Психология толпы

Древнегреческий законодатель Солон Афинский отмечал, что «каждый отдельно взятый афинянин – хитрая лиса, но когда они собираются вместе, то становятся стадом баранов». Возможно, это была первая запись в учебнике новой науки – психологии массового поведения.
Психология масс – это область психологии, изучающая общественное сознание, особенности поведения и мышления большой группы людей, объединенных общими взглядами и общим эмоциональным состоянием, движимых общими интересами, а также выполняющих одинаковые действия в течение небольшого промежутка времени. В отличие от индивидуальной психологии конкретного человека, масса людей характеризуется психической общностью. Поэтому психология масс основана на противопоставлении индивида вне людской массы ему же, находящемуся внутри толпы.
Сам по себе человек существует, делает свой выбор, корректирует свое поведение сознательно. Но все меняется, когда он находится не один, а в толпе. Даже без психологического давления со стороны он воспринимает поведение других, заражается им, подчиняется и следует ему. Индивидуальное сознание как бы растворяется, исчезает, становится частью коллективного бессознательного. Вопрос о том, почему психика отдельного человека так резко реагирует на присутствие множества людей, остается открытым и принципиально важным для психологов, социологов, культурологов, философов, политологов, юристов, силовиков.
Начало научному изучению психологии толпы было положено после событий Великой французской революции 1789 года. Столетие спустя, французский психолог Гюстав Лебон заинтересовался мотивами участников восстания. С точки зрения ученого их поведение было иррациональным, чем и вызвало такой интерес. Позже у Лебона появились соратники и последователи – Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Владимир Бехтерев. В психологии образовалось новое направление – «психология массового поведения», которое в 60-70 годы XX века переросло в «психологию коллективного поведения».
Так, психология масс изучает, что происходит с человеком в тот момент, когда он оказывается внутри толпы. Кроме этого психологи и социологи исследуют: как создается и меняется настроение, мышление, эмоциональный настрой толпы; мотивы, идеи, стереотипы толпы; на что способна толпа и к чему она стремится; взаимодействие личности и массы; спонтанная агрессия, инциденты, беспорядки, связанные с массовым сознанием; культурно-этнические, национальные особенности поведения толпы; как образуется «духовное» единство массы – так называемая «душа толпы».
Психология толпы – раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов. Под толпой в психологии понимается бесструктурное временное скопление людей, не имеющее четкой цели, члены которого обладают схожим эмоциональным состоянием и объектами внимания. Одна из ярких черт толпы с точки зрения психологии это то, что в толпе может раствориться любая индивидуальность, каким бы образованным и интеллигентным ни был индивид в отрыве от толпы.
В некоторых случаях массовое поведение может быть рациональным – например, собрание жителей города для решения волнующих вопросов. Но это не толпа как массовое явление. В организованный коллектив объединяются во имя общей цели – устранения несправедливости (этнической, гендерной, социальной, религиозной) в обществе. Причем участникам не обязательно регулярно встречаться. Они могут действовать поодиночке (ходить с лекциями, собирать пожертвования) и время от времени собираться вместе (проводить митинги, подписывать петиции).
Толпой же называют любую массовку: от группы прохожих, которые остановились посмотреть выступление уличного фокусника, до агрессивной массы убегающих от быков на корриде. Психологи и антропологи описывают механизм формирования толпы эволюционной регрессией. При большом скоплении людей у большинства из них оживляются низшие слои самой древней части коры головного мозга. Достижения цивилизации блокируются, психика возвращается к ранней стадии эволюции, а сознание напоминает примитивное сознание первобытных предков.
То, что нас тянет в толпу, тоже глубинная потребность – время от времени освободиться от груза социальной роли, ограничений, норм поведения. Хочется отдохнуть, прокричаться на рок-концерте, поорать на стадионе и т.д. Эти древние механизмы массового отдыха живучи и сегодня. Они помогают снять напряжение, сбросить лишнюю агрессию, «оторваться» от обязанностей и побыть среди людей.
Но с другой стороны у толпы есть свои недостатки. Попадая внутрь большого скопления людей, человек будто плывет по реке с быстрым течением. Вроде бы мысли, тело, воля остаются, но проявить их нет возможности.
Зигмунд Фрейд описывал два феномена характеристики толпы, которые объясняют подобное поведение. Это «заражаемость», которую причисляют к гипнозу, и «внушаемость», когда большинство реагирует не на аргументацию, а на лозунги, отдельные символы. Сила толпы не в единодушии, а в «эффекте лавины». Как только удается повлиять на часть людей, остальные начинают кричать, размахивать лозунгами или двигаться чисто по инерции. Этим пользуются умелые манипуляторы.
История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам.
Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа – самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа. Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.
Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер – не редкость в истории цивилизации: «Распни его!» – кричала толпа на Голгофе, «Жги ведьм!» – бесновались фанатики вокруг костров инквизиции, «Да здравствует император!» – восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Гюстава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.
Источники:
1) https://wikigrowth.ru/psyhologiya/psihologiya-mass/;
2) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F;
3) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D1%8B;
4) https://fb.ru/article/256249/chto-takoe-vlast-tolpyi;
5) https://psychologist.tips/1332-psihologiya-tolpy-vidy-tolp-kak-upravlyat-tolpoj.html.
Актуальная тема?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
С удовольствием прочитала.
Толпа - страшная сила. Это,как цунами - ее не остановить!
💐
Это точно.
«Распни его!» – кричала толпа на Голгофе, «Жги ведьм!» – орали люди..."
- А теперь орут: "Пандемия! Смерть идёт! Колись факциной! Души безмасочников!"
Кстати, книга Ле Бона "Психология толпы" была настольной у Ленина.
Предсказания Ле Бона о всеобщем одичании и обыдлении на наших глазах повсюду сбываются.
Редко, но все же встречаются Личности, способные противостоять толпе. Толпа безлика.
Серьёзная публикация, дающая пищу для размышлений. Спасибо!
🌷