Первое успешное боевое применение подводной лодки
Идею военного применения подводных лодок высказал еще Леонардо да Винчи, но до ее реального воплощения дошло только в середине XIX века. 17 февраля 1864 года состоялась первая в истории результативная атака подводной лодки. В самый разгар Гражданской войны в США, сконструированная конфедератами субмарина «Ханли» напала на корабль федералистов «Хьюзатоник», потопив его миной. Однако и сама подлодка пошла ко дну, пораженная ударной волной.

Вошедшее в историю подводное судно представляло собой 12-метровую стальную «сигару» с экипажем из восьми человек. Одним из них был капитан, а другими — матросы, которые вращали (руками) коленчатый вал, присоединенный к гребному винту.
Сегодня на «Ханли» можно посмотреть в реставрационном центре Уоррена Лаша в городе Норт-Чарлстон (штат Южная Каролина).

Подво́дная ло́дка (ПЛ) (подло́дка, субмари́на) — класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении.
В отличие от надводного судна, ПЛ обладает способностью преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения в воду и ухода на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Погружение и всплытие ПЛ осуществляется за счёт погашения и восстановления запаса плавучести. До 1944 года все подлодки большую часть времени проводили в надводном положении и по сути были погружающимися лодками — надводными кораблями, способными погружаться под воду для атаки в светлое время суток или для скрытия от вражеских кораблей. ПЛ составляют основу подводных сил военно-морского флота вооружённых сил многих государств мира. Важнейшее тактическое свойство и преимущество военных подводных лодок — скрытность.

Первая российская субмарина конструктора Ивана Александровского была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1866 году. В 1878 году в Одессе была испытана первая в России подводная лодка конструкции инженера Джевецкого.
Лодка длиной около 5 метров приводилась в движение гребным винтом, вращение которого осуществлялось посредством ножного привода, по типу велосипедного. Испытывалась в 1878 году на Одесском рейде в течение 5 месяцев. Джевецкий смог прикрепить мину к стоящей на якоре барже и взорвать её. Вторую подлодку Джевецкого построили в 1879 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Эта подлодка была рассчитана на четырёх человек, у неё было два гребных винта — по одному спереди и сзади. Обшивка была сделана из 5-миллиметровых листов. Винты были поворотными и их использовали как рули, задний винт двигался в горизонтальной плоскости, передний — в вертикальной. Изготовление шарниров рулей поручили французским мастерским Губэ, что впоследствии дало повод Губэ предъявить безосновательные претензии на авторство в проекте самой подлодки.
Испытания проводились в Гатчине на Серебряном озере, на глубине 7,5 метров, в присутствии Александра III, Джевецкий смог пройти под царской шлюпкой, следившей за передвижениями подводной лодки, и преподнёс букет великолепных орхидей императрице Марии Фёдоровне со словами: «Это дань Нептуна Вашему Величеству». После этого император повелел в 1880—1882 годах построить по проекту Джевецкого пятьдесят небольших подводных лодок, которые предназначались для обороны морских крепостей.

Морская подводная лодка или торпедная лодка «Жимнот» (фр. gymnote — угорь) была спущена на воду Францией в 1887 году.
В конце XIX века появились лодки с электрической силовой установкой, затем с бензиновой и дизельной для надводного плавания и с электрической для подводного. Впервые подводные лодки были применены в русско-японской войне. Экипажи их набирались на добровольной основе из числа офицеров и матросов надводных кораблей. До 1906 года подводные лодки за отсутствием специальных разработок по тактике и стратегии ведения подводной войны числились миноносцами.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Благодарствую.
Интересная публикация!