Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы, условия отбывания в следственных изоляторах
Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, являются неотъемлемой частью уголовно-исполнительной системы. Среди ее структурных элементов особое положение занимают следственные изоляторы (далее – СИЗО), так как наряду с основной функцией – содержанием под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений – уголовно-исполнительное законодательство наделяет их полномочиями исправительных учреждений в отношении ряда категорий осужденных. Основную группу в их числе составляют лица, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения (около 10% от лимита наполнения).
Сегодня в системе ФСИН России насчитывается 214 следственных изоляторов, в которых содержится 98 301 человек (по данным на 1 октября 2019 года), в том числе порядка 9 000 осужденных в отрядах хозяйственного обслуживания.
СИЗО были образованы сравнительно недавно (1963 г.) в результате длительного процесса, который проходил по пути их постепенного выделения в самостоятельный вид учреждения. Но при этом правовой статус СИЗО так и не приобрел четкого определения, в результате чего при исполнении наказания в них возникают некоторые проблемы.
Во-первых, осужденные остаются в СИЗО на основании решения начальника учреждения, в то время как суд назначил этим лицам отбывать наказание в исправительной колонии общего режима. Такая процедура противоречит положению, закрепленному в ч. 4 ст. 58 УК РФ, согласно которому изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Кроме того, формирование отряда по хозяйственному обслуживанию находится в прямой зависимости от усмотрения и воли администрации учреждения, на которые можно оказать влияние со стороны заинтересованных лиц. Это и происходит порой на практике, в результате чего в СИЗО трудятся осужденные, которые по своим правовым критериям (отсутствие факта отбывания лишения свободы, назначенный срок лишения свободы) не подходят для зачисления в отряд хозяйственного обслуживания. Для усиления гарантий законности представляется необходимым на законодательном уровне закрепить за судами право принимать решение об оставлении осужденных в СИЗО по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 74 УИК РФ.
Во-вторых, для осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, предусмотрены условия отбывания наказания, установленные для исправительных колоний общего режима. Но СИЗО является учреждением закрытого типа; соответственно, реализовать в полной мере режим исправительных колоний общего режима в нем невозможно. В результате порядок отбывания наказания в отрядах хозяйственного обслуживания регламентируется рядом бланкетных норм, которые не могут отразить его специфику, заключающуюся в значительном ужесточении элементов режима:
• осужденные, выполняющие работы по хозяйственному обслуживанию, содержатся в общих камерах (в исправительных колониях общего режима осужденные проживают в общежитиях);
• большую часть времени осужденные вынуждены проводить на территории режимной зоны учреждения, в закрытых помещениях и изолированных зданиях, что связано с характером выполняемых работ;
• лицам, выполняющим работы по хозяйственному обслуживанию и отбывающим наказание в облегченных условиях, крайне редко разрешается проживать и работать за пределами СИЗО под надзором администрации (ч. 3 ст. 121 УИК РФ).
Кроме того, в СИЗО прогрессивная система отбывания наказания представлена без строгих условий. Лицо, признанное злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, этапируется в исправительную колонию общего режима.
Оставление и отбывание в СИЗО осужденных к лишению свободы – неординарная и пока не основанная на приговоре суда увеличивающая объем право ограничений мера принуждения, которая требует своего усовершенствования. Следует отметить, что для большинства лиц, совершивших преступления, СИЗО – первый этап отбытия срока лишения свободы, а также – своеобразные ворота системы, через которые весь спец контингент проходит в исправительные учреждения.
Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, в научной литературе освещено не так полно, как правовое положение осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии или в тюрьме. Современное видение правового статуса осужденного сводится к тому, что никаких других право ограничений не должно быть, кроме самого факта изоляции от общества.
Более правильной является реализация принципа дифференциации исполнения наказания, связанная с созданием различных условий отбывания наказания в исправительной колонии одного вида. Главным основанием дифференциации при этом является поведение осужденного в период отбывания наказания. В исправительных колониях общего режима существует три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие (ст. 120 УИК РФ). При отбывании наказания в СИЗО невозможно создать строгие условия отбывания наказания. Осужденные, оставленные в СИЗО для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, в случае злостного совершения нарушения режима отбывания наказания, переводятся для отбывания наказания в ИК. В СИЗО имеются обычные и облегченные условия содержания осужденных. Следственному изолятору как учреждению закрытого типа сложно воспроизвести режим учреждения полузакрытого типа в его наиболее мягком варианте. Как справедливо замечает Е.В. Нечаева, возникает противоречие в применении указанного института, способом устранения которого, по мнению Е.В. Нечаевой, должно стать восстановление трехступенчатой системы условий содержания осужденных в СИЗО. В этом случае, если осужденный будет признан злостным нарушителем режима, то он должен переводиться в колонию общего режима на строгие условия в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 78 и ч. 3.4 ст. 120 УИК РФ. Подобный механизм позволил бы в еще большей степени индивидуализировать процесс исправления осужденных, не прибегая к переводу в колонию общего режима. Одной статьи недостаточно, чтобы охватить весь круг вопросов регулирования жизнедеятельности осужденных, отбывающих наказание в следственном изоляторе. Законодателем делается отсылка к статьям Уголовно-исполнительного кодекса, которые регулируют порядок и условия отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Но следственный изолятор – это не колония.
Высокая степень трудоустроенности контингента, несомненно, относится к положительным сторонам отбывания лишения свободы в следственных изоляторах. Средний срок наказания у осужденных в следственном изоляторе заметно ниже, чем в колонии. Лица, отбывающие наказание в СИЗО, допускают значительно меньше нарушений режима, чем находящиеся в колониях. К ним применяется больше поощрений (например, освобождающихся условно-досрочно из СИЗО в полтора-два раза больше, чем по отбытии срока; в колониях количественное соотношение этих групп, освобождающихся прямо противоположное). Но необходимо отметить и отрицательные моменты. К таковым в первую очередь относится наличие сверхурочных работ.
Вопросы функционирования следственных изоляторов порождают сложности, связанные с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы. Отсюда возникает необходимость разработки правовых и организационных вопросов по совершенствованию деятельности СИЗО как исправительного учреждения.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:
Решение ВС РФ г. Москва от 02.09.2014 г Дело №АКПИ 14-865.
Ресин А.И., осужденный к пожизненному лишению свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 191 Инструкции, ссылаясь на то, что данное положение позволяет администрации следственного изолятора распространять требование о проведении свиданий через разделительную перегородку на свидания с адвокатами (защитниками) в следственном изоляторе, что затрудняет или делает фактически невозможным совместное с адвокатом ознакомление с материалами уголовного дела, совместную работу с юридически значимыми документами, ограничивая тем самым конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.
Условия содержания осужденного в следственном изоляторе при необходимости участия его в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и предоставления ему свиданий определены статьей 77 УИК РФ, которой предусмотрено, что в указанных случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется также в порядке, установленном указанным федеральным законом.
В удовлетворении заявления Ресина А И о признании недействующим пункта 191 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп, отказать.
Список литературы:
1. Бабкин Л.М., Булатецкий С.В., Родин А.Е. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 1. С. 38-40.
2. Барабанов Н.П. Правовой механизм обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26. № 1. С. 29-38.
3. Горбач Д.В. Особенности организации режима в следственных изоляторах России // Юридическая наука и практика. Самара, 2017. С. 101-106.
4. Зубков А.И. Проблемные вопросы применения меры пресечения в виде заключения под стражу и функционирования следственных изоляторов. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.
5. Клименко Т.М., Лаверычева С.А. Проблемы правоприменения наказания в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе // Общество и право. 2017. № 4 (62). С. 9-13.
6. Кравцов Д.А. Выявление и устранение детерминант возникновения угроз криминологической безопасности обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, как одна из основных задач следователя // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 4 (14). С. 87-90.
7. Нечаева Е.В. Условия отбывания наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.
8. Разумова Е.М., Хабибулин Д.А. Социально-коммуникативная компетентность подследственных с разным сроком нахождения в следственном изоляторе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 428-430.