Вакцинация (прививки) от COVID-19. ООО КЦ "Правозащита" разъясняет.
Тема новой короновирусной инфекции и её распространение находится в центре внимания населения, особенно, среди потенциально незащищённой категории лиц, достигших возраста 65 и выше.
С 18 января 2021 года в Российской Федерации официально начался первый этап внедрения разработанной вакцины «Спутник V», открытая официальная статистика по вакцинации в России не приводится.
В Правительстве Российской Федерации уточнили о препаратах: с марта будет использоваться "ЭпиВакКорона" центра "Вектор" Роспотребнадзора, с апреля - вакцина Центра имени Чумакова РАН, в течение 2021 года в Российской Федерации планируется провакцинировать от коронавируса 60% населения страны – 68, 6 млн человек.
В связи с этим, ООО КЦ "Правозащита" считает необходимым разъяснить основные правовые аспекты вакцинации (иммунопрофилактики) от новой короновирусной инфекции.
Проблема вакцинации населения соотносится с конституционными правами граждан на достоинство личности, установлен запрет на производство медицинских, научных или иных опытов без добровольного согласия (статья 21 Конституции РФ) , охрану здоровья и медицинскую помощь - статья 41 основного закона.
По состоянию на начало 2021 года специальный Указ, иные нормативно-правовые акты по вопросу определения порядка вакцинирования трудоспособного населения и лиц, достигших пенсионного возраста, на территории Российской Федерации не принят.
В поисковой информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены информативные инструкции о применении медицинских мер в отношении работников образования, а также лиц, не имеющих медицинских противопоказаний.
Применение вакцины от новой коронавирусной инфекции, противопоказано таким лицам: несовершеннолетним (т.е. лицам, не достигшим 18 лет), беременным женщинам, лицам, страдающим видами заболеваний: ВИЧ; всеми аутоиммунными болезнями; мастоцитозом; болезнью Эрдгейма-Честера; дефицитом иммуноглобулина; синдромом Вискотта-Олдрича; синдромом высвобождения цитокинов; синдромом системного воспалительного ответа; синдромом активации тучных клеток; тяжелым комбинированным иммунодефицитом; цитокиновым штормом.
Правовые нормы, регулирующие вопрос вакцинации, имеют проблемное применение.
В рамках рассматриваемого вопроса обратимся к Федеральному закону 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", позволяющий отказаться от профилактических прививок. С другой стороны, законодатель установил запрет для лиц, отказавшихся от прививочных мероприятий - запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Данный закон вводит национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Между тем,
Приказом Минздрава от 21 марта 2014 г. N 125 н утвержден национальный календарь профилактических прививок. Тем же приказом министерство утвердило календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 1307 в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена норма следующего содержания: против
коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2
К приоритету 1-го уровня относятся:
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров;
лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением.
К приоритету 2-го уровня относятся:
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
лица, работающие вахтовым методом;
волонтеры;
военнослужащие;
работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся:
государственные гражданские и муниципальные служащие;
обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
лица, подлежащие призыву на военную службу.
Таким образом, в календарь распространяющаяся коронавирусная инфекция внесена уполномоченным органом исполнительной власти, с определением 3 уровневого круга лиц, подлежащих вакцинации. Между тем, приоритет имеет национальный календарь профилактических прививок, включающий в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа – соответствующая норма о прививочных мероприятиях по коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в статью 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» не внесена.
«Вместе с тем при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, а должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,-предписания о дополнительных противоэпидемических мероприятиях, в том числе проведении профилактических прививок и обследований (подпункт 6 пункта 1, статьи 51, статья 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. No 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Действие данной нормы обуславливает обязательную вакцинацию исключительно при эпидемиологическом неблагополучии по новой распространяющейся инфекции, на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или в постановлении (решении) главного государственного врача вашего региона, принятого по согласованию с региональными органами власти, поскольку такой нормативный правовой акт не принят, следовательно, обязательная вакцинация не допустима.
В контексте информационной справки обратимся к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установивший возможность отказа от медицинского вмешательства, в условиях распространения короновирусной инфекции лица, не страдающие и не подверженные заболеваниям, представляющих опасность для окружающих, в случае объявления вакцинации, физические лица, вправе отказаться от медицинского вмешательства, само назначение вакцинации предполагает профилактику заболевания, но не означает наличия самого заболевания как факта.
Граждане Российской Федерации обращались за соответствующим разъяснением возможности отказа от медицинского вмешательства. Министерством здравоохранения Российской Федерации 25 ноября 2020 года были разъяснены положения Федерального закона 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней (право на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях).
Согласно пункту 3 статьи 11 названного закона, профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Таким образом, решение о согласии или отказ от иммунизации гражданин принимает самостоятельно (согласие как и отказ от иммунизации оформляется письменно, и содержится в медицинской документации пациента).
В Удмуртской Республике вакцинировано 4495 человек, дополнительно действует Распоряжение, изданное Министерством здравоохранения Удмуртской Республики от 09 декабря 2020 года № 1470 «Об организации вакцинации граждан, в том числе медицинских работников против инфекции, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2, в Удмуртской Республике», этим подзаконным правовым актом регламентировано действие вакцины "Гам-Ковид-Вак". Данная вакцина предназначается гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, с добровольного согласия граждан в медицинских организациях согласно Алгоритму действий медицинских работников, осуществляющих проведение вакцинации против COVID-19 у взрослых (приложение N 1). Вакцинация проводится в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "вакцинация".
Показания к применению: профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у взрослых 18 - 60 лет.
Противопоказаниями к применению являются:
-гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
-тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
-острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний - вакцинацию проводят через 2 - 4 недели после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры;
-беременность и период грудного вскармливания;
-возраст до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности);
-гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
-тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
-острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний - вакцинацию проводят через 2 - 4 недели после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры;
-беременность и период грудного вскармливания;
-возраст до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности).
Противопоказания для введения компонента II:
-тяжелые поствакцинальные осложнения (анафилактический шок, тяжелые генерализированные аллергические реакции, судорожный синдром, температур выше 40 град. C и т.д.) на введение компонента I вакцины.
Применяется с осторожностью при:
при хронических заболеваниях печени и почек, выраженных функции эндокринной системы (сахарный диабет), тяжелых заболеваниях системы кроветворения, эпилепсии, инсультах и других заболеваниях ЦНС, заболеваниях сердечно-сосудистой системы (инфарктах миокарда в анамнезе, миокардитах, эндокардитах, перикардитах, ишемической болезни сердца), первичных и вторичных иммунодефицитах, аутоиммунных заболеваниях, заболеваниях легких, астме и ХОБЛ, у пациентов с диабетом и метаболическим синдромом, с аллергическими реакциями, атопией, экземой.
В целом, в силу отсутствия лабораторных опытов применения вакцины от новой короновирусной инфекции, статистических данных о положительном эффекте вакцины, применять последствия отказа от данного вида медицинского вмешательства, обозначенные в базовом законе, на наш правовой взгляд, недопустимо, подобные действия нарушают конституционные права человека на справедливое и разумное медицинское вмешательство (охрану здоровья).
Специалисты ООО "КЦ Правозащита" считают, что вакцинация как вид оказания медицинской помощи (вмешательства) от новой короновирусной инфекции носит добровольный характер, не предполагающий обязательность профилактического действия, в настоящее время специальный нормативный правовой акт Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросу определения данного вида медицинского вмешательства не принят, отсутствуют достоверные данные о количестве проведённых лабораторных исследований привитых лиц, поскольку назначением вакцинации является профилактика заболевания.
Будьте здоровы, знайте конституционное право на справедливую медицину и умейте отстаивать свои права!