Бабкин Михаил Александрович
Бабкин М А Подписчиков: 67779
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 26.3М

За обычную копию вашего паспорта можно получить солидную компенсацию – что говорит закон?

35 682 дочитывания
278 комментариев
Эта публикация уже заработала 1 908,80 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 23.02.2021 эта публикация заработала 1 000,00 рублей
Зарабатывать

Ни для кого не секрет, что паспортные данные лучше никому не давать без необходимости. Но сейчас практически везде могут снять копию паспорта, и это вошло в привычку многих организаций. Сложно представить, сколько копий паспорта может храниться в различных фирмах (банках, отелях, МФО и т.п.). Но везде ли так бережно следят за сохранностью наших персональных данных?

Если кому-то известны наши данные – это уже вызывает беспокойство, а если к злоумышленникам попадет копия основного документа, то вариантов, как ей распорядиться, множество.

Стоит обратить внимание, что в 2021 году законодательство о персональных данных несколько изменилось, и перечень случаев, когда эти данные нужны, стал заметно меньше. Это значит, что увеличилось количество случаев, когда предоставление персональных данных, в том числе путем снятия копии с паспорта, не требуется, а подобные требования являются незаконными.

Более того, появились судебные решения, когда за это можно получить компенсацию. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Могут ли заставить сделать копию паспорта

Снять копию паспорта гражданина могут далеко не все организации. Перечень организаций, имеющих право это делать, указан на официальном сайте Роскомнадзора. Например, финансовые организации имеют такое право. Часто при возврате платежа сотрудники магазина требуют предъявить паспорт и делают с него копию. Это незаконно без согласия владельца паспорта.

То же самое относится и к работодателям. У них нет права снимать и хранить копии паспортов своих работников – об этом напомнил Роструд.

Если у вас вдруг запрашивают копию паспорта, то обязательно стоит задать ряд вопросов:

1. Для чего вам нужна копия паспорта?
2. На основании какого нормативного акта вы требуете копию моего паспорта?
3. Входит ли ваша организация в перечень операторов, имеющих право собирать и хранить персональные данные (как я написал выше, список таких организаций размещен на сайте Роскомнадзора, и ответ можно легко проверить).

В любом случае заставить сделать копию никого не могут. В силу ст. 6 федерального закона №152-ФЗ о персональных данных организациям необходимо получить согласие на обработку и хранение персональных данных, и без подписи владельца паспорта никак не обойтись.

Зачастую это не соблюдается, а ведь утечки данных происходят нередко. Поэтому даже если организация имеет право обработать и хранить персональные данные, нужно делать все правильно, чтобы можно было привлечь к ответственности в случае непредвиденных обстоятельств.

Многие думают, что это не имеет принципиального значения, но только до той поры, пока их не коснутся неприятности, а это может произойти в любой момент. Порой человек годами не знает, что является должником по кредиту, пока к нему не нагрянет судебный пристав, хотя никаких кредитов в жизни и не брал.

Как наказать и получить компенсацию

Теперь о главном. В новом году стало проще наказать нарушителей и получить компенсацию, если ваши права нарушены. Если организация, для деятельности которой не нужны персональные данные, незаконно их запросила, в том числе путем получения копии паспорта, то ей может грозит штраф до 50 000 рублей.

Во-первых, нужно составить жалобу в Роскомнадзор, указав все обстоятельства, в том числе кто и когда запросил ваши персональные данные. Роскомнадзор проведет проверку. Если будет выявлено нарушение, организацию привлекут к ответственности, а у вас будет доказательство нарушения.

Во-вторых, после проверки Роскомнадзором можно обращаться в суд и требовать компенсацию. Доказывать уже ничего не нужно, поскольку это уже сделано Роскомнадзором. Единственное, суд лишь определит сумму компенсации морального вреда. Компенсация же полагается за каждый факт незаконного использования паспортных данных.

Относитесь внимательно к своим персональным данным и пресекайте любое нарушение закона, направленное в ваш адрес.

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна!

Благодарю за внимание!

278 комментариев
Понравилась публикация?
2360 / -40
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Бабкин Михаил Александрович
Комментарии: 278
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
22.02.2021, 15:33
Санкт-Петербург

Кто дает кредит по копии паспорта вот этих и надо штрафовать.

+377 / 0
картой
Ответить

Особенно МФО этим борзеют! Запретить всем финансовым организациям и Росреестру по копиям оформление сделок и займов))

+288 / 0
Ответить
22.02.2021, 19:04
Екатеринбург

Согласен

+54 / 0
Ответить

Для договора подряда и прочих всегда прикладывается копия паспорта со СНИЛСом! Взять хотя бы этот сайт -- чтобы деньги вывести...

+74 / 0
Ответить
DELETE

Вот именно и что теперь делать?

Требуется копия паспорта и СНИЛСа, но не имеют права их требовать.

Какой выход господа юристы?

раскрыть ветку (0)
23.02.2021, 10:20
Екатеринбург

Ни чего не платят да еще и копию паспорта им подавай.

+25 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Если по вашей копии паспорта МФО куму-то там (не вам) выдало кредит-кроме оспаривания ещё и на них в суд подать.

+29 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Займы дают не только финансовые организации, но и магазины, такие как Вестфалика! Могут выдать даже без паспорта-просто по памяти клиента.

+7 / -1
Ответить

Не правда! В вестфалике все строго с этим!

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
05.03.2021, 13:58
Екатеринбург

Остается сущая мелочь: доказать, что кредит выдан именно по копии, а не при Вашем личном участии. Вряд ли они это признАют. Тут Ваше слово - против их слова. Хорошо, если у Вас будут доки, подтверждающие, например то, что на момент оформления кредита Вас не было в городе. Но это - из области фантастики.

+6 / 0
Ответить
05.03.2021, 14:42
Санкт-Петербург

Вы же должны подписи свои ставить, с расшифровкой, так что экспертиза в помощь.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну почему же. Просто обязать выдающих кредит проверять клиента по коду подтверждения, через телефон - это первое, второе, что не видят на копии лицо кому принадлежит паспорт? Тут уже уголовный сговор с сотрудниками банка. Или другой финансовой организации. И третье - подпись должна же быть? Или уже подписи не сравнивают? И каким способом деньги переданы третьим лицам? Налим - снова подпись и прописью сумма, на карту? Почему третьему лицу перечислено, а не тому, которому паспорт принадлежит?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
07.03.2021, 23:26
Димитровград

Это не я, это они должны доказать, что выдали не по копии, а при моем личном присутствии, то есть записи с камеры. А если у них этих записей нет— значит они не доказали!

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
06.03.2021, 15:35
Санкт-Петербург

Согласна, а то потом приходят досудебки по таким кредитам совершенно другим людям.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

И кто оформляет доверенность на продажу квартиры по копии паспорта...

+50 / 0
Ответить

Это, скорее всего, преступная группа вместе с нотариусом!

+45 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 568
04.03.2021, 17:28
Самара

Как докажите?! есть копия значит есть и оригинал!

Оригинал был предъявлен а в пакет документов положили копию! Всё в ажуре.

+25 / 0
Ответить

Значит нет ни кого выхода. Всё отдано на откуп жуликам.

+33 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

В МФЦ на каждом листе копии паспорта мы ставим дату и подпись. В других организациях не знаю...

+25 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Потому нотариат и стал уже бессмысленным. Мало того, сейчас они хранят цифровые копии в базе... Лучше вообще по возможности обходится без доверенностей или делать их на короткий срок.

+8 / 0
Ответить
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 568
08.03.2021, 17:49
Самара

Нотариус был, есть и будет никчемным органом по сбору ДЕНЕГ!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Никто никакие доверенности по копии паспорта не оформляет. Для оформления доверенности надо явиться к нотариусу лично и предъявить оригинал паспорта, далее, надо расписаться в оригинале доверенности и в книге нотариальных действий, и написать своей рукой ФИО и там и там.

Относительно кредитных организаций, отсутствие подписи заемщика на мемориальном ордере или на документе о передаче ему банковской карты, или перечисления денег на указанный им его счет, дает возможность ему оспорить заем по безденежности.

Поэтому вся эта "шумиха" вокруг копий паспортов носит, в известной мере, надуманный характер. Люди слышат звон, да не знают где он...

+13 / 0
Ответить

Согласна на все 100%.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Я в МФЦ написала заявление на запрет сделок с моим имуществом без моего личного присутствия (на каждую недвижимость - отдельное заявление). Бесплатно. Через 6 дней пришла за подтверждением, что запрет состоялся. Отменить его можно хоть через день. И, если, не дай Бог, с вами случится непредвидимое, эта бумага теряет силу. Всем всех благ.

+5 / 0
Ответить

А что такое может случиться непредвиденного, что эта бумага потеряет силу? Пока человек жив, бумага запрет на сделки без его участия действует, а если человек ушел в мир иной, тогда уже никакие сделки не будут признаны законными. Только через нотариуса всё.

+5 / 0
Ответить

Об этом и речь.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)
DELETE

NattaПишет 22.02.2021 в 15:33
Кто дает кредит по копии паспорта вот этих и надо штрафовать.

а как по-другому ворам наживаться на народе? Это один из действенных способов кинуть на деньги.

раскрыть ветку (0)
DELETE

NattaПишет 22.02.2021 в 15:33
Кто дает кредит по копии паспорта

Это точно.

раскрыть ветку (0)

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Кредит по копии паспорта могут сделать, если сотрудник банка состоит в сговоре с мошенниками. Но это уголовное дело и оно не ограничивается штрафом.

+34 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Нет, надо сажать!

+20 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.03.2021, 18:29
Симферополь

Их не штрафовать надо, а лишать лицензии вообще. Ибо это уголовное преступление. Штраф в данном случае будет как-заплати и преступничай дальше.

Уголовщину надо пресекать на корню.

Другое дело что за банки такое так смело себе позволяют и кто за такими банками на самом деле стоит...

+48 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Этих надо сажать нахер или в тюрьму!

+16 / 0
Ответить

На ХЕР.

+11 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.03.2021, 22:00
Севастополь

За счёт штрафов кормится паразитический режим. А посаженных ещё кормить надо.

+13 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Их надо убивать.

+17 / 0
Ответить

Вешать на площади, что бы другим не неповадно было. Чтобы видели результат своего деяния.

+15 / 0
Ответить

Кто будет вешать? О чем Вы? Как повешанные будут видеть?

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

NattaПишет 22.02.2021 в 15:33
Кто дает кредит по копии паспорта вот этих и надо штрафовать.

Более того, и когда заявитель не оригинал.

+11 / 0
Ответить
05.03.2021, 14:01
Екатеринбург

Подогнать человека под фото на паспорте не так уж и сложно.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Кто дает кредиты по копии паспорта, их нужно не штрафовать, а ЗАКРЫВАТЬ!

+7 / 0
Ответить

Я тоже с вами согласен одни мошенники дают персональные данные другим мошенникам.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Кто дает кредиты по копии паспорта, их нужно не штрафовать, тогда не будет липовых кредитов, да звонков от " вышибал" не будет.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (12)

Нужно просто запретить проведение любых сделок по копиям документов и без личного присутствия гражданина.

+30 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

В МФЦ снимают копии паспорта, Домоуправляющая компания принимает документы только в электронном виде (личный прием граждан нет из-за карантина) и там нужны, в том числе паспортные данные с пропиской и права собственности. А, как не дашь, тебя не выпишут и не пропишут, да и справок никаких не дадут. Как проконтролировать, ушли на сторону копии твоих документов или нет?

+29 / 0
картой
Ответить

Вы городите чепуху, копии паспорта нельзя снимать никому, даже полицейскому!

+6 / -2
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)

.. да какая ж чепуха, - так и есть и в МФЦ и в УК сами снимают, если им нужно.. Вот у меня работодатель (на подработку временную) тоже просит выслать скан паспорта - как быть? Как ему отказать, не задев? Так и на эту самую подработку не попадешь.. Качать права рискованное дело.. Вот основной мой работодатель (точнее лицо, ответств-ое за хранение перс. Данных) - просто убрал копии паспортов в другое место, на случай проверки.. Хотя примерно год назад в одной ситуации таки - отказала, ну ничего вроде без последствий..

+12 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 568
04.03.2021, 17:29
Самара

Ну тогда идете лесом... и что по вашему делать?! может в суд предложите подать?)))

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

В ПФР оформлял на себя пенсию мамы. Сделали электронную копию моего паспорта. Так что Вы не правы.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

В образовании оформляя льготы на получение коммунальных услуг мы ежегодно делаем копии всех документов: СНИЛСы всей семьи, паспорта, свид. О браке, на домовладение и т.д. И как быть?

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
раскрыть ветку (1)

Я тоже думаю, что давать кредит по копии паспорта это преступление. Тут нужен паспорт и присутствие самого заемщика и сравнение фотографии. Вообще нужен закон, который запрещает давать кредиты по копии. И вообще каким местом думает дума или все законы, которые они принмают простого человека не касаются?

+22 / 0
картой
Ответить
DELETE

А как вы думаете, кому принадлежат все эти микрофинансовые организации?

Алексей, не Вам, и не мне. Банкирам. Ведь проще простого, если власть предержащим это понадобится, за полчаса позакрывают эти лавочки.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Ответ на вопрос-задним местом (если самостоятельно додуматься невмоготу).

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Пенсионер Алекс М.
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 10.2к
22.02.2021, 17:23
Хабаровск

Жалобу в Роскомнадзор можно написать уже после снятия копии работодателем?

Если сразу не дать паспорт копировать они на работу не возьмут, а отказать можно найти тысячу причин.

+19 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (278)

Нововведения 2026: какие штрафы грозят водителям в России с 1 января нового года

С 1 января нового года вводятся изменения, которые затронут почти всех владельцев авто в России. В этот список изменений вошли как повышение цен на эвакуацию, так и налоги, а также новые требования к такси.

Трость против полиции: пенсионерка в Екатеринбурге отмахивалась от стражей порядка, пытаясь отдать деньги мошенникам

🤔Трость против полиции: пенсионерка в Екатеринбурге отмахивалась от стражей порядка, пытаясь отдать деньги мошенникам. 🍊 В Екатеринбурге пожилая жительница попыталась снять в банке крупную сумму наличных,...

Прогноз-Расклад на Таро на декабрь

Всем привет! Я таролог Светлана. Для Вас я подготовила Расклад-Прогноз на декабрь на все сферы жизни. Из-за предновогодних хлопот пораньше выложить расклад не успела! Расклад будет на две позиции.

Афоризмы и анекдоты про деньги - 11

"Кляуза на Винни-Пуха", иллюстрация создана сетью Шедеврум Пятачок пишет кляузу на Винни-Пуха в налоговую инспекцию: «Хорошо живет на свете Винни-Пух...» Приходит чудак в магазин стройматериалов. Продавец ему:

Нововведения 2026: какие штрафы грозят водителям в России с 1 января нового года

С 1 января нового года вводятся изменения, которые затронут почти всех владельцев авто в России. В этот список изменений вошли как повышение цен на эвакуацию, так и налоги, а также новые требования к такси.

Женщина отсудила 150 тысяч у брачного агентства, которое не смогло подобрать ей жениха

Иногда судам приходится разбираться в весьма необычных делах — например, в отношениях между одинокой женщиной и брачным агентством, которое обещало наладить ее личную жизнь. Личную жизнь, как выяснилось,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы