ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРАДИЦИИ В СТРАНАХ СНГ
Права человека и гражданина на сегодняшний день являются очень значимым
достижением во всем мире. Согласно части 1 статьи 17 Конституции РФ, в
Российской Федерации так же признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права. В защите своих прав в любой ситуации может
нуждаться как человек в обыденных ситуациях, так и человек, который
совершил какое-либо преступление или же противоправное деяние, им будет
являться как действие, так и бездействие. В связи с этим я акцентировала свое
внимание на ситуациях, в которых лицо, совершившее преступление, подлежит
экстрадиции на территорию другого государства, ведь таким лицам также
нужна защита их прав и свобод.
В наше время под «экстрадицией» будет удобнее понимать «передачу
государству лица, совершившего уголовно-наказуемое деяние, для привлечения
его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного в отношении
него приговора суда».Проанализировав практический опыт международного сотрудничества
государств, в области борьбы с преступностью можно сделать вывод, что
институт экстрадиции является одним из самых важных элементов, которые
борются с преступностью.
Рассматривая правовые источники института экстрадиции, которые касаются
государств, входящих в Содружество Независимых государств, к которым
относятся как совокупность региональных международных нормативных
правовых актов, которые ратифицированы государствами СНГ, так и разные
двухсторонние договоры, можно сделать вывод, что данные источники
упорядочивают саму процедуру осуществления экстрадиции.
Так же внутри самого Содружества Независимых государств был принят
нормативный акт – это Минская Конвенция «О правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 года.
Согласно статье 56 этой Конвенции, договаривающиеся стороны обязуются,
соблюдая условия, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию
выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к
уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. 7
октября 2002 года была принята Кишиневская Конвенция «О правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Также
многие государства заключили двусторонние договоры и соглашения, как со
странами, входящими в СНГ, так и не входящими в данную международную
организацию.
Международное сотрудничество государств осуществляется на основании
общепризнанных принципов и норм международного права. Если
международным договором Российской Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то будут применяться правила международного
договора.
Конкретно в Российской Федерации международные принципы, затрагивающие
институт экстрадиции, закреплены в главе 54 Уголовного процессуального
кодекса РФ. Есть ряд принципов, которые реализуют данные положения:
принцип взаимности, в соответствии с которым государство, которое
направило запрос о выдаче лица, совершившего преступление, должно
предоставить такие же условия в подобной ситуации;
принцип двойного вменения, согласно которому лицо, совершившее
преступление, подлежит выдаче на территорию другого государства
только в случае, если совершенное им деяние является уголовно
наказуемым как в запрашиваемом государстве, так и в запрашивающем.
принцип конкретности в соответствии с которым лицо, которое подлежит
выдаче на территорию соответствующего государства, может быть
подвергнуто уголовному наказанию только лишь за те деяния, которые
были указаны государством в запросе.
Также, при взаимной помощи государств в сфере борьбы с преступностью,
возникают и иные проблемы. Например, с передачей преступников из России
дело обстоит по-особенному: некоторые задержанные совершают преступления
прямо в местных изоляторах, чтобы нести ответственность там, а не быть
отправленными на Родину. В других случаях преступники пытаются начать
процедуру принятия российского гражданства, в связи с чем экстрадиция
затягивается.
Многие современные ученые также считают, что заключенные двухсторонние
соглашения между государствами, которые входят в СНГ, не всегда в полной
мере соответствуют Международному Пакту от 16.12.1966
года “О
гражданских и политических правах”.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, я сделала вывод, что
институт экстрадиции в СНГ находится все еще на стадии развития и требует
большего изучения для его совершенствования.