А. И. Солженицын "В круге первом": анализ
"В круге первом" - роман Александра Солженицына, написанный в 1955—1958 годах по воспоминаниям о работе во время тюремного заключения в «шарашке» Марфино — спецтюрьме МГБ, где работали заключённые инженеры (1947—1950). Первое произведение, опубликованное в серии «Литературные памятники» при жизни автора.

История создания
Первый вариант (96 глав, так называемый «Круг-96») был написан в 1955—1958 годах на основе автобиографического материала. В 1948—1949 годах Александр Исаевич работал в Марфинской шарашке.
Прообразами главных героев романа стали сам Александр Солженицын (Глеб Нержин) и его знакомые по «шарашке»: Льва Рубина — литературовед (германист) и диссидент Лев Копелев, Дмитрия Сологдина — инженер-конструктор и философ Дмитрий Панин.
Идеологически крайне острый роман был написан Солженицыным в литературном подполье, без надежды на публикацию.
В 1964 году Солженицын переделал роман, надеясь напечатать его легально. В новой редакции роман состоял из 87 глав («Круг-87»); неприемлемые для цензуры места были изъяты или сглажены.
В «облегчённом» варианте Иннокентий Володин звонил не в американское посольство, а этому врачу, желая предупредить его о грозящей опасности. Даже в изменённом виде роман напечатан не был, распространялся в самиздате.
В 1965 году вместе с другими произведениями был конфискован КГБ.
В 1968 году был опубликован на Западе. В том же году Солженицын восстановил первоначальную версию романа с небольшими изменениями.
В СССР «В круге первом» был опубликован только в 1990 году.

Сюжет и герои романа
Действие происходит в Москве в течение трёх декабрьских дней 1949 года.
Советский дипломат, служащий Министерства иностранных дел СССР, Иннокентий Володин звонит в посольство США и сообщает о том, что советской разведкой готовится похищение сведений, касающихся производства атомной бомбы.
Работники МГБ, прослушивающие телефоны посольства, записывают разговор на магнитную ленту. Для установления личности звонившего ленту передают в «шарашку» Марфино — секретный институт, где работают заключённые инженеры.
Основная тема Марфинского института — разработка «Аппарата секретной телефонии», которую ведут в «шарашке» по личному указанию Сталина. Побочная тема исследований — это распознавание человеческого голоса. Лаборатории, где работают заключённые Лев Рубин и Глеб Нержин, поручают выяснить, кому принадлежит голос звонившего в посольство.
Солженицын и его поклонники позиционируют этот роман как описание страданий жертв сталинской репрессии в более «мягких» условиях. В частности, в так называемой «шарашке», куда набирали наиболее интеллектуально развитых осужденных и позволяли им заниматься умственным трудом.

Глеб Нержин. Прототип самого автора. Как известно, Солженицын попал на «шарашку» лишь потому, что имел высшее образование.
При этом особых талантов к математике он не имел, а сам врал, будто разбирается в ядерной физике. Обман органов и то, что этому обману поверили, Исаич рисовал в автобиографических книгах как высшую доблесть.
Хотя после таких историй сложно поверить в то, что репрессивная машина была такой страшной.
Нетрудно догадаться, что у Нержина точно такая же (за некоторым исключением) биография. Поскольку Нержин не умеет ничего по специальности, он просто бездельничает и одной ногой уже стоит на возврат в лагерь. У него на воле есть жена, которая тяжко страдает без мужа.
Наталья Решетовская, эта самая первая жена, выведенная в романе под другим именем, по делу отплатила «жертве режима», рассказав, в каких «невероятно тяжелых» условиях он жил в лагере, порой даже употребляя самый настоящий шоколад.
Иннокентий Володин. Тот самый дипломат, который сдал агента. На Володина сильно повлиял его дядя, брат его матери Авенир. Мать Володина — не из простых, дворяночка. А отец — матрос.
Дядя Авенир в романе отвечает за политическую составляющую, в то время, как остальные обсуждают довольно абстрактные вещи.

При этом, судя по всему, он свободен настолько, что может задуматься и о том, что ему не хочется вывешивать флаг, и это не пустяк для него. Потом дядя изрекает: «Где границы патриотизма? Почему любовь к родине надо распространять и на всякое ее правительство? «А если бомбой шарахнут по Москве или Ленинграду — ну, вымрут миллионы проклятых пролетариев, что с того! На самом деле, даже ребенок понимает, что ядерная бомба в руках Советов спасла мир. Паритет ядерных держав сохранил Землю и жизни многих людей.
Можно бесконечно рассуждать о том, что было бы, если бы бомба была у Сталина, но ее не было бы у Трумэна, но история не терпит сослагательных наклонений — бомбу-то кинул Трумэн. Тысячи людей превратились в ничто, еще тысячи стали живыми трупами. На стенах домов были черные отпечатки человеческих силуэтов.
Ну так залежалась же! Наконец дурачка арестовывают. Солженицын долго и нудно описывает, как страдает Володин в изоляторе, как мало у него места, как унизительно его обыскивают, шнурки отобрали.
Сологдин. Сологдин, очередной политзаключенный, пытается казаться человеком из дореволюционного времени. Не употребляет иностранных слов, весь из себя такой дворянин без дворянства, «ваш-благородие». Ну, и живет, конечно, идеалами прошлого.

На полном серьезе Сологдин доказывает необходимость культа силы. Кто сильнее — тот и прав. И невдомек ему, что принципы дуэлей распространены и среди быдла, и среди ворья. Они тоже привыкли доказывать правоту через поединок, просто не такой благородный, как у «дворян».
Вот и вся подноготная «дворянина», вот и вся его мотивация.
А как же благородные цели, благородные средства? Скрывать взгляды даже от собственных друзей — недостойно дворянчика.
Потом Сологдин совершает «поступок» — сжигает свои чертежи, свою работу, чтобы она не досталась презренным совкам. Однако… после разговора с оперуполномоченным он вдруг соглашается сотрудничать и восстановить свою работу, даже несмотря на свои убеждения.
Подобное «двоемыслие» не осуждается и не высмеивается Солженицыным — это для него является нормой! Главное — выжить, а потом уже напакостить «совкам».
Сталин. Сталин Солженицына — это, конечно, несерьезно. Сталин у Солженицына просто обыкновенный тиран, который хочет захватить мир. Еще он мелочный, подозрительный, старый, глупый.
В представлениях Солженицына Сталин — наследник Гитлера. Хотел захватить мир, чтобы его обитателей пересажать. Но при этом хочет расстрелять тех, чьими руками ему предстоит захватывать и обращать в рабство.
Вот такое видение романа у автора.

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
А власть любит СоЛЖЕницына, памятники великому фальсификатору ставит, насаждает его лживые произведения в школах.
Есть что почитать.
Очень интересно, Спасибо большое!
Там всё страшно.
Спасибо.