Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок
Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок
Мониторингом закупок всех без исключения заказчиков занимается Минфин России. Он проводится по данным из ЕИС, а также данным, поступающим от Казначейства и ФАС России. Заказчику при этом ничего делать не нужно, мониторинг проводится без его участия.
Аудит проводят Счетная палата РФ и региональные контрольно-счетные органы, он заключается в оценке закупочной деятельности конкретного заказчика от этапа планирования до результатов исполнения контракта. Проверяют все: законность, обоснованность, целесообразность, эффективность. Предоставляйте всю информацию по запросам аудиторов, отчитывайтесь по вынесенным представлениям и исполняйте предписания.
1. Как заказчики проходят мониторинг закупок
Для того чтобы пройти мониторинг закупок, заказчику ничего предпринимать не нужно: орган мониторинга - Минфин России - самостоятельно собирает, обобщает, систематизирует и оценивает информацию о закупках. Мониторинг ведется в отношении всех заказчиков по Правилам, утвержденным Правительством РФ.
Мониторингу подлежит информация, содержащаяся в ЕИС (ч. 3, 4 ст. 97 Закона N 44-ФЗ). Он осуществляется на постоянной основе, при этом собирается, обобщается, систематизируется и оценивается как информация, содержащаяся в ЕИС, так и, например, поступающая благодаря взаимодействию с Казначейством и ФАС России (п. п. 3, 7 Правил).
Итог мониторинга - сводный аналитический отчет - публикуется в ЕИС до 30 мая года, следующего за отчетным, а также направляется в Правительство РФ (ч. 5 - 7 ст. 97 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Требований).
Кроме Минфина России, мониторинг на региональном уровне могут вести органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления на основании актов, принятых в их регионе (ч. 8 ст. 97 Закона N 44-ФЗ).
2. Как заказчику пройти аудит в сфере закупок
Аудит в сфере закупок - разновидность внешнего государственного аудита, в ходе его могут быть проведены как экспертно-аналитические мероприятия, участие заказчика в которых минимально (например, анализ имеющейся информации), так и контрольные мероприятия, которые могут включать в себя выездные проверки и ревизии (ч. 12 ст. 14, ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 6-ФЗ, ч. 3 ст. 98 Закона N 44-ФЗ).
При подготовке к аналитическим либо контрольным мероприятиям аудиторы анализируют размещенную заказчиком в ЕИС информацию, но, кроме того, могут направлять заказчику запросы. Реагировать на поступившие запросы вы обязаны, исполняя их в указанные должностными лицами сроки (ст. 25 Закона N 41-ФЗ, ст. 13 Закона N 6-ФЗ). Отказ или несвоевременное предоставление либо предоставление неполной информации могут повлечь ответственность, вплоть до уголовной (ст. 19.7 КоАП РФ, ст. 287 УК РФ).
Счетная палата проводит аудит на основании установленных правил - это Стандарт СГА 302 "Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг", Стандарт СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", Стандарт СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона N 41-ФЗ).
Учитывайте, что аудит в сфере закупок может быть проведен Счетной палатой как в виде отдельного мероприятия, так и в рамках другой проводимой в отношении вас проверки (разд. 4 Стандарта СГА 302). Проверять могут как все закупки, так и определенную группу закупок, например за определенный период или определенных товаров.
Аудит затрагивает все этапы закупочной деятельности: от планирования до результатов исполнения контракта (ч. 3 ст. 98 Закона N 44-ФЗ). Анализируется система организации закупок в целом, а также эффективность расходов на основании фактического использования результатов исполнения контрактов.
По итогам аудиторы подготовят отчет, в котором среди прочего вы найдете сведения о причинах выявленных отклонений, нарушений и недостатков, а также предложения, направленные на их устранение.
Если будут выявлены нарушения, требующие безотлагательного пресечения, с отчетом вы также получите представление (разд. 7.3 Стандарта СГА 101) с конкретными требованиями о принятии мер (ч. 1 ст. 26 Закона N 41-ФЗ). Выполняйте требования по представлению в указанный в нем срок, а если срок не указан - в течение 30 дней с момента получения представления. О принятых мерах отчитайтесь (ч. 4, 5 ст. 26 Закона N 41-ФЗ, разд. 4.3 Стандарта СГА 302).
Если не выполните указания представления, Счетная палата может выдать предписание, за невыполнением или ненадлежащим выполнением которого, в свою очередь, может последовать приостановление всех видов операций по счетам заказчика (ч. 4 ст. 27 Закона N 41-ФЗ).
См. также: Как ответить на представление Счетной палаты РФ
Некоторые суды могут посчитать, что у аудиторов в сфере закупок нет полномочий выдавать обязательные для исполнения предписания (см., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.07.2018 по делу N А 31-12297/2017). Однако рекомендуем исполнять выданные в ходе аудита законные предписания, так как такие полномочия контрольно-счетных органов прямо предусмотрены Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: