М. Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы": анализ

Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин рос в окружении помещичьих семей, наделенных пороками, ложью, что очень тяготило его. Глубокое знание этой среды в дальнейшем отразилось в творчестве Михаила Евграфовича, в том числе и в его романе «Господа Головлевы».
Жанр
В книге показан процесс саморазрушения на примере дворянской фамилии, достоверно охарактеризована настоящая суть этого слоя общества. «Господа Головлевы» — произведение, где изображена летопись событий, хроника вымирания рода. Изначально писателем задумывались документальные социально-психологические очерки, которые затем были объединены в роман. В нем полностью раскрыта психология героев через их поступки, а не посредством внутренних монологов персонажей. Также показано влияние социальных причин на уровень психологического развития личности.
По своему жанру «Господа Головлевы» представляет собой роман социально-бытового жанра с подробным описанием отношений в помещичьих семьях. М. Е. Салтыков-Щедрин является писателем-реалистом, который использовал в своем творчестве приемы сатиры (гротеск, в частности), акцентируя внимание на ущербности, недостатках описываемых явлений без искажения пропорций.

Темы и проблемы
Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.
Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов.
Автор в своем произведении рассматривает проблемы, приводящие к полному вырождению:
- В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
- Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
- Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.
Основные герои

Арина Петровна в начале романа описывается, как властная женщина 60 лет, одаренная творческим воображением и фактически управляющая имением. Она не любит соседей, держит своих детей в послушании,. Это непреклонная и строптивая особа. Никто в семье не смеет идти против госпожи Головлевой. Для нее характерны серьезность и деловитость, кажется, что она заботится о членах семьи, но в то же время к мужу и детям остается равнодушной. Дети кажутся Головлевой лишь «постылой» обузой. Женщина считает, что можно их растить впроголодь и без любви.
Ее муж, Владимир Михайлович - бездельник, в романе характеризуется, как «легкомысленный», «пьяненький», «сочинитель вольных стихов». Он называл жену «ведьмой», «чертом», боялся ее. Пьянство и беспутство превратили отца семейства в дряхлого старичка.
Старший их сын Степан (Степка-озорник, Степка-балбес), любимец отца и такой же проказник, из-за постоянных принижений со стороны матери растет безвольным и покорным. Хоть он и выучился в университете, парень сам никак не смог устроиться на работу. Мать купила ему дом, а он все прокутил, на службе не преуспел, возвратился домой и нашел свою смерть в нищете.
Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

Сын Порфирий, который был прозван Иудушкой, «откровенным мальчиком», «кровопивушкой», любил приласкаться к матери, не утаивал от нее ничего, но та не знала, яд это или почтительность, а потому побаивалась его. Автор воплотил в нем совершенно новый типаж чудовищного и лицемерного предателя, раскаявшегося в конце, как библейский Иуда.
Самый младший из сыновей, Павел:
- не интересовался ни играми, ни учебой;
- не любил общаться;
- боялся своей матери.
Художественное своеобразие произведения
Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» показывает полнейшую безнадежность и вымирание рода на всем протяжении повествования. Ему удалось воплотить это в конкретных поступках, фразах и облике своих героев. Их слова не призывают к какому-то действию, красота, молодость персонажей быстротечны, их поместья разоряются.
Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.
Может показаться, что идея произведения достаточно мрачная. У отдельных читателей и вовсе возникают вопросы, какое сообщение автор хотел донести до своей аудитории. Но в то же время смысл этой книги в чем-то иронический, потому что его персонажи совершенно не соответствуют своей оболочке. Многим кажется, что помещики — люди благородные и ведут соответствующий образ жизни. Рассказ хорошо раскрывает то, что на самом деле скрыто внутри.
С этим читают - М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города": анализ

Вам понравилась статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо.
Спасибо очень интересно!