Власти снова обещают освободить учителей от бумажной работы, обман, как и 10 лет назад.

Один из пунктов программы — о том, что «будет исключена практика выполнения учителями несвойственных им функций, сокращён документооборот в учреждениях образования» — вызвал ощущение дежавю. Еврорадио вспоминает, сколько раз и когда власти обещали избавить учителей от лишней работы.
Другая страна, те же проблемы
В 2011-м Беларусь была, кажется, совсем другой страной. Но проблемы в ней были теми же. Тогда же, на совещании «педагогического актива», об излишней нагрузке заговорил Александр Лукашенко.
Как сообщала его пресс-служба, Лукашенко потребовал «безотлагательно исключить неоправданное увеличение нагрузки на учителей и преподавателей, связанной с так называемым бумаготворчеством». Целью он называл создание единого электронного реестра документооборота.
И вот прошло десять лет, в «цифровизацию» образования вкладываются миллионы долларов, а многие документы педагоги по-прежнему вынуждены заполнять вручную. Полноценно даже на «электронный журнал» никто не перешёл: он не заменяет бумажного. Что уж говорить о таких функциях, как сбор денег на подписку на «Юный спасатель» или подготовка многочисленных отчётов.
«Хорошо забытое» старое
На пресс-конференции в 2013-м Лукашенко искренне удивился вопросу о непомерно низких зарплатах и очень высоких «неспецифических» нагрузках на педагогов.
— Вот то, что кучу бумажной работы делают, для меня это, конечно, новость. Когда-то я уже боролся с этим, — сказал он и пустился в воспоминания. — Вспоминаю: я прихожу на урок, а мне заведующая, моя будущая теща, говорит: «Слушай, плана нет у тебя». А я говорю: «А мне не нужен план (у меня план был на полстраницы). Пойдём, говорю, ко мне на урок, послушай, я нормально даю урок или нет». Мне с ней было проще разговаривать, но с другими-то по-другому говорили: «Надо на полтетрадки план». Я не думаю, что сейчас такие требования. Уже став президентом, я, когда Радьков был министром образования, его категорически предупредил, что учителю нельзя навязывать, какой план делать и что ему в этой тетрадке на урок писать. Приходи, контролируй и делай выводы. Если это осталось — действительно, я тогда не знаю…
Озвученную журналистами критику он пообещал услышать и принять во внимание.
К слову, Александр Радьков, которого Лукашенко вспоминал как экс-министра образования, действительно поднимал вопрос с нагрузкой учителей: предлагал поднять на полную ставку с 18 до 20 часов в неделю! Лукашенко возвратился к этому вопросу спустя год, но на совещании по аграрной политике. Ничего тогда так и не решили.
Новый министр, старые обещания
2015 год. На пресс-конференции в январе Лукашенко снова требует освободить учителей от лишней работы. В Беларуси уже другой министр образования — Михаил Журавков. В августе (то есть через полгода после поручений) он обещает, что скоро «полностью исчезнет вопрос с дополнительной „бумажной“ нагрузкой для учителей».
— На сегодня огромное количество проблем, связанных с документооборотом, мы уже сняли. Постараемся вообще уйти от этой проблемы в течение следующего учебного года.
Мы не знаем, удалось ли Журавкову выполнить своё обещание, потому что внешне в 2015/2016 учебном году бумажная волокита как была, так и оставалась, а вскоре его заменил на посту министра бывший глава белорусских коммунистов Игорь Карпенко.
…начинай сначала
С приходом Карпенко старые проблемы никуда не делись. Но вместо решения вопроса с лишней бумажной работой и обязанностями организовывать посещения школьниками хоккейных матчей министерство занималось другими вопросами. Например, несколько лет усердно переписывало Кодекс об образовании.
На «педсовете» в августе 2017-го к проблеме вернулся Лукашенко.
— В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя — учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством.
В 2018-м министерство придумало список документов, которые должны вести учителя: там только поурочное планирование, дневники, журнал и календарно-тематическое планирование. Правда, бумажная нагрузка на самом деле никуда не пропала. И Лукашенко снова взялся решать вопрос в 2019-м.
— Там, где надо убрать лишнее от учителей — всякие отчёты, самоотчёты, — это факт. Но учитель не должен забывать, что его призвание таково, что его место работы не только в школе. Он вообще центральная фигура в нашем обществе. Это обладающий знаниями человек. И он вместе с врачом, особенно в малых, средних городах, сёлах, агрогородках — главная звезда и светило.
Наконец, снова обещал избавить учителей от лишней нагрузки Лукашенко перед президентскими выборами 2020-го. Правда, вопрос ещё не закрыт.
Судя по всему, так его и будут решать: в рамках программы развития до 2025-го. А там, может, и до 2030-го.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Где комуняки порулили, там у педагогов и врачей нищенские зарплаты.
"Коммуняки" из уст Новодворской также звучали..., к чему это привело сами знаете.
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Часто брюки ремонтируете в области коленок?
Закон о декомунизации не был принят, продолжают рулить комуняки, поэтому то что Вы видите вокруг, это их рук дело, с нашего молчаливого согласия, Новодворская же не молчала, за что ей большое спасибо!
От бумажной работы учителей избавят, зато новая работа будет, все журналы, которые они вели, сейчас будут вести в компьютере. А это не легче и экономии времени не будет. Т.е бумажная работа будет заменена компьютерной. А,чтобы компьютерную работу выполнять быстро и хорошо, нужно, разбираться хорошо в компьютере, а,чтобы разбираться хорошо, надо учиться работать на компьютере, а на это уйдёт масса времени.
Виктор, о чем Вы говорите..., у учителей нагрузка в основном на компьютере (интернет проекты, электронные журналы, сайты, и т. д.) Кроме всего прочего ВПР-ы гребаные, кому они нужны?
Нагрузка на компьютеры идёт, и то не во всех школах, второй год. А до этого была бумажная работа. А сейчас отказываясь от бумажной работы, они будут это всё выполнять на компьютере, уже выполняют.