Нужен ли предмет "Астрономия" в школе?
Астрономия - древняя наука, изучающая законы звезд, пришедшая к нам из Древней Греции. Она преподавалась в эпоху Российской Империи в школах и техникумах, благодаря стараниям Петра I и западной направленности его внутренней политики. Примечательно, что уже в XIX веке астрономия была объединена с физикой в программе школьного образования.
А после, во времена Советского Союза, преподавание астрономии продолжалось соответственно идеологическим постулатам партийной верхушки. Польза астрономии в СССР обусловлена антирелигиозной политикой ЦК КПСС, которая старалась всячески истребить религиозные начала в мировоззрении советского гражданина. Церковь во все времена считалась мощнейшим аппаратом власти, влиявшим на жизнь человека, диктующим свои проповеди, которые обещали всеобщие блага и успокоение для человеческой души после смерти, при соблюдении законов Божьих. Поэтому предмет "Астрономия" виделся полезным для советского образования, которое признавало лишь одну религию - партийную идеологию.
В 1993 году предмет "Астрономия" исчезает из школьной программы, но не в обязательном порядке, а по желанию административно-управленческого персонала каждой школы. Многие общеобразовательные учреждения России и других стран СНГ исключили "Астрономию" из школьной программы в силу отсутствия финансирования со стороны государства. Под финансированием подразумеваются квалифицированные учителя, а также техническое оборудование для проведения занятий (телескопы, измерительные приборы, карты с небесными телами). В 1990-е годы "Астрономия" преподается на уровне факультативных занятий в отдельных общеобразовательных учреждениях.
Возвращение науки о небесных телах происходит лишь в 2017 году, когда Министерство образования вернуло "Астрономию" в школы, но даже сейчас ее не представляется возможным сдавать как отдельный предмет в ЕГЭ, поэтому все знания о предмете были внесены в экзамен по предмету "Физика". В отличие от общеобразовательных школ, частные и онлайн-школы с энтузиазмом вводят курсы по астрономии и даже проводят по ней олимпиады среди 5-11 классов. Это обусловлено неподдельным интересом детей и подростков к космосу и его явлениям, которые не могут оставить равнодушным даже взрослого.
Действительно, что может быть увлекательнее, чем узнать о строении Солнечной системы, в которой мы лишь пылинки или о чудовищной силе всепоглощающей черной дыры? Роль астрономии в развитии цивилизации сложно переоценить, даже если не упоминать достижения космонавтики, которые так важны для нашей страны. Для школьников "Астрономия" безусловно стала бы любимым предметом наравне с "Физической культурой" и "Технологиями", ведь как интересно отвлечься на знания о Солнце и звездах, астероидов и метеоров, спутников и комет. Возможно, астрономию исключили из обязательных предметов школьной программы, потому что человечество еще не разобралось в законах Вселенной и не постигло правила действительности, в которой мы находимся.