Правительство планирует потратить на «агрессивное развитие инфраструктуры» 22 трлн рублей за 9 лет

Правительство разрабатывает план развития инфраструктуры до 2030 года, стало известно Forbes Стратегия «Агрессивное развитие инфраструктуры» стоит более 22 трлн рублей и предполагает развитие в России 41 агломерации, создание «городов-турпродуктов», решение политически рискованной проблемы экологии и выделение каждой семье «еще по одной комнате».
Forbes стали известны подробности правительственного плана по агрессивному развитию инфраструктуры, разработку которого курирует зампред правительства Марат Хуснуллин. Подлинность материалов подтвердил федеральный чиновник. По словам источника, впервые документ был рассмотрен рабочей группой под названием «агрессивное развитие инфраструктуры» месяц назад, сейчас он дорабатывается. Представитель Хуснуллина отказался от комментариев.
Группа Хуснуллина «агрессивное развитие инфраструктуры» — одна из пяти, которые в начале этого года сформировал премьер Михаил Мишустин для составления программы социально-экономического развития до 2030 года и назначил ответственных среди своих заместителей. Помимо группы Хуснуллина, к примеру, работают группы «новая высокотехнологичная экономика», «новый общественный договор», «национальная инновационная система» и «клиентоцентричное государство». Работать с планом планируется по принципу «только change и disrupt», а общая программа выглядит «очень модно», цитировал The Bell одного из собеседников в правительстве.
План по агрессивному развитию инфраструктуры пока оценивается минимум в 22 трлн рублей. Это средства федерального бюджета, регионов, бизнеса, банков и институтов развития. В числе источников есть и инфраструктурные кредиты на 500 млрд рублей, которые ранее в своем послании Федеральному собранию упоминал президент Владимир Путин. Для сравнения — на все нацпроекты планировалось потратить сначала до 2024 года, а сейчас до 2030 года 25,7 трлн рублей. То, что теперь лишь часть плана сравнялась по стоимости с бюджетом всех нацпроектов, объясняется тем, что сейчас рабочие группы прописывают объемы финансирования «по максимуму» и они не подтверждены, говорит источник, близкий к рабочей группе. «Каждую неделю планы обсуждают в «бункере», — добавил он. Речь идет о помещении у гостиницы «Украина», в котором кабмин создал координационный центр управления нацпроектами.
Полная стоимость проекта пока не определена, проекты меняются. «Цифры вообще ничем не подтверждены пока», — подтверждает федеральный чиновник.
Из версии плана, которую изучил Forbes, следует, что чиновники отталкиваются от мысли, что человек — главный капитал для страны, а инфраструктура — это экосистема. Сам план состоит из пяти направлений. Это сбалансированное пространственное развитие, развитие «новых жилищных возможностей», инфраструктурный прорыв, новый ритм строительства и решение экологических проблем. Самый рискованный раздел, генеральная уборка и новая политическая организация Раздел «Экология» единственный, для которого отдельно прописаны риски, в том числе политические. По данным регионов, которые собрали в правительстве, по всей России находятся почти 29 000 объектов накопленного вреда — свалки, полигоны и так далее. Но сколько их на самом деле, неизвестно, также нет информации о том, насколько эти объекты опасны. Игнорирование или замалчивание проблемы создает риск социальной напряженности, нет технологических решений, как ликвидировать свалки и другие объекты, говорится в документе. Кроме того, нет резерва на предотвращение ЧС.
Из документа следует, что нужна «генеральная уборка». Рабочая группа предлагает создать систему мониторинга опасных объектов и определить, как бизнес будет перечислять экологические платежи от бизнеса на ликвидацию объектов накопленного вреда. Их надо окрасить и тратить на восстановление экологии, следует из документа. Ранее представитель вице-премьера Виктории Абрамченко указывал, что такой механизм правительство разрабатывает на примере штрафа от аварии в «Норникеле». Сейчас регуляторы действуют ситуативно, как «экологическое МЧС», возмущается источник, близкий к аппарату Абрамченко. В России нет системы и правил, при которых собственнику выгоднее ликвидировать накопленный вред самому, пока предприятие живое, добавляет он.
Кроме того, план предполагает создание единой диспетчерской экологической службы — напротив этого предложения стоит пометка «обратная связь с людьми». Ее прототип фактически был создан в 2020 году при отработке инцидента на Камчатке, сказал источник, близкий к аппарату Абрамченко.
Также нужно стимулировать экономику замкнутого цикла — с обращением и утилизацией отходов, цифровизацией, экологическим просвещением и другими аспектами. Необходимо, в частности, адаптироваться к изменениям климата и внедрять обязательную углеродную отчетность для крупных компаний. До конца 2022 года в России проведут расчеты по адаптации к изменению климата по отраслям и регионам России. И возможно, на это направление понадобится дополнительно более 2,3 трлн рублей, следует из документа.
Еще нужны законы о рекреации и о восстановлении лесов, необходимо развивать экологический туризм и рекреационное рыболовство. Также чиновники предлагают создать «альтернативную прозападным внутриполитическую организацию для поддержки реализуемых инициатив». Подробностей в документе нет. Источник Forbes, близкий к рабочей группе, рассказал, что предлагалось создать альтернативу Greenpeace, WWF и другим экологическим организациям, но поддержку на совещаниях идея не получила.
Агломерации, города-турпродукты и деньги отдельным регионам
Сейчас, как следует из документа, российские города проигрывают на мировом рынке инвестиций, технологий и талантов, а разница в развитии между богатыми и бедными регионами растет. В итоге талантливая молодежь уезжает в российские мегаполисы или за границу. Чиновники хотят, чтобы уже в этом году в России выбрали, где будут строить 41 агломерацию. В появлении таких агломераций они видят решение проблемы отсталости регионов. Согласно плану, они появятся к 2030 году, в них будут жить 60 млн человек (чуть меньше половины населения России), в 15 агломерациях темпы экономического роста будут выше среднероссийского.
Агломерации будут развивать там, где есть университет, а численность населения более полумиллиона человек. К ним, к примеру, помимо Московской и Санкт-Петербургской, чиновники относят Калининградскую, Ярославскую и Самаро-Тольяттинскую агломерации. Для их развития нужны в том числе реструктуризация кредитов регионам и выдача инфраструктурных кредитов, следует из материалов. В каждой агломерации будут опорные населенные пункты — малый город или сельский населенный пункт, обеспеченный всеми видами инженерных и социальных услуг и характеризующийся высоким уровнем благоустройства и транспортной доступностью территорий, расположенных в 50-километровой зоне от него. К 2024 году более 3,5 млн человек, которые живут в деревнях и небольших городах в 50 км от опорных населенных пунктов, получат доступ к новой инфраструктуре, а к 2030 году — более 15 млн человек, сказано в документах.
Количество регионов-доноров вырастет, согласно плану, в полтора раза. По данным АКРА за 9 месяцев 2020 года, в России было 36 регионов-доноров — они не получали дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, а наоборот, отдавали в федеральный бюджет налогов и сборов больше, чем получали.
В документах также говорится о планах по созданию «городов-турпродуктов» и улучшению условий для инвестиций в туризм. В этом году, следует из плана, могут быть запущены чартеры в пять курортов России из городов без прямого сообщения, а также появятся программы детских туристических поездок.
Отдельно чиновники правительства планируют выделение средств на развитие Дальнего Востока, Кавказа, Крыма и Севастополя и Калининградской области. Больше всего по плану может получить Крым и Севастополь — почти 2 трлн рублей. источник