горячая вода с температурой более 100 градусов и с высоким давлением, являются источником повышенной опасности, и если их не обслуживать, а просто владеть (и делать это источником дохода без расходов!), приведет к печальным последствиям (поэтому так важен статус сетевой организации). Пришлось рассказать об известных случаях разрыва сетей и гибели людей. И задать риторический вопрос, можно ли тогда безопасно ходить по улицам?! Вспомнила факты, когда от разрыва труб взлетали в воздух машины, когда фонтаны горячей воды вместе с камнями долетали до верхних этажей и травмировали находящихся там людей… Решение суда было отменено.
То есть, здесь сыграли свою роль не только ссылки на действующее законодательство, но и уверенность в своей правоте, и эффект от выступления, потому что судьи тоже пропускают поступающую информацию через свое правосознание. А та судья (первой инстанции) пошла простым путем – просто скопировала имеющиеся, вступившие в законную силу решения. К сожалению, так тоже бывает, что не должно вас останавливать.
Вывод - если уверен, иди вперед! И достигнешь желаемого.
Следующий совет – на твоем рабочем месте всегда должны быть актуальные бумажные тексты того законодательства, которое применяется в работе каждодневно. Конечно, можно и в интернете все посмотреть. Но распечатанный закон, с твоими персональными пометками и закладками, особенно если он объемный, очень помогает даже опытным юристам. Вообще не понимаю тех юристов, которые довольствуются только интернетными текстами законов. Смотреть надо обязательно, хотя бы для того, чтобы не пропустить изменения, но постоянное штудирование «любимого» закона или подзаконного акта, как, например, было у меня – Закона «О теплоснабжении» и Правил организации теплоснабжения в РФ в бумажном виде, дает большие преимущества хотя бы потому, что при таком пользовании включаются дополнительные мозговые ресурсы. Да и просто удобно, когда у тебя перед глазами лежат одновременно все нужные в данный момент тексты. Проще создать логическую цепочку при подготовке юридического документа.
Следующее: установление контакта с внутренним заказчиком является одним из условий твоей эффективности. На крупных предприятиях, получая иск, или готовя свои исковые требования, принято писать служебные записки с различными запросами информации в соответствующие подразделения. Писать их надо, это безусловно. И настаивать на том, чтобы тебе дали ответ. Потому что без помощи узких специалистов зачастую вообще не обойтись. Но если ты в хороших отношениях с теми, кто владеет специальной информацией и документами в этих подразделениях, быстрое получение требуемого гарантированно, до того, как служебная записка пройдет свой регламентированный путь. Иногда требуется оперативное получение документов. Как в магазине продавец отвечает за все, что продает (чаще всего первые недовольства адресованы именно к нему), так и в суде (или там, где ты представляешь интересы), за все просчеты различных служб на предприятии дает ответ юрист. Чтобы не придумывать, почему ты пришел в процесс не подготовленный (тебе не дали информацию, или не сделали расчеты), требуй эту информацию на предприятии во что бы то ни стало.
Иногда это стоит большой нервотрепки. Мне информацию давали практически всегда. Я не могла себе позволить ходить в суд неподготовленной. И поэтому добивалась этой информации и документов, в основном, по-доброму, а иногда - почти выдирая. Шла к руководству, своему или подразделений. Конечно, когда предприятие меньше, получить документы для суда проще. Тут все нацелены на достижение единого результата. А в большой компании интересы могут не совпадать. Тогда надо излагать руководству причины недостижения требуемых результатов, может быть даже требуя привлечения недобросовестных работников к дисциплинарной ответственности.
Поэтому, добивайся того, что необходимо для положительного результата, внутри предприятия, чего бы это ни стоило.