45 лет первому «КамАЗу»
ПАО «КАМАЗ» (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д) — советская, затем российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года (КамАЗ). Также выпускает автобусы (под маркой «НЕФАЗ»), тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны.

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существовавшие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.
В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту, он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.
Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года, и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода. Первая очередь предприятия была сдана в эксплуатацию 29 декабря 1976 года.
С тех пор выпущено более двух миллионов автомобилей, которые эксплуатируются сегодня более чем в 80 странах мира.
Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).
Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс. м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс. м² или 81 % от проекта).На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.
16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода сошел первый грузовик. Первый серийный грузовик на базе прототипа ЗИЛ-170 получил индекс КамАЗ-5320. В настоящее время этот экземпляр находится в музее. С тех пор выпущено более 2 млн грузовиков, а автомобили производителя завоевали российский и некоторые зарубежные рынки, а также зарекомендовали себя в автоспорте, регулярно побеждая во внедорожных ралли «Дакар».
Сегодня КамАЗ выпускает бортовые автомобили, седельные тягачи, самосвалы и различную спецтехнику. Кроме того, производитель предпринимает попытки создания серийных беспилотных грузовиков.


Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КамАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в БАССР, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната.
29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на половину (22 000).
Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.
В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль (ВАЗ-1111 «Ока») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей).
В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. Это означает, что за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством. Составляя треть грузового автопарка страны, КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.
18 октября 1988 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 1 000 000-й грузовик модели КамАЗ-5320.
45 лет истории КАМАЗа — это тернистый путь, на котором было все: и магистрали успеха, и бездорожье экономических неурядиц. Но запас прочности, заложенный первопроходцами КАМАЗа, словно оберег, передавался новым поколениям автомобилестроителей, которые сегодня выводят автозавод на путь новых, невиданных за всю его историю преобразований. Преобразований, главной целью которых является создание современного производства, интегрированного в мировое сообщество ведущих автопроизводителей и выпускающего продукцию мирового уровня.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо! Вот так создавалась ИСТОРИЯ!
Легендарная машина. Мы на ней выйграли не один дакар.
На той машине, о которой рассказывает Владимир, выиграть гонки было невозможно. Даже, доехать до места начала гонки.
Здравствуйте. Благодарю, познавательно.
В советские времена "Оку" называли "Рюкзачок"!
А как автовладельцы проклинали камазов на дорогах, они плохо брали подъем и создавался почти киометровый затор на дорогах, а после дождя как они обрызгивали других грязью и мутной водой.
Было-было, помним.