Ошибки при составлении корпоративных нормативных актов.

В процессе деятельности организации разрабатывают и принимают свои корпоративные нормативные акты. Корпоративные акты закрепляют внутриорганизационные нормы поведения, регулируют производственную и социальную жизнь коллектива.
Решения общего собрания участников предприятия, инструкции, положения, правила, приказы — все это является корпоративными нормативными актами. От того, насколько правильно они будут составлены, зависит успешная деятельность любого предприятия. Необходимо избегать ошибок при их составлении.
Наиболее распространенные ошибки при создании корпоративных актов приведены в учебнике Т.В. Кашаниной «Юридические документы: Чему не учат студентов» (юристы знают автора по учебникам теории государства и права и корпоративному праву).
Итак, в список ошибок вошли следующие:
1. Ретранслирование законодательных норм.
Имеется в виду, что корпоративные акты часто применяются как ретрансляторы, то есть передатчики, норм, издаваемых государственными органами. Однако, как указывает автор, нормативными считаются только те акты, которыми нормы права устанавливаются, изменяются или прекращаются. В случае издания нормативного акта-ретранслятора этого нет, и по юридическим канонам такие акты вообще не должны признаваться нормативными. Совет: использовать правовую форму, в которую обычно облекаются индивидуальные предписания или распоряжения органов управления организацией. Например, приказ. В таком приказе обозначить цель. Например: «проинформировать о принятии и вступлении в силу определенного закона, инструкции».
2. Излишняя детализированность.
Автор считает, что подробно детализировать корпоративные акты не всегда оправданно. Например, не стоит слишком детализировать должностные инструкции. Поскольку работник — это, прежде всего, человек. И ему необходимо оставлять пространство для применения творческих способностей. Тем более, что такая позиция всегда идет только на пользу организации.
3. Излишняя зарегулированность.
Имеется в виду тот случай, когда конкретный корпоративный нормативный акт принимать совершенно излишне и неоправданно. Такие нормативные акты сковывают инициативу работников и причиняют больше вреда. Например, принимаются инструкции размером в десятки страниц с таблицами и расчетами. Естественно, многим работникам не под силу с ними разобраться (да и, наверно, не очень хочется).
4. Отсутствие декларативных положений.
Автор считает, что декларативные положения все таки следует применять, поскольку они могут нести «патриотическую нагрузку» в отношении организации. Она поможет настроить сознание работников на «нужный» лад.
5. Отсутствие дефиниций.
Результатом данной ошибки является путаница в понимании терминов и понятий, употребляемых в корпоративном нормативном акте. Кстати, это бывает не только в самом тексте, когда одно и то же понятие употребляется с разным значением в том же самом нормативном акте. Но и различное понимание значения понятий работодателем и его подчиненными. Естественно, в такой ситуации не получается донести сути требований до сотрудников.
6. Пренебрежение инфраструктурными правилами.
В данном случае, речь идет о необходимости отменять нормы, которые должны быть утрачены в связи с принятием нового нормативного акта. То есть, не должны одновременно существовать нормы действующие и нормы, утратившие силу.
7. Отсутствие собственных санкций.
Речь идет о лишении корпоративных льгот, благ. Данная санкция может оказывать воспитательное и стимулирующее значение, Однако, стоит помнить, что применение санкций не должно вступать в противоречие с действующим законодательством и нарушать его.