Литераторы, достигшие славы после смерти. Часть 3.
Германоязычный след.
Нынешние герои имели разное социальное происхождение и религиозные ценности, с детства испытывали влияние окружающей внешней среды, что сформировала их мировосприятие, повлиявшее на творчество. Первый, даже не успев отредактировать написанное, уже пытался "пристроить" пьесу в какой-то из театров, но, почти всегда, получал отказ. Второй боролся за каждый, вплоть до рукоприкладства, выброшенный цензором, абзац. Третий же, к своему творчеству относился равнодушно. Писал в стол, не предполагая, что его грустные истории найдут своего читателя. А объединяло их, не только повествование на одном языке, но и появление на свет, в городах, овеянных мистической славой. И к потустороннему они относились с пиететом, надеясь найти там нужные ответы, но оно их подавило и поглотило.
Полное имя: Генрих фон Кляйст.
Количество прожитых лет: 34.
Причина смерти: самоубийство.
С детских лет Генриху было уготовано быть, либо офицером прусской армии, или стать чиновником средней руки. Но, не ощущая себя, частью этих сообществ, пожелал зарабатывать на жизнь литературным трудом, что повлекло непонимание и разрыв с родными. А сама идея, казалась авантюрой чистейшей воды, ибо европейскими умами уже овладели Гёте, Байрон и Шиллер, а "конкурирующей фирмой" был, получивший популярность, Гейне. Жажда непознанного, привела Генриха к увлечению оккультизмом. Сидевшие за ломберным столом пытались вызывать духов знаменитостей. Но почившие деятели прошлого, по всей видимости. Не смогли молодому автору дать "дельных" советов, как достичь богатства и славы. Разочарование и скептицизм стали верными спутниками фон Кляйста. Будучи от природы человеком впечатлительным и нервным, будущий классик, оказался скрытым суицидником. Навязчивая идея не раз посещала литератора. Необходим был лишь спусковой механизм, что запустил бы маховик обратного отсчета. Таковым стало знакомство, с быстро угасавшей поэтессой Генриэттой Фогель. Молодые люди подружились и сговорились совершить совместное самоубийство, что поздней осенью и было успешно осуществлено.
О Генрихе фон Кляйсте вспомнили ближе к концу 19 столетия, когда в объединенной Бисмарком Германии, начался очередной виток подъема национального самосознания. Новым романтикам нужны были свежие идея и кумиры, каковым стал и Кляйст. В его честь стали организовывать литературные и музыкальные фестивали, а также назвали премию за вклад в развитие немецкой литературы. В период Веймарской Республики, местные литераторы считали ее получение престижней, чем Нобелевской. Теперь же воспринимают, как награду за новый взгляд на место Германии в мире.
Полное имя: Эрнст Теодор Вильгельм (Амадей) Гофман.
Количество прожитых лет: 46.
Причина смерти: онкология.
Трудно сейчас представить, что автор одной из самых одухотворенных рождественских историй "Щелкунчик", совсем не похожей на садистские сказки, собранные братьями Гримм, при жизни уничтожался критиками за недостаток писательского мастерства, за отсутствие качественной литературной основы, плоскости образов героев. Входя в десятку наиболее известных уроженцев Кенигсберга, много постранствовал по германским землям, ища свое место, под скупым на тепло, местным солнцем. Испытывая отвращение к канцелярской работе, чем славны сыны Пруссии, сменил множество профессий, под коней жизни, став почтовым служащим, что давало достаточно свободного времени. Будучи талантливым музыкантом, наполнял свои мистические истории, своеобразным отличительным звучанием. Мир собственных фантазий был Гофману милее окружающего мира, наполненного стяжательством и несправедливостью. А тяжелые личные драмы и подлость конкурентов воспринимал с каждым разом все более спокойно. Даже в последние минуты жизни, когда вечность уже поглощала сознание, общался, с ставшими родными духами из сочинений. Удивительно, что уничтожавший психологически многих отечественных авторов, своими мерзкими статьями Белинский, восторженно отзывался о творчестве Гофмана.
Полное имя: Франц Кафка.
Количество прожитых лет: 40.
Причина смерти: туберкулез.
Благодаря нарушившему обещание, душеприказчику Максу Броду, мир узнал имя уроженца пражского Йозефова. За то, чтобы назвать его своим, долго боролись Чехия, Австрия, Израиль и Германия. И каждая представляла весомые аргументы в свою пользу. Место рождения, подданство, национальность и язык общения с читателем. Но как все, внесшие свой, особый вклад в литературу, Кафка и его наследие, не могут принадлежать кому-то в отдельности. С младенческих лет, наслушавшись жутких средневековых историй из жизни гетто, в душе будущего новеллиста поселился страх. Без Франца невозможно представить литературу двадцатого века, что испытала на себе множественные влияния, узнав большое количество чудаков, посетивших сей мир. Практически не покидая территории Австро-Венгрии, Кафка сумел разглядеть в мещанском болоте предпосылки "казарменного коммунизма", черты которого описал с потрясающей достоверностью, где любой авантюрист, без должного образования, например, трактирщик или посудомойка, вознамерится управлять государством. Творческая личность будет уничтожаться. Самооговор, под пытками, станет главным аргументом виновности, людям запретят перемещаться, даже внутри страны, а пойманные, особой спецгруппой, приговариваются на изоляцию и отделение от общества. И очевидно, что носитель таких знаний долго бы на свете не протянул. Поселившийся страх и собственный мир достаточно быстро уничтожили своего создателя.