Тайны станции "Бауманская" Московского метро
Как станция связана с историей Древнего Рима? Правда ли, что бронзовые скульптуры в центральном зале совсем даже не бронзовые? Неужели изначально платформа была короче? А также - что не так с панно, на котором изображён В.И. Ленин? И какой своеобразный рекорд принадлежит этой станции? Об этом и не только расскажу сегодня.
Древний Рим в Москве
Станция "Бауманская" открылась 18 января 1944 года в составе нового участка Арбатско-Покровской линии от "Курской" до "Измайловской". #строительство началось ещё в 1938 году. Но в ход событий вмешалась Великая Отечественная война. К этому моменту проходку тоннелей уже завершили, поэтому некоторые ещё не достроенные, как и "Бауманская", станции использовали в качестве бомбоубежища.
Проект создал известный архитектор Борис Иофан. Он являлся автором многих известных московских достопримечательностей. Например, Дома на набережной, одного из корпусов Тимирязевской академии, розовых зданий на Русаковской улице. И, конечно же, Дворца Советов. Правда этот проект так и не был осуществлён.

Изначально станция носила название "Спартаковская", по улице, которая находилась рядом. Это и подсказало Борису Иофану тему оформления - восстание Спартака в Древнем Риме. Между пилонами должны были появиться скульптуры Спартака в характерных для того времени одеждах. А над самими арками планировали нанести надписи, посвящённые восстанию.
Из чего сделали статуи
Великая Отечественная война внесла небольшие коррективы. Во-первых, название станции поменялось на "Бауманскую". Во-вторых, от фигур Спартака решили отказаться. Вместо них появились восемь скульптур воинов, тружеников тыла и партизан. Четыре из них успели сделать по эскизам Вячеслава Андреева. Остальные заканчивала его вдова (он скончался во время строительства) и скульптор Сергей Кольцов. На станции нас встречают: знаменосец с пистолетом-пулемётом; красноармеец в зимней маскировке; женщина-метростроевец с отбойным молотком; полярный лётчик; учёный с книгой; партизанка с гранатой и винтовкой; рабочий с молотком в правой руке и камнем в левой; командир с биноклем.

Сейчас фигуры выглядят, как бронзовые. Однако это лишь имитация. На самом деле их сделали из гипса. Видимо, так решили сэкономить, потому что нужды фронта были важнее. До начала 1950-х годов статуи так и оставались белыми. Потом их покрасили. Каждая их скульптур располагается на постаменте. Из-за этого не хватило места для скамеек в центральном зале. Их поставили только на боковых платформах.

Существует гипотеза, что все скульптуры имели реальный прототип в жизни. Якобы даже под каждой из них хотели указать настоящие имена людей, с которых скульптуры были созданы. Однако точно неизвестно, насколько эта информация правдива.
Что общего у станции с мавзолеем
Станция #бауманская по конструкции пилонная, глубокого заложения (32,5 метра). Центральный зал укороченный. Некоторые исследователи пишут, что его удлиняли. Ведь аванзал немного отличается от архитектурного облика станции. Однако никаких манипуляций с центральным залом не проводили. Его длина осталась такой же, как и в день открытия.

Пилоны отделаны светлым мрамором. Но каждый украшен двумя полуколоннами коричневого цвета. Этот материал называется малиновый кварцит из карельского месторождения Шокша. Очень прочный камень, который при этом поддаётся полировке. Из такого материала, например, сделана гробница Наполеона, верхний портик мавзолея В.И. Ленина и могила Неизвестного солдата в Александровском саду.

Весьма оригинально решили проблему освещения. Потолок центрального зала украсили лепниной, а лампы спрятали за карнизами. Для того времени это было нетипичным. Как правило, залы освещали массивные люстры. Но на "Бауманской" решили поступить по-другому. Потом эту технологию возьмёт на заметку при строительстве многих других станций не только #москва, но и в другие города #ссср. Боковые платформы освещаются люминесцентными лампами, а также люстрами в виде чаши, которые обрамляются золотыми лучами (их восстановили во время реконструкции 2015 года).

Куда подевалось панно
Завершили украшении станции полом из красного и чёрного гранита, а также оригинальным мраморным панно. Его разместили в торце, там где находится аванзал. Композиция изображала знамёна. На переднем плане были профили Сталина и Ленина. После того, как главой государства стал Н.С. Хрущёв, #московское метро постепенно лишалось украшений с Иосифом Виссарионовичем.

Такая же судьба постигла и панно на "Бауманской". В 1963 году изображение Сталина убрали. Его заменили мозаикой с профилем В.И. Ленина. Правда он уже выглядел немного по-другому. Не так, как изначально.

Интересно, что на этой станции до 2015 года работали старейшие эскалаторы в Московском #метро. Такой своеобразный рекорд. Механизмы добросовестно трудились аж с момента открытия, то есть с 1944 года. Заменили их на новые больше, чем через 70 лет. Также увеличили количество движущихся лестниц до четырёх. И это очень хорошо. Станция итак сильно загружена.

В первую очередь, из-за студентов МГТУ им. Баумана, который находится в этом районе. С тремя эскалаторами очереди были намного длиннее. Помню времена, когда вечерами нужно было отстоять какое-то время на улице, чтобы попасть в сам вестибюль. Также большое количество людей скапливалось на платформе, чтобы зайти на эскалатор, который двигался вверх.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интересно.
Спасибо за информацию!
Спасибо, интересно
Спасибо за информацию.