Отобрание ребенка из семьи органами опеки. Правовое регулирование, процедура, основания
Введение
Эта статья, в основном, посвящена тем родителям, которые слышали угрозы со стороны соседей, учебного заведения либо со стороны иных организаций, что к ним придут из органов опеки и заберут ребенка по непонятным для родителей причинам.
Несмотря на то, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на совместное проживание с родителями и воспитание ими, законодательство дает возможность компетентным органам забрать ребенка у родителей, если те сочтут, что так будет лучше для ребенка.
Правовые аспекты отобрания ребенка из семьи органами опеки
Процедура отобрания (не совсем корректно использовать термин «изъятия») ребенка из семьи предусмотрена в первую очередь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав".
Важно отметить, что указанная мера носит чрезвычайный характер и ее применение возможно лишь в исключительных случаях для обеспечения безопасности ребенка.
Прежде всего, необходимо различать такие понятия, как лишение родительских прав, ограничение в родительских правах и отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
Итак, согласно ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать (не «изъять») ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Согласно указанному выше Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 именно непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка может являться основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Такой угрозой может считаться ситуация, с очевидностью свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (в том числе и бездействия) родителей либо опекунов. Например: непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра и так далее.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения уполномоченным органом соответствующего акта об отобрании ребенка, обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении в родительских правах. Именно поэтому отнестись к данному действию со стороны органов опеки и попечительства нужно крайне серьезно!
Подводя итог, хочется отметить, что механизм отобрания детей до сих пор четко не определен. Например, семьи, ведущие аморальный образ жизни, где дети зачастую предоставлены сами себе, остаются без внимания органов опеки и попечительства. Тогда как примерные семьи, где царит любовь и понимание, могут пострадать просто от ложного доноса соседей.
Поэтому любите и цените друг друга. Если будут вопросы, пишите в личные сообщения, всегда рад помочь.
С уважением!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Считаю что нужны больше профилактические меры, а то вот семья многодетная рядом живет, отец и мать нигде не дня не работали, живут на детское пособие, у детей ничего нет, одевают соседи в б /у одежду и еще в интернате все, сколько раз соседи жаловались, приедет комиссия, посмотрит и делает заключение:''Скромно но чисто ''
А то что у детей нет гаджетов, то что газа, воды нет в доме и туалета даже во дворе, этого не замечают, считаю что вот таких нужно ставить на финансовый контроль, на что потратили детские деньги? Дети как сорняки растут, не грамотные, ленивые и нелюдимые...
Согласен.
С уважением!
У детей есть главное - отец и мать, которых ни один детский приют им не заменит.
Уже нет отца и в принципе не было, это только название ''семья',живут по законам интерната..
Грустно...
Ещё как, видеть это невозможно спокойно 😕
Да, Эдуард. Согласна с Вами.
Поддерживаю мнение.
Очень жалко детей. У меня по соседству тоже такая семья.Шестеро детей. Папа и мама пьющие. Кое-как на детские деньги перебиваются. Органов опеки не видно. Хотя бы как-то пальчиком пригрозили... Забирать детей, конечно, последнее дело.
Ювенальная юстиция карательный орган придуманный правительством.
И, как отметил коллега выше, позаимствован у запада.
С уважением!
Крайне отрицательно.
Вот и я против ювенальной юстиции...
С уважением!
Спасибо!
С уважением!
Спасибо!
С уважением!