Загадочная гибель подлодки Фисановича
В Британии свято чтут морские традиции. Это неудивительно, ведь она до недавнего времени была крупнейшим морским государством. Очередным знаком памяти морякам стало открытие в 2009 году в порту Данди (Шотландия) монумента морякам-подводникам, не вернувшимся из боевых походов в период Второй мировой войны. Среди фамилий 296 подводников, служивших на 6 субмаринах, есть имя советского офицера, напротив которого выбита маленькая звездочка – знак Героя Советского Союза. Это Израиль Ильич Фисанович –
• 23 ноября 1989 году в Харькове была открыта первая мемориальная доска Герою Советского Союза Израилю Ильичу Фисановичу, на доме, где он жил на улице Рымарская, 23-а, в дальнейшем мемориальная доска с барельефом из цветного металла была похищена. В 2004 году была открыта вторая мемориальная доска (вместо похищенной, с тем же текстом).
• 31 июля 2011 года состоялось открытие третей мемориальной доски.
• 3 апреля 2012 года, по инициативе руководства Харьковской областной общественной организации «Общество ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И. И. Фисановича», ХОК "Дробицкий Яр", ОО "Харьковский музей Холокоста" и Харьковского областного отделения «Маринист» Всеукраинского союза писателей-маринистов в торжественной обстановке состоялось открытие мемориальной доски Израилю Фисановичу на доме № 2 на улице названной его именем в Харькове. Это четвертая мемориальная доска Герою в Харькове. Открытие было приурочено к 70-летию присвоения И.И. Фисановичу звания Героя Советского Союза.
Перед поездкой в Англию офицер сказал своей жене Елене в ответ на ее просьбу о втором ребенке: «Подожди, не спеши, мало ли что со мной случится, а двух детей тебе одной тяжело будет поднимать!».
Как в воду глядел…
В 1944 году Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Фисанович вместе с тремя другими заслуженными командирами-североморцами прибыл в Англию получать подводные лодки, переданные Советскому Союзу после раздела итальянского флота ввиду выхода Италии из войны. Для ускорения процедуры англичане предложили русским свои старые лодки — не тащить же из Италии корабли вокруг воюющей Европы. Все вроде бы были довольны. Но в последний момент Фисанович обнаружил в порту новую английскую подводную лодку и, как говорится, положил на нее глаз. Англичанам после сокрушительных побед Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге как-то неудобно было отказать союзникам, и они, скрепя сердце, согласились отдать свою новейшую лодку. За два месяца опытные подводники под командованием Фисановича великолепно освоили британскую субмарину Sunfish, получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1», и лодка первой должна была начать переход на Северный флот. Английское адмиралтейство составило маршрут перехода и гарантировало безопасность до зоны ответственности советского Северного флота в Баренцевом море.
Перед выходом в море, после приемки английской лодки, капитан 2 ранга Фисанович прогулялся по Лондону — надо было купить подарок жене. После некоторых колебаний он выбрал в одной из лондонских лавочек хорошие женские часики и попросил упаковать их, чтобы в дороге они не повредились. Хозяин лавочки, пожилой еврей, внимательно рассматривал необычного русского офицера. Орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны, американский крест «За храбрость», Золотая Звезда и знак командира подводной лодки… Моряк бегло говорил по-английски, что свидетельствовало о его образованности, он был худощав, подтянут, черноволос.
Когда моряк ушел, щедро расплатившись за покупку, хозяин лавочки сразу же позвонил в еврейскую общину Лондона со своеобразным «докладом». То, что он услышал, заставило его затрепетать: «Как ты мог, Мойша? Это же известный в мире еврей-подводник, герой. Он потопил фашистов больше, чем волос на твоей старой голове!».
Вечером, когда Фисанович подошел к проходной порта, к нему бросился измученный угрызениями совести старый Мойша. Он чуть ли не силой отобрал у него покупку, вернул деньги и тут же вручил немыслимой красы золотые часы, усыпанные бриллиантами. И растаял в лондонском тумане. Фисанович пожал плечами, приняв поистине королевский подарок, и шагнул на борт своей субмарины, уже готовой к отходу. Позже, уже после Второй мировой, английские авторы писали, что эти самые часы принесли немало несчастий прежним обладателям. Из-за драгоценных часов травились, вызывали на дуэль, судились…
И Фисановичу бриллиантовые часы счастья не принесли. 25 июля 1944 года подводная лодка «В-1» под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Лервик. А 27 июля связь с лодкой пропала. На свою базу на Кольском полуострове она так и не пришла…
Как погиб Фисанович со своим экипажем, осталось тайной на долгие годы. Лишь через много лет после войны, в 1954-м, в британской прессе проскочила крохотная заметка о героизме летчиков королевского воздушного флота. В частности, говорилось в числе прочего о том, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года самолет британской береговой охраны в 230 милях к северу от Шотландских островов атаковал и потопил подводную лодку противника. Эту заметку случайно прочитал немецкий историк. Покопавшись в фашистских архивах, он обнаружил, что ни одна из немецких субмарин в это время в этом месте океана появиться не могла!
Еще через несколько лет тот же историк, при помощи британских ученых, раскопал, что именно в этом месте должна была в это время находиться лодка под командованием Фисановича. Лодку потопил английский самолет! Позднее, когда и советские историки «подключились» к исследованию, эта версия, увы, подтвердилась. История с неожиданно подаренными, словно упавшими с неба, советскому подводнику в руки «несчастливыми» драгоценными часами …
Еще через несколько лет в англоязычной прессе появились публикации, что британское командование намеренно потопило свою новейшую подлодку, чтобы хорошая техника не досталась русским. У королевских адмиралов уже был опыт с обреченным на гибель конвоем PQ-17 — решать политические и военные проблемы ценою жизней моряков. Кстати, от англичан до сих пор нет четкого ответа — а почему все-таки самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны — ведь практически своя же? Сама-то лодка опознала британский «Либерейтор», потому и не погрузилась и к отражению атаки не готовилась…Офицеры с других лодок, пришедших из Англии, говорили, что если бы Фисанович возвращался домой другим путем, не согласованным с британским командованием, то его лодка, возможно, уцелела бы.
Спасибо, интересно
