Сандлерман Михаил Наумович
Сандлерман М.Н. Подписчиков: 1418
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.5М

Грузинский феномен: Грузия может перевернуть весь мир в хорошем понимании этого слова

37 дочитываний
8 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,19 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Содержание:

женский феномен

вывод: все вузы в России плохие,

а на закуску - шахматная задачка.

Не исключено, что я являюсь, возможно, единственным человеком в мире, который обратил внимание на этот уникальный грузинский феномен. Суть его состоит в том, что Грузия продемонстрировала способность преобразовать весь мир в лучшую сторону, короче говоря, построить рай земной для всего человечества. Если эти слова у читателя вызвали сомнение, то это как раз и доказывает, что он не ведает о таком феномене или знал сам факт, но не придал ему должного значения. Сейчас я изложу это подробно. Прошу только не торопиться с выводами после первых строк прочтения, постарайтесь дочитать до конца, тогда у меня будет надежда обрести в Вашем лице своего единомышленника.

На первый взгляд это событие кажется рядовым. Речь идёт о том, что Нона Гаприндашвили была чемпионкой мира по шахматам среди женщин в период 1962-1978 гг. Затем в период 1978-1991 годы её сменила другая грузинская шахматистка Майя Чибурданидзе. Итого 29 лет по женским шахматам Грузия была впереди планеты всей. Да, для маленькой Грузии событие имеет громадное значение, но, в принципе, ничего, казалось бы, необычного здесь нет. До 1978 года и после 1991 года чемпионками мира были женщины других стран. Каждая страна в своё время выдвигала хотя бы одного чемпиона мира по какому-нибудь виду спорта. Что тут такого феноменального?

Присмотримся внимательнее к послевоенной Грузии в составе СССР в период 1945-1991 гг. Случилось так, что шахматы стали необычайно популярными среди грузинских женщин. И именно женщин, а не мужчин. И нигде в мире не было (и до сих пор не наблюдается) столь массового увлечения женщин шахматами. Только в Грузии возник, например, обычай во время свадьбы дарить невесте партию шахмат. Кое-что из этого я испытал непосредственно на самом себе. Вот как это было.

10-й класс средней школы окончил я в 1954 году. В те времена были популярными шахматные турниры по переписке. Организатором турниров выступил журнал "Шахматы в СССР". В редакцию журнала посылаешь заявку. Формируются группы по 10-15 человек. Каждый с каждым играет по 2 партии (одну белыми фигурами, другую черными). На обдумывание одного хода в обеих партиях давалось три дня. Хода отправлялись обычной почтой на открытках (так дешевле писем в конвертах). Турнир длился примерно год. Так вот, в турнире по переписке, в котором я, ученик старшего класса, принял участие, была записана грузинская девочка из города Зугдиди. До этого турнира я вообще не знал о существовании этого города. Только сейчас, при написании этой статьи, я погуглил, чтобы узнать подробности жизни грузинской чемпионки Ноны Гаприндашвили и с удивлением узнал, что она родом из Зугдиди. Я старше Ноны на 5 лет. Мне 85, Ноне сейчас 80, надеюсь, она сейчас жива и здорова и (как знать!) возможно читает эти строки. Я совершенно не помню имя той малышки, которая играла со мной, но сомневаюсь, что это была Нона, хотя теоретически это не исключается. В школе я числился сильнейшим шахматистом. В конце статьи постараюсь привести небольшой пример своей шахматной эрудиции. Партию белыми против меня девочка начала ходом пешки а 2-а 3. Дебютная теория шахмат этот ход считает слабым и, поэтому, никаких разработок с этим ходом просто не существовало. Девочка это отлично понимала, знала, что её позиция с самого начала может оказаться трудной, но она сознательно пошла на это, чтобы быть на одном уровне со своим соперником, потому что предварительной теории по такой партии нет для обеих сторон. Партии с девочкой остались не оконченными. Каков их результат по оценке комиссии не помню. Помнится, что я всё-таки дотянул до третьего призового места.

Давайте ещё раз присмотримся к этой девочке. Считаю, что здесь скрывается какой-то мировой феномен. Да, именно мировой и именно в этой девочке. Даю научное обоснование. Спрашивается, кто надоумил эту девчушечку принять участие в шахматном турнире? Она отлично понимала, что никакого успеха ей не видать. По тому, как именно она стала играть, стало понятно, что она и не пыталась добиться спортивного успеха, отлично сознавая его невозможность. Она поставила перед собой важную стратегическую цель: играя с сильными соперниками в домашнем анализе постичь глубинную суть игры. Это надёжный, верный, капитальный путь продвижения к настоящему успеху.

И всё-таки: с чего это вдруг? Казалось бы всё ясно. Только закончилась мировая война. Победная эйфория. Массовый энтузиазм. Популярность шахматного движения в стране. Ботвинник становится чемпионом мира по шахматам. Но, почему ажиотаж у грузинских дам? Рядом у кавказских республик - ни в зуб ногой. Да и везде по стране и даже везде в мире нет и близко ничего подобного. Так даже в той же Грузии мальчики и прочие мужики ничего подобного не продемонстрировали. Ну, а девушки? А девушки взяли и покорили мировой пьедестал! Представляете, куда бы рванула Россия, если бы ВСЕ, абсолютно все (!) вдруг бы стали отлично учиться, превосходно работать и даже вкалывать! Как подвигнуть народ на подвиги?

Вспоминаю такой эпизод из своей педагогической работы. Был урок практики в одном техникуме. Каждому студенту представлялось собрать электрическую схему из набора деталей с использованием инструментов и приборов. По мере того, как ребята сдавали готовые схемы, я отпускал их домой. Оставался последний студент, у которого что-то не получалось. Его схема никак не могла показать нужный конечный результат. Время позднее, стало темнеть. Я сказал ему, чтобы он сдал свою работу и шёл домой. Но он умолял и просил дать ещё время, чтобы добиться правильного результата. Я ему сказал, что его схема собрана правильно, пайка соединений тоже правильная, а то, что не получается конечный результат, то это не страшно. В дальнейшем будет лучше. Так что можно уходить спокойно, тем более, что за работу я ему ставлю 5. Однако, паренёк оказался упёртым, сказал, что липовая пятёрка ему не нужна. Прошло ещё немного времени, и его схема заработала!

Да, бывает, что ученики списывают или иным не законным путём добиваются хорошей оценки. Но в этом парне проснулось что-то особенное - гражданская ответственность, человеческое достоинство или иное одухотворение. В данном случае сыграло свою роль и моё личное участие как педагога. На эту тему стоит тоже порассуждать. Я вёл математику в сельскохозяйственном техникуме. Как правило, в с/хозтехникумы поступали ученики с низкой успеваемостью по математике. Не буду корчить из себя гениального преподавателя, но мне удавалось переломить ситуацию и увлечь многих своим предметом. В среднем успех такой: из 30 человек одного или двух, а то и трёх удавалось увлечь математикой на очень серьёзном уровне. Это не так много, как хотелось бы. Однажды одна мамаша сказала мне: что вы сделали с моей дочерью? Она в школе ненавидела математику, а сейчас ночами сидит над задачами, обложилась учебниками.

Могу ли я не 2-3 человека, а все 30 капитально и серьёзно увлечь математикой? Отвечаю: да, мог бы, это мне по силам. Но в обществе так сложилось, что всё это никому не нужно. Зачем математика ветеринару? Как-нибудь обойдётся. И так сойдёт. Вопрос: а может ли быть создана такая обстановка, что все 30 вдруг захотели исключительно отлично учиться и преподаватели им давали высочайшую науку? Ответ положителен. Но для этого нужно начинать с вузов. Читатель очень удивится, когда узнает простой рецепт мощного развития науки. Думаете, нужны миллиардные ассигнования? Нет! Потому что кушать деньги (или пилить их) может и дурак. Знаете, что нужно? Нужно вещи называть своими именами. Если вуз хороший, то так и будем считать его хорошим. А если плохой - значит и будем считать его плохим. В связи с этим даю определение хорошего вуза: вуз считается хорошим, если он делает открытия в науке на уровне Лауреата Нобелевской премии. Давайте отвлечёмся от того, что порою Нобелевская премия присуждается или не присуждается по политическим мотивам. Главное - открытие сделать, а обратит ли на него внимание Нобелевский комитет, это другое дело. Исходя из этого, делаю вывод: все вузы Екатеринбурга плохие. И вообще все вузы в России плохие. Не нравится? Хотите быть хорошими? Так вкалывайте, дерзайте! Для отчетов, распиливающих фонд образования, можно много защитить всяких диссертаций и много наплодить высоких научных степеней. Однажды по ТВ транслировали встречу В.Путина с представителями Академии наук. Разбирался случай, когда высокопоставленные чиновники, писали диссертации и получали научные звания. Путин так и спросил у президента РАН - какой вклад таких ученых в науку? Нужны ли они Академии?

Как должен вести себя плохой вуз, чтобы стать хорошим? Задайте этот вопрос той грузинской девочке, которая, играя со мной, ринулась овладевать большой шахматной наукой. Это же для неё сложнейшая вещь. Вы скажете, что она ринулась туда потому, что это игра. А играть любят все дети. Нет, отвечу я. Она подошла к шахматам очень серьёзно, капитально, как к жизненно важной проблеме. Но, она же так не отнеслась к математике! - скажете вы. На это я отвечу так. На математику просто не было у неё никакого выхода, за пределами школы ничего математического для неё просто не было. Зато была всесоюзная организация "Шахматы в СССР", которая милостиво приютила девочку в шахматном турнире.

Кстати, о девочке в математике. В одной московской семье были две девочки. В доме все стены были оклеены обоями. Это сейчас в магазинах полно самых разнообразных обоев. А тогда в XIX веке обоями служила любая бумага. В описываемом случае в качестве обоев были использованы листы из книги математика Остроградского. Весь учебник математики был использован до конца. Видимо от нечего делать, младшая из сестёр Софья стала читать эти листы. А обратная сторона страницы не доступна, она уже приклеена. Пришлось не только читать, но и мыслить. Вот так читала девочка, читала и стала математиком мирового уровня Софьей Ковалевской.

Вернёмся, однако, к грузинской девочке. Заметим, что массовую увлечённость женщин шахматами нельзя списывать на хороших тренеров, хотя они и были. Так же здесь не причем советский строй, партийная организация, дворцы пионеров, массовые соревнования на первенство города, области, республики, СССР. Потому, что это было везде, а сработало только в Грузии, да и то только в её женской половине. И завершилась эта эпопея тем, что две девушки Нона Гаприндашвили и Майя Чибурданидзе удерживали мировую женскую корону 29 лет! До самого развала СССР.

Просьба к читателям. Прежде всего, прошу женщин-пенсионерок Грузии поделиться воспоминаниями о тех временах. В России, надеюсь, тоже проживают такие женщины, которые раньше были в послевоенной Грузии. Если у читателей есть такие знакомые грузинские женщины, пожалуйста, возьмите у них интервью. И, в заключение, выполняю своё обещание - угостить читателя шахматным сюрпризом.

Сейчас я вам продемонстрирую самый лучший в мире шахматный мат. Но сначала про гол в футболе. По моему мнению самый красивый в мире футбольный гол забил Бэкхем. Ударил со своей половины поля, мяч, описав огромную дугу, перелетев через всю половину поля, изящно опустился в ворота. Думаю, вы легко найдёте этот ролик, испытав при этом огромное удовольствие. Полагаю, что аналогично мне удалось создать лучший в мире шахматный мат. На ваше усмотрение выставляю задачу.

Белые: Крb3, Фg4, Кd3, Кd4 (4).

Черные: Крd5 (1). Мат в 2 хода.

Эту задачу я сочинил в далёкой молодости во время службы в армии 1957-1960 гг. Тогда служили 3 года. Задача была опубликована в газете Уральского военного округа "Красный боец" в 1959 г. Это единственное моё опубликованное шахматное произведение. Вопрос к читателям: разделяете ли вы со мной радость по поводу красоты мата?

На голосование хотел выставить много вопросов, но объём статьи не позволяет это, поэтому сами отзывайтесь, как найдёте нужным.

8 комментариев
Понравилась публикация?
12 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 8
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Просьба автора. Приветствуются ЛЮБЫЕ отзывы со сколь угодно критическим характерам. К сожалению, появляются от некоторых лиц насмешки издевательского порядка типа гы-гы-гы да ещё с национальным гадким уклоном.

Спасибо всем, кто меня правильно понял.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Михаил Наумович! Преклоняюсь перед Вашим возрастом! Замечательная статья! Но нужно сегодня начинать не с ВУЗов. а в корне менять систему образования с самых низов. И таких педагогов, как Вы нужно заносить в Красную книгу! Они и сегодня встречаются, но очень редко. Благодаря таким педагогам дети любят свои предметы. Но, к сожалению большая часть преподавателей системы губят само желание познавать, думать и учиться, потому что идут учить не от любви к профессии, а по другим причинам. Спасибо Вам!

+2 / 0
картой
Ответить

Глазунова Инна ВладимировнаПишет 06.03.2021 в 21:32
нужно сегодня начинать не с ВУЗов

Вы немножко не поняли мысль мою. В административном порядке в данный момент с вузами бесполезно что-либо делать. Здесь Вы правы. Поэтому я и предлагаю всем миром именовать (называть) вузы ПЛОХИМИ, если они не тянут на нобелевку. Есть подспудная надежда, что студентам и преподам станет совестно и они зачешутся, взыграет самолюбие, гордость, стыд... Если найдётся такой вуз, который первый рванёт и достигнет, тогда может начаться лавинообразный грузинский эффект.

+2 / 0
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Сольфеджио, гармония, теория Леонид Николаевич Трембовлев
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 26
08.03.2021, 03:12
Находка

Ваша статья вызывает глубокую симпатию к автору. Доброго Вам здоровья и всяческих успехов!

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Действительно грузинский феномен. Не обращал на этот факт внимания.

Раньше во многих газетах публиковали шахматные задачи, а через неделю-две правильный ответ и имена победителей, кто раньше всех решил задачу. Своей фамилии ни разу не видел в этих списках.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)