Ограничение действия норм международного права прав человека

Всеобщая декларация прав человека представляет собой свод основополагающих норм в области прав человека и структурирована таким образом, что сначала провозглашаются те основные и универсальные права, которые должны быть приняты национальным законодательством, а затем излагаются обязательства каждого перед обществом и определяет допустимые ограничения, касающиеся всех провозглашенных прав.
Таким образом, статья 29 Всеобщей декларации прав человека определяет, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором возможно только свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подчиняться только таким ограничениям, установленным законом исключительно для целей обеспечения надлежащего признания и уважения прав и свобод других лиц и соблюдения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Осуществление этих прав и свобод должно ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Значительным считается тот факт, что такие нормы содержатся в акте, принятом законодательным органом и выполняет представительскую функцию (в смысле представления всего общества).
Таким образом, ограничение прав и свобод должно быть допустимо только «в соответствии с законом». Если вмешательство осуществлялось на законных основаниях, то следующий вопрос заключается в том, было ли «необходимо в “демократическом обществе” достичь одной из целей, изложенных во Всеобщей декларации прав человека. Это уже существенный аспект введения правил об ограничении прав и свобод. Ценностные ориентации здесь довольно общие, и достижение баланса в этом вопросе является очень трудной задачей, стоящей перед любой цивилизованной правовой системой в мире.
По мнению Шейнина Х.Б., анализ другого не менее важного международного документа, Международного пакта о гражданских и политических правах, может помочь в построении определенной системы ценностей, ради которой возможны ограничения прав и свобод. Это позволяет сделать следующие общие выводы.
Прежде всего, этот международный документ гласит, что никакое ограничение или ущемление каких-либо фундаментальных прав человека, признанных или существующих в государстве-участнике настоящего Пакта законом, конвенцией, правилом или обычаем, не допускается на том основании, что настоящий Пакт не признает такие права или что они признаны в меньшей степени (статья 5). Аналогичная правовая норма также закреплена в части 1 статьи 55 Конституции РФ: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или ущемление других общепризнанных прав человека и гражданина, права и свободы" . Данное положение, по мнению Баранова В.М. подтверждает наличие негативного аспекта в формировании института ограничений прав и свобод.
Кроме того, следует отметить, что многие положения Пакта допускают ограничения конкретного права с ограничениями на его осуществление. Это относится, в частности, к праву на свободу передвижения и свободу выбора места жительства (статья 12), свободе исповедовать свою религию или убеждения (статья 18) и праву свободно придерживаться своего мнения (статья 19), ограничения разрешены для строго перечисленных целей.
Согласно конституционным и международным нормам, правомерное ограничение прав человека и основных свобод возможно при соблюдении ряда условий. Однако Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ), Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) часто констатируют игнорирование законодателем, исполнительной властью и судом даже такого очевидного требования к закону, на основании которого ограничиваются права человека в уголовной сфере, как необходимость его опубликования. Возможно, в связи с этим правовой категории «ограничение прав человека» впервые за всю историю российского государства посвящено около половины текста постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ) от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней». Нельзя не увидеть в нем отражение многих положений, содержащихся в имеющихся исследованиях этой правовой категории. Однако многие из них невозможно отразить в таком документе, как постановление ПВС РФ, другие положения дискуссионные и применительно к уголовно-правовой сфере недостаточно разработаны. В связи с этим задачи исследования таковы:
1) охарактеризовать каждое основание, критерий (условия, показатели) правомерного ограничения прав человека с учетом Конституции РФ, доктринальных положений, некоторых правовых позиций ЕСПЧ, КС РФ, названного постановления ПВС РФ;
2) определить программу исследования решений КС РФ применительно к уголовной сфере;
3) проанализировать постановления КС РФ, в которых идет речь о несоблюдении разных оснований, критериев правомерного ограничения прав и основных свобод человека и гражданина при закреплении, толковании или применении норм уголовного права и стыкующихся с ними норм;
4) показать нюансы толкования их применительно к уголовной сфере; 5) сформулировать предложения по совершенствованию закона, его толкования, применения.
Между тем ЕСПЧ и КС РФ называют доступность одним из требований (по Конституции РФ - основных требований) к качеству закона, ограничивающего права. Данный термин толкуется Европейским судом в значении опубликования закона, чтобы граждане имели возможность ориентироваться в том, какие правовые нормы должны применяться к данному случаю. Требование официального опубликования закона содержится в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 6 постановления ПВС РФ от 31 октября 1995 г. № 8 с последующими изменениями.
В отношении норм уголовного права ЕСПЧ и КС РФ неоднократно рассматривались жалобы на доступность бланкетных норм, которых в уголовном праве большинство. Для определения их содержания необходимо знать и использовать другие нормативные акты разной юридической силы, относящиеся как к регулятивным, так и к деликтным отраслям права. Такие нормативные акты также должны быть опубликованы.
Возможность ограничения или предоставления специальной компетенции государственным служащим определена в части 2 той же статьи: «эта статья не препятствует введению правовых ограничений на осуществление этих прав лицами, которые являются военнослужащими, полицейскими или администрация государства. "Право человека на профсоюзы может быть ограничено для указанных дополнительных целей, а именно, для защиты интересов государственной безопасности, общественного порядка и защиты прав и свобод других лиц.
Можно отметить, что в международных региональных и российских документах нет принципиальных отличий по толкованию и определению границ правового ограничения прав и свобод. Ограничения:
-должны быть введены законом в строго установленном порядке;
-не должны противоречить внутренним и международным документам;
-могут быть использованы только в тех целях, для которых они введены, в дальнейшем ограничение этих целей является незаконным;
-должны быть пропорциональны поставленным целям;
-не должны мешать осуществлению других прав, свобод и обязанностей;
-не должны нарушать саму суть предоставленного права;
-не должны затрагивать права, предусмотренные в статьях, которые устанавливают абсолютные права (право на жизнь; право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии);
-не должны превращаться в дискриминацию, то есть оснований для ограничения прав человека в Российской Федерации и во всем международном сообществе не должно быть: национальность, раса, пол, религия, политические убеждения и т. д.;
-должны быть разумными и необходимыми в целом и в каждой конкретной ситуации;
-в чрезвычайной ситуации, если все вышеперечисленные условия выполнены, они должны быть временными.
В заключение можно сказать, что проблема ограничения прав и свобод, во-первых, не противостоит общей тенденции расширения и усиления защиты прав человека, а, напротив, дополняет и существенно ее углубляет, а во-вторых, фокусирует научно-практическая правозащитная мысль и практика по объективной оценке положения дел в области прав человека.
Во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются допустимость, критерии и условия ограничения прав и свобод человека и гражданина. Этот стандарт является общепринятым в российской правовой модели для регулирования ограничений прав и свобод, но на практике возникает много вопросов, связанных со спецификацией этой модели в отраслевом законодательстве и серьезных проблем с реализацией этих гарантий в деятельности государственные и местные органы власти.
Ограничения являются приемлемыми для демократического общества и принимаются с целью защиты государственной и общественной безопасности и порядка, с целью защиты прав и свобод других граждан на основе, признанной законом.