Тихонов Иван Артурович
Тихонов И.А. Подписчиков: 275
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2092

Специфика русского Апокалипсиса, или История одной реформы

58 дочитываний
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,37 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Русский Апокалипсис всегда отличался от европейского тем, что вызывал у людей не страх и отчаянье, а радость и надежду на избавление от мучений. Особенно это заметно в иконографии.

Европейские иконы и фрески (как и пореформенные русские после ХVII века) на тему Страшного Суда тщательно прорисовывают ужасные пытки, приготовленные для грешников. Делается это всегда подробно, со вкусом и знанием дела.

Страшный Суд, фрагмент фрески Дж. Вазари (1511-1574). Источник: yandex.ru/images

А вот в знаменитой фреске Андрея Рублёва "Шествие праведных в Рай" передан именно радостный настрой русских людей, встречающих Апокалипсис не с ужасом, а с восторгом.

Андрей Рублёв Фрагмент фрески "Шествие праведных в Рай" Источник: yandex.ru/images

Причина особого восприятия русскими Апокалипсиса в том, что человек, живущий в России, всегда был уверен, что живёт в аду, а поскольку два раза в ад не попадают, стало быть, Конец Света - это путь в Рай.

Возможно поэтому шутники говорят, что на Руси конец Света будут встречать дважды: сначала новый Апокалипсис, а потом - старый.

Одним из самых масштабных апокалиптичных событий на Руси стала реформа православия, проведённая патриархом Никоном в ХVII веке.

Сегодня мы расскажем о нескольких фактах, связанных с этим трагическим событием русской истории, о которых обычно не упоминают ни в учебниках истории, ни в словарных статьях.

Алексей Михайлович Романов. Источник: yandex.ru/images

1. Истинным инициатором данной реформы был не патриарх Никон, а царь Алексей Михайлович Романов, мечтавший перенести столицу России в Константинополь и стать новым кесарем, официальным правителем Третьего Рима и всего православного мира.

Духовным стимулом для Алексея Михайловича служила концепция "Москва - III Рим", которая была сформулирована в ХVI веке старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в письме к Великому князю Василию III: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать».

Исполнение этой стратегической цели русской монархии объясняет пристрастие царя Алексея Тишайшего (как его называли при московском дворе) к немецкой одежде, экономическим реформам по иностранному образцу (приведшим, правда, к бунтам, известным как "Медный" и "Соляной", а также крестьянской войне под руководством Степана Разина), заграничной музыке.

Царь даже сочинил стихиру «Достойно есть», на венецианский (а, точнее, на польско-украинский) манер, которая вошла в репертуар мужского хора издательского Отдела Московской патриархии «Древнерусский распев» (такая вот ирония судьбы).

Пристрастие самодержца к иностранным диковинам доходило до курьёзов. Однажды царю привезли в большом стеклянном сосуде золотую рыбку. Купцы, доставившие подарок, явно не были ихтиологами: Алексею Михайловичу сказали, что рыбка состоит из чистого золота, а питается водой. Через неделю "водной диеты" рыбка благополучно скончалась, но зато царь Алексей стал считаться первым русским аквариумистом. Но это так, к слову.

Патриарх Никон. Источник: yandex.ru/images

2. Патриарх Никон изначально был противником церковной реформы и даже хотел предать анафеме издателей Львовской типографии, печатавших латинизированные переводы греческих служебников, приводившие в ярость русских православных священников.

Однако Никон, зная греческий язык, прочитал несколько "первоисточников", изданных Киевской духовной академией, и пришёл к выводу, что украинцы правы: русскую церковь надо реформировать, поскольку в церковных обрядах накопилось множество недоразумений, возникших по вине недобросовестных переводчиков и вошедших в церковный обиход.

Например, три части литургии, которые должны были проводиться последовательно, проводились одновременно, что придавало церковной службе характер Дня открытых дверей в психиатрической лечебнице.

С целью возвращения русской церкви к греческим ортодоксальным истокам вокруг духовника царя протопопа Стефана Вонифатьева собрался кружок "ревнителей благочестия", куда входили самые образованные и авторитетные священнослужители, в том числе и протопоп Аввакум, приятель Никона и сторонник реформы церкви и государства на основе строгого следования изначальным церковным канонам.

Протопоп Аввакум. Фрагмент старообрядческой иконы. Источник: yandex.ru/images

Непримиримыми врагами Никон и Аввакум стали после того, как Никон привлек к проведению реформы не "ревнителей благочестия", а совсем других людей, порекомендованных ему лично царём Алексеем Михайловичем.

Кроме того, Никон фактически обманул собравшихся на Соборе, пообещав "исправити согласно со старыми греческими книгами" существующие православные богослужебные книги. На деле произошло нечто другое.

3. Исполнителями церковной реформы стали два человека с весьма неоднозначной репутацией. Арсений Грек, родившийся в еврейской семье, отрекся от иудаизма и принял православное христианство. В 14 лет он приехал в Рим и, чтобы продолжить обучение, принял католичество. По возвращении в Грецию, будучи заподозренным в отступничестве, Арсений проклял папскую веру и в 23 года стал православным монахом.

Далее он вошёл в доверие иерусалимского патриарха Паисия, который порекомендовал его царю Алексею. Когда всплыла правда о двойном отступничестве Арсения Грека, царь простил его и приблизил к патриарху Никону как своего доверенного человека. Когда произошло падение Никона, Арсений Грек переметнулся на сторону его врагов. Помимо активного участия в реформе Арсению Греку приписывают и основание в Москве первой греко-латинской школы.

Другим непосредственным исполнителем реформы стал келарь Троице-Сергиевой Лавры Арсений Суханов, которого Никон послал на Восток для поиска источников для «справы» (то есть, исправления существовавших в обиходе книг по богослужению).

Что же привёз Арсений Суханов после 16 месяцев поиска (с октября 1653 г. по 22 февраля 1655 г.)?

Согласно «Систематическому описанию греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки» из 498 рукописей, привезённых келарем, большинство составляли книги для домашнего чтения, не имевшие никакого отношения к исправлению богослужебных книг: беседы Иоанна Златоуста, беседы Макария Египетского, слова подвижнические Василия Великого, творения Иоанна Лествичника, патерики и так далее.

Нашлось также около 50 рукописей вообще не имеющих отношения к христианству: трактаты эллинских философов — Троя, Афилистрата, Фоклея «о животных морских», Ставрона «о землетрясениях» и прочее.

Непосредственно для правки церковных книг Суханов привёз всего 7 рукописей, купленных им (внимание!) в польской католической лавке и напечатанных в иезуитских парижской и венецианской типографиях. Вопрос, как келарь Арсений Суханов, отправляясь на Восток, оказался в Польше, что он там делал эти полтора года и куда были потрачены выделенные для покупки церковных греческих книг немалые государственные деньги, остаётся открытым и по сей день...

Но вот именно эти люди по купленным католическо-иезуитским учебникам и принялись реформировать русскую церковь! Стоит ли удивляться волне возмущения, прокатившейся по всей Руси и разделившей сначала церковь, а затем и государство напополам: после этой реформы Русь перестала быть единым в социальном и культурном плане государством. Дорога для дальнейшей вестернизации России была проторена и открыта.

Г. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. Источник: yandex.ru/images

4. Как была воспринята реформа церкви в народе? Подавляющее большинство верующих видели в ней приход Антихриста, причем в роли Антихриста выступали на равных и "Тишайший" царь и патриарх Никон, который в 1658 году публично покаялся в совершенных им деяниях и сложил с себя полномочия патриарха.

Царь, однако, решил показать Никону его настоящее место и устроил судилище, на которое были приглашены два греческих патриарха Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Правда, решением Константинопольского Собора, оба этих патриарха были лишены своих кафедр, но царя такой пустяк не остановил. Никон был разжалован в монахи и сослан. Мавр сделал своё дело...

Вот только царь не учёл одного: на Руси любят пострадавших: вместо козла отпущения он сделал из Никона народного героя, и верующие, некогда проклинавшие патриарха и считавшие его антихристом, выходили на дорогу, по которой ехал бывший патриарх, кланялись ему и плакали как о народном заступнике.

Люди, считая, что пришли последние дни земного царства, раздавали деньги, имущество, покидали дома, выходили в поля, леса, заворачивались в саваны, ложились в гробы, исполняли в одиночку и хором грустные песнопения...

Но время шло, Апокалипсис не наступал, и самозваные пророки стали вносить поправки в свои прогнозы: это, мол, ещё не конец света, настоящий Антихрист грядёт!

Прошло несколько десятков лет, и уже при императоре Петре вновь начались заворачивания в саван, укладывания в гроб и пр. Но это уже другая история.

А тогда, при его отце, Алексее Михайловиче, свидетелям очередного несостоявшегося конца Света пришлось возвращаться в свои дома, где уже поселились более оптимистично настроенные люди, возвращать утраченное имущество и учиться жить дальше...

5. Ущерб, нанесенный никонианской реформой русской культуре, трудно оценить. На месте единой церкви возникло множество сект, были полностью разрушены традиции русской шатровой церковной архитектуры, утрачена культура иконописи (характерный момент - на сегодняшний день в России практически не осталось подлинных древнерусских икон, написанных до XVII века; один из руководителей аукциона "Сотбиз" даже как-то заметил: "Единственное, что дала миру Россия - это её дореформенные иконы").

Рождество Христово, икона XV века. Источник: yandex.ru/images

6. Реформа православия не достигла поставленной царём цели: унификации русской церкви с греческой, однако она нанесла огромный ущерб остаткам древней ведической культуры, сохранившейся внутри православия: двоеперстию, обходу храма по солнцу, солнечному обрядному календарю, обрядам и ритуалам, оставшимся от ведической праславянской арийской культуры.

Было уничтожено огромное количество летописных исторических книг, противоречащих официальной христианской истории Руси как государства, возникшего одновременно с принятием христианства.

С церковной реформы патриарха Никона начинается Великая Книжная Гарь на Руси, когда в огромные костры сваливали целые подводы книг, обливали смолой и поджигали. Инквизиция, введённая на Руси Никоном, не жалела никого: в костры отправлялись и бояре, и крестьяне, и церковные сановники.

Ну, а во времена другого "Великого реформатора" русской культуры Петра I Великая Книжная Гарь набрала такую мощь, что на данный момент у русского народа не осталось почти ни одного оригинального документа, летописи, рукописи, книги. У сибирских старообрядцев сохранилось предание, что при Петре I одновременно было сожжено столько старопечатных книг, что из кострищ выгребли 40 пудов (655 кг!) расплавленных медных застёжек.

Как однажды грустно пошутил современный писатель: "На каждом историческом этапе начало конца имело видимость реформ".

И ещё одну традицию заложили на Руси патриарх Никон и царь Алексей Тишайший: проведение Апокалипсиса начинается по инициативе верховной власти и по коллективной просьбе народа. Так было и с революцией 17 года, и с горбачёвской перестройкой, и с ельцинским парадом суверенитетов...

Апокалипсис. Источник: yandex.ru/images

Источник: Мой блог на Яндекс-Дзене: https://zen.yandex.ru/media/id/5bd8c3571b845b00aa6e3e9a/nacionalnye-osobennosti-russkogo-apokalipsisa-6-faktov-o-reforme-patriarha-nikona-5e9795f9e5688f70ddbdda50#comment_753008514

Как вы считаете, кто был прав в реформе церкви?

Проголосовали: 9

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
14 комментариев
Понравилась публикация?
14 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 14
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Благодарю! Очень интересная публикация.

Спасибо за поддержку)

+1 / 0
Ответить

+1 / 0
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Не так плохо нам сегодня живётся, однако...

+2 / 0
картой
Ответить

Это да, по сравнению с 17 веком))

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+1 / 0
картой
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

У каждого своя правда.

+1 / 0
картой
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Старообрядцы правильные ребята!

+1 / 0
картой
Ответить

Они действительно очень сильные духом люди!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (14)

Дональд Трамп делится фотографией. И кем заменить диких "суперспециалистов"

И это все на фоне возможного заезда диких банд...,пардон, "трудовых мигрантов" из Афганистана в Россию. Слышу всхлипывания жадных, неисправимо вороватых чиновников и олигархов - дескать работать некому...

Война против Капитализма! Истинный Бог!

Начиная с Исуса Христа 300 летнего гонения Христиан, Византийского варварского разграбления и на настоящее время заканчивая Украиной. Раскольники и другие слуги Сатаны, хотят убить веру и любовь,...

Фильм + цензура = 0

Принцип "лучше перебдеть, чем недобдеть" всё больше укореняется на телевидении. Если начиналось всё со странной и непонятной по сути "возрастной категории" и заблюривания сигарет и женской груди,...

Дональд Трамп делится фотографией. И кем заменить диких "суперспециалистов"

И это все на фоне возможного заезда диких банд...,пардон, "трудовых мигрантов" из Афганистана в Россию. Слышу всхлипывания жадных, неисправимо вороватых чиновников и олигархов - дескать работать некому...

Почему прощать не значит забывать?

Гнев — естественная эмоция. Религиозные учения часто призывают нас прощать, но это не значит, что нужно подавлять свои чувства или притворяться, что ничего не произошло. Психологи утверждают:...

Как религиозные практики возвращают смысл, когда кажется, что сил нет

Многие люди отмечают, что в периоды сильного напряжения им помогает не только отдых или поддержка близких, но и религиозные практики. Психологи давно изучают этот феномен — и находят вполне объяснимые механизмы,...

Удивляться или нет?

Командировала мужа в магазин. И принёс муж покупки. В числе прочего...вот что: Вы же знаете ...

Как кино формирует миф о «нормальной» любви

Современное кино и поп-музыка часто рисуют романтическую любовь как единственную «правильную» модель отношений. С самого детства мы слышим: «Без любви жизнь неполноценна», «Истинное счастье — в том,...

Общество в шоке: люди, которым не нужен секс

Асексуа́л — это человек, который не испытывает сексуального влечения. Вроде бы ничего страшного. Никто никому не мешает, никто ничего не требует. Но почему общество всё ещё так нервно реагирует на асексуалов?