Типология национализма
Существует огромное количество классификаций форм национализма. Попытки классифицировать национализм были шагом вперед в его понимании, облегчавшим социологический анализ межэтнических отношений и идентичностей. Разные авторы предлагают свое видение разнообразия национализма. Американский исследователь Джон Брейли различает сепаратистский национализм, реформаторский, нацеленный на придание существующему государству более четко выраженного национального характера, и ирредентистский, направленный на объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому.
Самые общие типы национализма в зависимости от характера поставленных и решаемых национализмом задач приведены на этой схеме:

Самые распространённые виды национализма:
-этнический (или этнонационализм) - это безоговорочное превосходство одной этнической группы над другими;
-гражданский национализм – конституционно-политическое единство граждан одной нации, когда игнорируется расовое или этническое происхождение (считается менее агрессивной формой национализма);
-цивилизационный национализм – эта идеология утверждает, что всё человечество поделено на некие автономные единицы, которые отличаются "культурным кодом", здесь выходит на первый план именно культурное превосходство нации;
-расизм – идеология предполагающая превосходство одной расы над другими;
-нативизм – теория о том, что те, кто родился какой-то в стране, превосходят тех, кто туда иммигрировал.
Интересно рассмотреть виды национализма, влияющие на образование различных типов националистических государств, представленные на следующей схеме:

Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т.е. степенью, в которой государство представляет "волю нации". Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т.д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре.
Гражданский национализм более выражен в тех молодых нациях, которые возникли в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Именно так обстояло дело в предреволюционной Франции, поэтому ранний национализм активно поддерживал идеи свободы личности, гуманизма, прав человека, равенства. Для него были характерны рациональная вера в общечеловеческое и либеральный прогресс. Однако он играл важную роль и в более позднее время. Так, в середине XX века национально-освободительная борьба стран третьего мира с колониализмом часто опиралась на гражданский национализм как путь к интеграции общества, противопоставляя его характерному для империализма принципу "разделяй и властвуй".
В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:
1) Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации;
2) Либеральный национализм напротив, делает акцент на либеральных ценностях, в особенности на правах человека, и утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам, таким как права человека. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих. Одной из современных трудностей этого движения является политика государства по отношению к этническим меньшинствам. Сторонники мультикультурализма считают допустимой государственную поддержку этнических субкультур и признание коллективных прав меньшинств, чтобы они в свою очередь согласились идентифицировать себя с нацией. Сторонники индивидуальных свобод выступают против любого вмешательства государства.
Этнический национализм отождествляет нацию с этносом, т.е. с генетической общностью. Согласно этническому национализму, нация является фазой развития этноса. Он утверждает, что любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время "националистическими" называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. Этнический национализм фокусирует своё внимание на "органическом единстве" образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ или сверх-семью, кровнородственное сообщество.
Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления (историческую память), которые способны стать ориентиром для общества. Поскольку устная традиция и личный опыт часто оказываются для этого недостаточными, средства коммуникации (язык, печать и т.д.) играют крайне важную роль.
Этнический национализм исторически возник в условиях, когда границы государства не совпадали с культурными или этническими границами и стремился привести одно в соответствие с другим. Нация при этом формировалась до государства. Романтики XIX века подчёркивали, что не всякий этнос обладает достаточной силой, чтобы стать нацией.
В отличие от гражданского национализма, этнический делает акцент на интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном прогрессе; на исторической разнице между нациями, а не на их общих устремлениях. Границы национального государства определяются географическим распределением культуры, а не стремлением закрепить контроль над материальными ресурсами.
В рамках этнического национализма выделяют подвиды:
1) Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения культурного единообразия нации.
2) Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими и расовыми факторами, "кровью". Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация и право нации на верховную власть в стране имеют древние этнические корни и потому носят естественный характер. В плане государственной политики, активная поддержка культуры этнического большинства сочетается с её самоизоляцией от других этнических групп и неодобрением ассимиляции.
Особый интерес представляют крайние формы национализма, которые нередко ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму.
Сепаратизм (фр. séparatisme от лат. Separatus - отдельный) – теория, политика и практика, стремление к отделению, обособлению (сецессии). Это особый тип политических и иных движений или направлений, основанный на идеологии, призывающей и ведущей к отделению части территории от государства. Подобные движения происходят, как правило, на фоне гражданских волнений и имеют целью отделение территории от государства, ликвидацию его суверенитета над этой частью. Это может быть автономия в государственных границах, присоединение к другому государству или создание самостоятельного территориального образования с собственными границами и независимым управлением.
Сепаратизм рассматривается большинством политологов как крайняя и радикальная форма самоопределения, предлагающая и распространяющая идеи, поддерживаемые определённой политической партией или группой об отделении народа, территории, региона или сообщества, в основе которых лежат специфические обособленные (изоляционистские) формы национальной или региональной идентичности. Основа сепаратизма – дезинтеграционные процессы, представляющие главную угрозу международной, региональной и национальной стабильности государственного устройства.
Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов.
Шовинизм (самая радикальная форма национализма) – это дискриминация по национальному признаку и враждебность к представителям других наций. Шовинисты допускают угнетение и эксплуатацию других наций во благо своей.
Определенное значение представляет классификация, где американский исследователь Луис Снайдер выдвигает следующие типы национализма:
1) Интегрирующий национализм (1845-1871) характеризуется силой, которая способствовала воссоединению народов Италии и Германии во времена феодальной раздробленности;
2) Разъединяющий национализм (1871-1890) представлял собой борьбу за суверенитет стран, захваченных и впоследствии входивших в состав Османской, Австро-Венгерской и других империй;
3) Агрессивный национализм (1900-1945) является примером ярко выраженного столкновения различных национальных приоритетов, которые проявились в двух мировых войнах. Такой вид национализма идентичен империализму (от лат. Imperium - власть, господство – государственная политика, основанная на использовании военной силы для разных форм внешнеполитической экспансии, в т.ч. для захвата территорий, формирования колоний и установления политического или экономического контроля над другими странами).
Современный национализм (после 1945 г.) проявляется в основном в антиколониальных революциях и распространяется в международном масштабе.
В книге «Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов» (авторы – Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова) изложенный подход к национализму состоял в том, чтобы на основе изучения деклараций, институциональных решений и практического поведения выделить типы национализма в Российской Федерации:
1) Классический национализм, выражающий стремление к полной независимости (вариант Чеченской Республики – Ичкерии). В СССР этот тип был реализован в республиках Прибалтики, Грузии, Армении, на Украине, в Молдове. Сюда же можно отнести и Азербайджан, Казахстан, республики Средней Азии, правда, с учетом того, что за полную самостоятельность они не боролись, а получили ее в результате распада СССР. В составе же СССР они стремились к конфедеративному устройству в этом отношении их национализм того периода можно отнести к следующему типу.
2) Паритетный национализм с ярко выраженным стремлением к возможно полному суверенитету, который в силу внешних и внутренних условий ограничен за счет передачи части полномочий федеральному Центру (в Татарстане, Башкортостане, Туве).
3) Экономический национализм, при котором доминирующей в декларациях и действиях является самостоятельность в экономической сфере, и эта самостоятельность рассматривается элитой как путь к возможно полному суверенитету (в Саха (Якутии) и – на отдельных этапах – в Татарстане).
4) Защитный национализм, при котором доминируют идеи защиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства и т.п. (осетинский, ингушский национализм, этнокультурный национализм в Карелии, Коми).
Наконец, есть некоторые основания для выделения 5-го типа – модернизационного национализма, при котором доминируют «идеи инновационного прорыва». Он был свойствен российским реформаторам, которые нередко заявляли: «Сначала реформируем Россию, потом сами все к нам потянутся». Иногда он прослеживается в Татарстане.
Современный русский национализм (национализм этнического ядра российского народа) приобрел специфические черты. В нем можно выделить несколько направлений:
1) имперский национализм – державность, государственничество;
2) радикальный национализм, настаивающий на усиленной русификации, монокультурности (в самом экстремальном случае – на поражении в правах этнических меньшинств и введении против них дискриминационных законов, расизм и национал-социализм);
3) русский этнический сепаратизм, предлагающий создать моноэтническое русское государство (Республика Русь);
4) национал-коммунизм, призывающий вернуться к советским временам.
Все эти направления имеют как умеренные, так и ультрарадикальные формы.
Источники:
https://maxpark.com/community/8/content/775430
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
https://www.uznaychtotakoe.ru/nacionalizm/
https://anews.com/novosti/103593150-kto-takie-nacionalisty-chto-takoe-nacionalizm-jeto-ploho-ili-horosho.html
https://chto-takoe.net/chto-takoe-nacionalizm/
https://studbooks.net/576323/politologiya/vidy_natsionalizma
https://studopedia.su/14_129930_tipi-natsionalizma.html
https://vc.ru/u/607055-anastasia-zaloznaya/163275-nacionalizm-v-rossii-politicheskiy-analiz
https://studopedia.ru/9_222631_tipi-natsionalizma-v-sovremennoy-rossii.html
В современном мире, как по мне, национализм неактуален. Все национальности давно перемешаны. И у какого-то "ария" по какой-то линии с большой долей вероятности есть кровный родственник азиат, еврей, славянин и т.д.
Вот в Израиле и уточните, актуален национализм или нет.
В любой стране и у любой национальности есть "отбитые" националисты. Будь то Израиль, Россия, Германия, Китай и т.д. И ровнять всех под одну гребенку не стоит.
Речь не про радикальных националистов, а про то,что изначально гос-во Израиль создавалось для лиц еврейской национальности, т.е как сугубо национальное. И продолжает таковым быть и считаться. Я не интересовался специально, но думаю, что получить гражданство для нееврея, не имеющего родственников евреев, будет очень даже проблематично.
Это не национализм. Тогда и ОАЭ можно записать в националисты, Швейцарию и т.д. В любой развитой стране сложно получить гражданство, если человек не является уроженцем этой страны или не располагает родственными связями с ее гражданами. Да даже в России есть две процедуры получения гражданства: стандартная, на которую придется потратить не менее 5 лет, и упрощенная, например, для родившихся на территории современной России людей.
Это и есть настоящий национализм в лучшем его виде, где всё делается для блага своего народа.
Общечеловекам очень выгодно преподносить в национализме выделять только его крайнюю шовинистическую и человеконенавистническую форму проявления.
Вот типичное высказывание, которое насаждают со школьных лет: "Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой" (И. Шевелев)
«Как и в прошлом, достижение новых форм эффективности будет мучительным и болезненным для крупных и могущественных сегментов общества. И так же, как и в прошлом, выраженный государственный национализм будет необходим для успеха национального строительства». Источник: книга Анатоля Ливена «Изменение климата и национальное государство: доводы реалиста», опубликованная издательством Penguin в Великобритании.
Здравствуйте. Благодарствую за информирование.
Гражданского национализма нам по-моему не хватает))
Это, по-Навальному?
Имейте ввиду, что он митинги проводит, а не продуманную национальную политику. Его сторонники не скрывают, что им легче баранов на улице собирать, чем организовать разумных кошек.
Нет нет, мне Навальный пофиг. Нашему правительству не хватает, больше о народе думать...