Штраф за некачественно оказанные медицинские услуги: закон и судебная практика

106 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 7,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В судебной практике довольно часто рассматриваются иски пациентов к медицинским организациями и учреждениям о взыскании компенсаций морального вреда ввиду некачественного оказания медицинской помощи. Также наряду с основным требованием о компенсации морального вреда пациенты заявляют требование о взыскании штрафа с больницы в размере 50% процентов от суммы морального вреда. Как правило в таких делах речь идет о миллионных суммах. Вопрос о возможности назначения данного штрафа заслуживает отдельного и обстоятельного рассмотрени

В 2012 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения о том, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страховании, применяется законодательство о защите прав потребителей (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Возможность взыскания штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, предусмотрена в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей".

Исходя из разъяснений Верховного Суда и Закона о защите прав потребителей суды вплоть до 2019 года, исходили из того, что независимо от того оказывалась ли гражданину медицинская помощь на платной основе или предоставлялась на бесплатной основе в рамках программы обязательного медицинского страхования пациент имеет право на взыскание с больницы в его пользу штрафа в размере 50% от присужденной суммы морального вреда и компенсации за вред здоровью.

Однако ситуация значительно изменилась после принятия Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Определения от 15.07.2019 №44-КГ-19-7, в котором высшая судебная инстанция обозначила следующие критерии позволяющие пациенту претендовать на взыскание в его пользу штрафа на основании Закона о защите прав потребителей:

Во-первых, взыскание штрафа возможно только если гражданину оказывались медицинские услуги на платной основе. По логике Верховного Суда если услуги оказывались бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, то такая медицинская помощь не подпадает под регулирование Закона о защите прав потребителей. Так в определении указано:

Исходя из изложенного положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", устанавливающие в том числе в пункте 6 статьи 13 ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителя в виде штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг

Что касается разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", на которые сослались судебные инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Кибанова М.В. о взыскании с больницы штрафа, то они подлежали применению к спорным отношениям с учетом нормативных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006, что судебными инстанциями не было принято во внимание.


Во-вторых, взыскание штрафа возможно только если на момент предъявления претензии было установлено, что медицинские услуги были оказаны медицинской организацией некачественно. Например, факт оказания некачественной медицинской помощи может быть установлен в рамках административной проверки или уголовного дела. Если факт оказания некачественных услуг был установлен только в ходе судебного разбирательства, то это основание для отказа во взыскании штрафа, поскольку в этом случае у медицинского учреждения отсутствовали на момент предъявления претензии основания для добровольного удовлетворения требований пациента.

Указанные критерии и правовая позиция Верховного Суда впоследствии были восприняты последующей судебной практикой судов общей юрисдикции, в частности:

1. Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 17 февраля 2020 по делу № 2-2169/2019;

2. Решение Выборгского районного суда города Санк-Петербурга от 26 сентября 2019 по делу №2-1340/2019.

Таким образом, заявить о взыскании с больницы штрафа в размере 50 процентов после июля 2019 года возможно только если услуги оказывались на платной основе. При этом необходимо провести значительную досудебную работу, в частности направить жалобы в контролирующие органы, и подтвердить факт оказания некачественной медицинской помощи ещё до того как направить медицинской организации претензию. Только при соблюдении указанных условий пациент сможет рассчитывать на взыскание штрафа с медицинской организации.

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересно.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Отказ в иске как урок: почему требование заставить ответчика «выучить Семейный кодекс» не имеет правовых перспектив? Интересная практика

Сегодня решила немножко поискать практику судебную — листаешь, листаешь эти решения, и вот натыкаешься на такое дельце, что диву даешься. Хочу рассказать вам об одном деле, которое меня особенно «поразило».

Отказ в иске как урок: почему требование заставить ответчика «выучить Семейный кодекс» не имеет правовых перспектив? Интересная практика

Сегодня решила немножко поискать практику судебную — листаешь, листаешь эти решения, и вот натыкаешься на такое дельце, что диву даешься. Хочу рассказать вам об одном деле, которое меня особенно «поразило».

Переобулся — и попал на ремонт. Кто виноват?

Сезон “переобувки” — как экзамен для водителей и шиномонтажей одновременно. Кто-то спешит, кто-то экономит, кто-то клянётся “мы всё сделали по ГОСТу”, а потом начинаются сюрпризы: царапины на дисках,...

Как страховые делают вид, что бампер стоит 3000 рублей — и что с этим делать

Если вы хоть раз попадали в ДТП, то знаете этот квест: сначала авария, потом экспертиза, потом — долгожданная СМС от страховой. И вот вы стоите рядом с помятым бампером, с этой цифрой в телефоне и чувством,...

Запрет навязывания дополнительных товаров и услуг без отдельного согласия потребителя

В 2025 году российское законодательство о защите прав потребителей при онлайн-покупках претерпело важные изменения. Это напрямую затрагивает всех, кто совершает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы