А. П. Чехов "Чайка": анализ
История создания
История написания пьесы «Чайка» вмещает в себя интересные факты:
- Работа над пьесой началась в 1895 году в семейной усадьбе Чехова – Мелехово. Описания места действия очень похожи на дачные пейзажи писателя.
- Создавая персонажей, Чехов во многом опирался на биографии своих современников. В произведении присутствуют отсылки на биографии художника Левитана, писательницы Авиловой и знакомой Чехова — Мизиновой.
- Личность самого Чехова нашла отражение сразу в трёх персонажах – Тригорине, Треплёве и Дорне.

Направление и жанр
«Чайка» относится к реалистическому направлению в литературе. Чехов стремится к достоверному отражению в пьесе окружающей действительности. Персонажи, диалоги и действия прописаны максимально органично. Читатель может поверить, что описанные события могли произойти на самом деле.
С жанром произведения, как и всегда, когда речь заходит о произведениях Чехова, на протяжении многих лет возникали трудности. Сам писатель определил свою пьесу, как комедию, а окружающие воспринимали её как трагедию. На сегодняшний день принято считать, что «Чайка» – трагикомедия. Пьеса сочетает себе как трагические, так и комические элементы. Повествование наполнено забавными ситуациями и искромётными диалогами, но они лишь маскируют собой трагизм происходящих событий, которые приводят к чисто трагическому финалу.
Чехов стал одним из основоположников модернистского направления в театральном искусстве — театра абсурда. Речь его героев обращена не на публику, а глубоко в себя, поэтому диалоги выглядят бессвязными. Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).
Композиция и конфликт
Композиция произведения классическая. Пьеса делится на четыре действия.
Первое действие выделено под экспозицию, в которой раскрывается предыстория, а также представляются основные действующие персонажи.
Во втором действии происходит завязка, начинает оформляться основной конфликт.
Третье действие отведено под кульминацию, когда конфликт достигает наивысшей точки.
Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.
Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что на первый взгляд никакого конфликта в пьесе нет. Персонажи спорят, иногда ругаются между собой, но в итоге это никак не влияет на их отношения, потому что на протяжении всей пьесы главные герои борются с самими собой, своими сомнениями и желаниями.
Основной конфликт «Чайки» — столкновение мечты Нины и реальности: ее бездарности и ложной надежды на любовь с Тригориным.
Смысл названия
В качестве названия пьесы используется один из главных её символов – чайка. В мировой культуре этот символ обозначает свободу духа и возвышенность мечты. Это значение подходит для описания главной героини — Нины. Однако трагический финал ее исканий подчеркивает смысл заглавия «Чайки». Оно символизирует собой разрушение мечты, не сбывшиеся надежды и одиночество человека, который не может найти себя в этом мире.
Ставя этот символ на место названия, Чехов подчёркивает этот посыл и выделяет трагизм пьесы «Чайка» — столкновение мечты с пошлой и жестокой действительностью.

Суть: о чём?
Повествование разворачивается в имении Петра Сорина, находящегося на пороге смерти. Его племянник – Константин Треплёв, живёт тут же и занимается литературной деятельностью, но до сей поры неудачно. Вместе с дочерью местного помещика – Ниной Заречной, Константин готовится представить своей матери и её знакомым свою новую пьесу.
На премьеру вместе с матерью Треплёва прибывает и популярный писатель Тригорин. Пьеса начинается, однако насмешливые и возмущённые комментарии зрителей выводят Константина из себя, и он в гневе прерывает представление.
В дальнейшем мечтающая стать актрисой Заречная начинает сближаться с Тригориным, видя в нём гения, а к Треплёву девушка охладевает, что ещё больше приводит того в отчаяние.
Проходит неделя. Константин пытался покончить с собой. Нина уезжает вместе с Треплёвой и Тригориным в Москву, чтобы стать актрисой.
Спустя ещё два года мы узнаём, что Заречная родила от Тригорина ребёнка, потерпела крах на сцене, а родной отец отказался от неё. В имении Сорина Нина внезапно посещает Константина, который признаётся ей в любви. Однако Заречная отвергает его любовь, решая и дальше идти по пути актрисы. Треплёв уничтожает все свои рукописи и заканчивает жизнь самоубийством.
Главные герои и их характеристика

Нина Заречная – дочь богатого помещика. Красивая, чувствительная и наивная девушка. Мечтает стать великой актрисой, не обладая при этом особыми талантами. Склонна к восторженному преклонению перед знаменитыми людьми. В итоге, слепо пойдя за своей мечтой, потеряла всё, однако не сдалась.
Ирина Аркадина – знаменитая актриса. Эгоцентричная и истеричная дама. Желает всегда находиться в центре всеобщего внимания. Жёстко управляет всеми окружающими людьми. Во многом равнодушна к судьбе собственного сына, не щадит его чувств и жалеет для него денег.
Константин Треплёв – молодой человек, мечтающий стать писателем, но, как и заречная, обделён реальным талантом. Довольно нервный и самолюбивый человек. Не терпит никакой критики. В финале пьесы окончательно разочаровывается в себе, уничтожает свои рукописи и стреляется.
Борис Тригорин – модный писатель, пользующийся огромной популярностью. При этом мечтает о чём-то большем и переживает от того, что читатели и критики не воспринимают его как серьёзного писателя. Инфантилен и ленив. Находится в полном подчинении у аркадиной. Вступает в кратковременную связь с заречной.
Темы
Искусство – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
Талант – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
Любовь – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
Отцы и дети – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.

Проблемы
Непонимание в семье – между Аркадиной и Треплёвым царит отчуждение и непонимание. Сын постоянно стремится осудить свою мать, а мать пренебрегает своим сыном, что только ухудшает их душевное состояние. Родители Нины тоже не поддерживают ее, а лишь запрещают и наказывают, не давая девушке шанса реализовать себя.
Семейный деспотизм – Аркадина жёстко руководит всеми, кто её окружает, и на корню душит любое свободомыслие, что делает её похожей на карикатурную помещицу начала девятнадцатого века. Свои взгляды на искусство она считает единственно верными, поэтому душит насмешками и упреками сына и его молодую избранницу. Не лучше поступает и отец Нины, отказываясь от нее в самый тяжелый момент ее жизни.
Разрушение идеалов – Заречная и Треплёв на протяжении многих лет жили в выдуманном ими мире. Однако, столкнувшись с реальностью, их идеалы рухнули, оставив у героев лишь разочарование как в мире, так и в самих себе. Это и есть основная тема пьесы «Чайка».
Столкновение мечты и реальности – вопреки многим писателям Чехов показал, что мечта не только окрыляет, но и ослепляет человека. Заречная и Треплёв всю жизнь следовали за своими мечтами, забыв о всякой рассудительности, и в итоге обрекли себя на страдания и лишения.
Тщеславие — достоинства творческого человека определяются его славой. Он нужен другим только тогда, когда известен. Даже Нина полюбила не Тригорина, а его популярность.
Символы и детали
Как и другие пьесы Чехова, «Чайка» наполнена огромным количеством символов и деталей.
Пожалуй, самым известным символом является подстреленная чайка, с которой сравнивает себя Заречная. Белая птица символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью.
Также автор прибегает и к говорящим фамилиям. Фамилия Треплёва символизирует собой нестабильное психическое состояние героя, измученного и разочаровавшегося во всём: он не идет по жизни, его треплет в своих руках судьба. Фамилия Заречной подчёркивает её возвышенность, мечтательность и непрактичность. Фамилия Тригорина раскрывает его неудовлетворённость жизнью и те несчастья, которые он принесёт героям.
Основная идея
Чехов показал своим читателям разложение, которому подверглась русская интеллигенция в конце девятнадцатого века, погрязнув в мещанстве и равнодушии, превратившись из движущей силы общества в балласт. Смысл пьесы «Чайка» заключается в демонстрации изнанки жизни людей искусства, перед которыми все преклоняются. Они — рабы успеха и признания, а также своего дара. Их личная жизнь складывается несчастливо, ведь они помешаны только на себе и своих достижениях. Видя их, мы отдаем должное приятной картинке, за которой спрятаны настоящие муки творчества. Та же Нина, растоптанная молвой и критикой, пожертвовала всем ради публики, а получила лишь плевок в душу. Такова жизнь творческих людей: они — никто без признания и одобрения.
Автор призывает людей здраво смотреть на жизнь. Не поддаваться инфантилизму и не губить свою жизнь, стремясь быть тем, кем ты не являешься. Главная мысль пьесы «Чайка» — необходимость объективно оценивать себя и свои возможности. Нина видела лишь сверкающую жизнь артиста с шикарной внешней отделкой, но изнанка оказалась для нее непосильным бременем. Она погналась за славой и преклонением, но не подумала о том, какую цену нужно заплатить за это.

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Благодарю за информирование.
Спасибо за публикацию!
Спасибо за информацию.