Мошенничество в сфере туризма
Мошенничество в сфере туризма
Туристический бизнес привлекает небольшими стартовыми инвестициями, высоким уровнем рентабельности, минимальным сроком окупаемости расходов, постоянно растущим спросом на предоставление туристических услуг. В то же время такие возможности туризма вызывают чрезвычайно корыстную заинтересованность у преступников разного профиля, прежде всего у мошенников.
Последние через различные махинации, создание фиктивных предприятий и финансовых пирамид стремятся к обогащению, препятствуя не только частным и общественным интересам, но и подрывая доверие населения к соответствующим предпринимательским структурам и контролирующим государственным органам.
При этом широкое распространение получило мошенничество в сфере предоставления туристических услуг. Оно характеризуется значительной общественной опасностью и резонансностью, массовостью жертв, сложностью схем, причинением имущественного вреда, маскировкой преступной деятельности под обычные гражданско-правовые сделки и тому подобное.
Законодательство в сфере обеспечения безопасности и защиты туристов должно быть четко взаимосвязано с другими законодательными мерами, направленными на искоренение преступности; при этом необходимо предусмотреть сотрудничество по этому вопросу на межгосударственном и региональном уровнях; нужно повысить действенность уголовной и административной ответственности, в т.ч. учитывая вопросы лицензирования туристической деятельности и возмещения нанесенного ущерба.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с уголовно-правовой регламентацией состава мошенничества в сфере туристической деятельности в отечественном уголовном праве.
Предмет исследования – нормы действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающие уголовную ответственность за мошенничество в сфере туризма, данные уголовно-правовой статистики, судебно-следственная практика, относящиеся к теме исследования.
Целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию законодательства в области борьбы с мошенничеством в сфере туризма.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи: рассмотрено развитие законодательства о мошенничестве и связь этой формы посягательства с туризмом; изучено уголовное законодательство зарубежных стран об ответственности за мошенничество в сфере туризма; выявлена общественная опасность мошенничества в сфере туризма; дана уголовно-правовая характеристика мошенничества в сфере туризма; выявлены перспективы уголовно-правовой оценки процесса квалификации мошенничества в сфере туризма и совершенствования законодательства в области борьбы с мошенничеством в сфере туризма.
Научная новизна определяется тем, что данная работа является первым исследованием, в котором дан всесторонний анализ уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за мошенничество в сфере туризма. Также в работе на основе проведенного изучения действующего законодательства и сформулированы рекомендации для законотворческой и судебно-следственной практики, направленные на устранение проблем, выявленных в ходе исследования мошенничества в сфере туризма.
Научная новизна результатов исследования нашла отражение в основных положениях, выносимых на защиту:
1. Анализ уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за мошенничество в сфере туризма показал, что научный и практический интерес для России представляют прежде всего такие важные мероприятия: ведение постоянной трансляции по радио или телевидению передач цикла «Полиция советует»; распространение информации об изменениях в законодательстве и судебной практике; создание специальных программ предупреждения мошенничества, создание ассоциаций пострадавших от мошенничества; проведение специальных занятий по виктимологии в учебных заведениях; обязательные государственная регистрация и лицензирование деятельности в сфере предоставления туристических услуг, создание отделов по делам защиты прав потребителей при прокуратурах; мониторинг появления новых видов мошенничества, имеющих глобальный характер (в частности, в сфере электронной торговли и телекоммуникаций), устранение уязвимости жертвы из-за ее знакомства с возможными формами и способами проявления мошенничества; невозможность привлечения к индустрии туризма при судимости за мошенничество.
2. На основе системного анализа действующего законодательства, судебной практики и доктрины уголовного права выделены и сформулированы теоретические рекомендации для законотворческой и судебно-следственной практики, направленные на устранение проблем, выявленных в ходе исследования мошенничества в сфере туризма.
3. Предложено среди квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ указать на совершение его «в отношении несовершеннолетнего или в отношении лица пожилого возраста, лица с ограниченными физическими возможностями или такого, которое находится в беспомощном состоянии».
4. Предложено среди особо квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного 159 УК РФ, указать на совершение его «со множеством лиц».
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотрев исторические аспекты становления мошеннических преступлений, можно сделать вывод, что с 1550 года российский законодатель делал попытки определиться с признаками мошенничества, провести его разграничение от сходных составов имущественных преступлений, что произошло только в 1903 году.
Однако на данный момент в России нет эффективных правовых механизмов, позволяющих оперативно принимать меры к недобросовестным субъектам туриндустрии. В уголовном и административном законодательстве недостаточно четко определена ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Таким образом, совершенствование правового регулирования в исследуемой области по-прежнему является актуальным.
2. За рубежом уголовная ответственность за мошенничество в сфере предоставление туристических услуг наступает в пределах общих или специальных норм о мошенничестве, при этом существуют тенденции криминализации таких действий, как «незаконная туристическая деятельность» и «умышленное невыполнение обязательств перед туристами» (в частности, таким путем идут законодатели государств-участников СНГ).
В плане предотвращения мошенничества в сфере предоставления туристических услуг за рубежом научный и практический интерес для России составляют прежде всего такие важные мероприятия:
-ведение постоянной трансляции по радио или телевидению передач цикла «Полиция советует»; распространение информации об изменениях в законодательстве и судебной практике; создание специальных программ предупреждения мошенничества (ФРГ);
-создание ассоциаций пострадавших от мошенничества; проведение специальных занятий по виктимологии в учебных заведениях; функционирования ассоциаций агентств по путешествиям, что гарантирует безопасный бизнес в сфере туризма (Великобритания);
-психологическая, правовая и материальная помощь жертвам мошенничества; выплата денежных вознаграждений информаторам; решение социальных проблем населения; совершенствования системы правосудия и пенитенциарной системы; обязательные государственная регистрация и лицензирование деятельности в сфере предоставления туристических услуг создание отделов по делам за-таланта прав потребителей при прокуратурах; мониторинг появления новых видов мошенничества, имеющих глобальный характер (в частности, в сфере электронной торговли и телекоммуникаций) (США);
-устранение уязвимости жертвы через ее знакомство с возможными формами и способами проявления мошенничества (Япония);
-нормативное определение критериев оценки риска в туристической деятельности (Республика Казахстан);
-регулирования вопросов предотвращения мошенничеству в специальных нормативно-правовых актах; разделение всех туристических агентств на классы; определение сроков их государственной регистрации, лицензирования их деятельности; крупных сумм уставного капитала туристических агентств; невозможность привлечения к индустрии туризма при судимости за мошенничество (Китай).
3. Наиболее распространенными видами мошенничества, как свидетельствуют изученные нами уголовные производства, является мошенничества, связанные с обманом или злоупотреблением доверием туристов при заказе туристического продукта или его потреблении и совершаются представителями туроператоров и турагентств.
Опасность роста преступности при предоставлении туристических услуг заключается в том, что:
а) полученные им от реализации мошеннических схем убытки составляют значительные денежные суммы;
б) большое количество пострадавших становятся жертвами этих преступлений;
в) преступники в большинстве своем не несут ответственности за совершенные деяния и, как следствие, образ удачного афериста в обществе начинает ассоциироваться с имиджем успешного предпринимателя.
При этом общественная опасность данного преступления обнаруживается в нарастании недоверия в обществе, стремлении оградить себя от контактов с незнакомыми людьми, боязни быть обманутым на каждом шагу: при обмене валюты, покупке страховки, покупке туристических путевок и других туристических услуг и т.п.
Данное явление приводит к тому, что люди находятся в постоянном напряжении, страхе за свое имущество. Повышенную общественную опасность мошенничеству в сфере туризма также придает тот факт, что оно часто совершается с использованием виртуального пространства, средств сотовой связи.
4. В течение последних нескольких лет в РФ не исключается возможность введения отдельной уголовной ответственности за определенные проявления мошенничества в сфере индустрии туризма (причиной этого стали массовые прекращения своей деятельности рядом туристических агентств, отчего пострадали десятки тысяч туристов). В частности, Министерство культуры РФ предлагает внести в УК статью, которая наказывала бы за:
а) незаконную туристическую деятельность – ведение бизнеса при отсутствии сведений о компании в едином реестре, при этом реестр туроператоров должен вести Ростуризм (если туркомпания причинила большой вред третьим лицам – туристам или организациям, то наказанием является штраф до 300 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 240 ч.; за то же деяние, но сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, предусматривается штраф до 1 млн рублей или лишения свободы на срок до 3 лет);
б) умышленное невыполнение обязательств перед туристами (наказанием в последнем случае может быть лишение свободы на срок до 10 лет, если преступление совершено в особо крупных размерах).
Представляется, что указанные выше предложения достаточно обоснованы, но, на наш взгляд, следовало бы:
-конкретизировать большой и особенно большой размер убытков от предлагаемого преступления; четко разграничить состав предлагаемого преступления от состава мошенничества (ст. 159), незаконного предпринимательства (ст. 171), заведомо ложной рекламы (ст. 182), обмана потребителей (ст. 200) и др;
-уточнить объективную и субъективную стороны состава незаконной туристической деятельности, поскольку очень важно понять, каким образом может быть совершено мошенничество в сфере туризма и то, что ответственные лица туристической компании готовились заранее или проигнорировали явные и очевидные признаки того, что может произойти.
Итак, фактически речь идет о том, что самой распространенной формой совершения туристического мошенничества является совершаемое в сфере предоставления туристических услуг.
В общем данный вид мошенничества характеризуется сложностью схем обмана, а также маскировкой под заключение и выполнение легальных гражданско-правовых договоров, которые, по сути, охватывают значительные средства.
5. Основной формой совершения мошенничества в сфере предоставления туристических услуг является завладение чужим имуществом в виде денежных средств, а самым распространенным способом – злоупотребление доверием. На практике органы досудебного расследования и суды зачастую не различают конкретные способы мошенничества.
Большую роль при оценке данного вида мошенничества имеют и другие признаки объективной стороны этого состава преступления – место, время, обстановка, средства и орудия совершения этого преступления.
6. Большинство изменений, внесенных за последние годы в нормы 21 главы УК РФ о мошенничестве, свидетельствуют о проявлении либерализации уголовной политики государства в отношении закрепления ответственности за конкретные виды хищения имущества путем обмана, совершаемые в сферах кредитования, страхования, компьютерной информации, а также при получении выплат.
Отдельные квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки мошенничества нуждаются не только в изменениях и уточнениях, но и в расширении.
В работе предложено среди квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ указать на совершение его «в отношении несовершеннолетнего или в отношении лица пожилого возраста, лица с ограниченными физическими возможностями или такого, которое находится в беспомощном состоянии».
Также предложено среди особо квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного 159 УК РФ, указать на совершение его «со множеством лиц».
Очевидно, что предлагаемые нами квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки мошенничества направлены не на наделение субъекта преступления какими-либо дополнительными характеристиками и не в расширение каких обстоятельствах совершения этого преступления, а прежде всего на уголовно-правовую защиту потерпевшего, как одного из наиболее уязвимых категорий в исследуемом составе преступления. Такой подход будет соответствовать принципам справедливости и гуманизма уголовного права.