Деиндустриализация и рост услуг, основанных на знаниях
Характер нашей работы кардинально изменился, особенно за последние 50 лет.
Пример из практики: Великобритания
В 1961 году 36% рабочей силы Великобритании было занято в производственном секторе и 49% в сфере услуг. Эта картина сильно отличалась к 2011 году, когда только 8% рабочей силы было в производстве, а огромный 81% работал в сфере услуг (CIPD 2013).
Этот сдвиг в Великобритании (и других западных экономиках) называется деиндустриализацией. В целом, люди сегодня выполняют совсем другую работу по сравнению с их бабушками и дедушками.
Теперь мы более подробно рассмотрим деиндустриализацию и технологии, задав себе вопрос, как эти изменения в характере работы влияют на вовлеченность и мотивацию сотрудников.
Краткая история индустриализации и деиндустриализации
Великобритания была первой страной, начавшей индустриализацию, а также первой страной, претерпевшей процесс деиндустриализации, в результате чего производство и занятость все больше концентрируются в сфере услуг, а не в производстве.
Во время промышленной революции 19 века население Великобритании в целом перешло от работы на земле к городам и городам, движимое требованиями индустриализации экономики. Однако даже в XIX веке сектор услуг становился все более важным источником занятости.
С середины 20 века мы наблюдаем сокращение занятости в обрабатывающей промышленности, так что к 2011 году в этом секторе было занято менее одной десятой занятых в Англии и Уэльсе, по сравнению с более чем четырьмя пятыми в сфере услуг (CIPD 2013).
Наукоемкие отрасли и услуги
Рисунок показывает, что наибольший рост занятости произошел в сфере недвижимости (занятость увеличилась на 205% в период с 1978 по 2013 год), профессиональной, научной и технической деятельности (рост на 169%), административных и вспомогательных услугах (рост на 139%) и деятельность, связанная со здоровьем (рост на 113%) (CIPD 2013). Таким образом, самый быстрый рост рабочих мест наблюдался в относительно высококвалифицированных наукоемких областях.
Наукоемкие отрасли и услуги требуют иного подхода к организации труда по сравнению с традиционным производством. Фактически, даже в обрабатывающей промышленности характер работы изменился.
Современное производство - это, в основном, высококвалифицированная наукоемкая деятельность. Экономика, основанная на передовых производствах и услугах, требует различных форм организации труда, сочетающих большую индивидуальную автономию с новыми формами совместной работы в команде.
