Кельбаджарский Ашуг Шамшир
РАССКАЗ ТельмАна Керимли
Во Дворце Гейдара Алиева в Баку 25 марта 2017 года прошёл вечер, посвященный творчеству легендарного кельбаджарского ашуга Шамшира. Видный представитель азербайджанской ашугской поэзии XX века Ашуг Шамшир Гурбан оглы Годжаев родился в селе Дамирчидам Кельбаджарского района. Его отец-Ашуг Гурбан был знатоком азербайджанской лирики и дружил с известным мастером слова Ашугом Алескером. Именно он одобрил первые поэтические строки молодого ашуга.
Многие стихотворения поэта, построенные в виде диалога между возлюбленными, являются лучшими образцами любовной лирики азербайджанской литературы.
Им создан ряд произведений на фольклорные сюжеты, в которых он призывает людей к просвещению.
В его стихах описан удивительный мир родной природы, в котором люди, животные, растения, предметы окружающего мира представлены в живой гармонии с мирозданием. Словно цветы улыбаются, речки горные журчат, обнимая камни на пути, звезды молятся и дают надежду, родники тихо шепчут, озера скрывают тайны и легенды.
Ашуг Шамшир мастерски исполнял ашугские напевы, создал свою школу, воспитал более 40 известных ашугов.
Первый поэтический сборник Ашуга Шамшира вышел в 1959 году. Затем издавались другие книги: "Гошмалар","Избранные произведения","Песня гор","Стихотворения","Наставления" и т.д.
Он создал стихи во всех поэтических формах, присущих ашугской поэзии: гошма (стихи с парными рифмами,), мюхаммас (пятистишия, герайлы, дивани и т.д.
Творческое наследие Ашуга Шамшира, создавшего крепкий мост между классической и современной ашугской поэзией, отличается богатством содержания и красотой формы. Эти формы стиха мы можем заметить в творчестве Ашуга Алескера. Но встречаются и в наследии Ашуга Шамшира:
Эти локоны аркан, взоры капризны,
Проявил любовь, стал влюбленным,
Сама очень печальна, губы-сахар,
Язык сладок, словно мёд...
Шамшир использовал форму "цветочная рифма" и добился создания ценных образцов словесного искусства:
Я сказал: Мое горе просит ту сладкую,
Сказала: Почему твое тело поразило землетрясение?
Я сказал: Давай возьмемся за руки в этом саду,
Сказала: Это строение старости...
Следует добавить, что он создавал именно в парнорифмованных стихах (гошмах), в трудной форме ашугской поэзии: закрытые строфы, и строфы, при произношении которых не смыкаются губы.
Для передачи общественных, любовных настроений, природной лирики, а также нравственно-дидактических мыслей ашуг использовал жанр герайлы. Вот пример таджнис герайлы Ашуга Шамшира:
Любовь возлюбленной
Тебя заарканила,
Тебя заарканила.
Я сказал, душа моя,
Теперь поцелуй губы любимой,
Теперь поцелуй губы любимой.
А нравственно-дидактические умонастроения больше всего передавались в жанре дивани:
Послушай, о чём поведаю тебе, ашуг,
Если дозволено тебе будет,
Найдёшь богатство от того,
Что тебе даст народ, ашуг.
Найди себе друга, который обелит тебя, ашуг,
Сторонись предателей, здодеев и коварных, ашуг.
Ашуг Шамшир писал в жанрах мюхаммес (пятистишия), таджнис, рубаи, а также баяты. В последних мало используются шаблонные выражения, и состоят на игре слов, являясь оригинальными образцами искусства:
Выстроены многие печали,
Разожги, сожги печали,
Боюсь, расстанусь я с тобой,
В душе останется печаль.
Здесь каламбур построен на словах, сходных по форме. Так в оригинале стиха слово "qala" в первой строке означает "много",то же слово во второй строке-в значении "сжечь",а в четвертой строке-"остаться",создают игру слов и образуют единство по форме и содержанию.
У меня, влюбленного, душу отняла,
У меня, жизни душу взяла,
Брови твои-вражеские палачи,
Глаза, отнимающие душу.
В этом баяте глаза и брови возлюбленной взяты как основной элемент и игрой слов в рифмах создан таинственный и пленительный образ.
Оделась ты в шелка,
Не выпадай ты в глубокие реки,
Если посмотрит соловей, кровью обольется,
От шипов на цветке.
Творчество Ашуга Шамшира высоко ценили выдающиеся азербайджанские литературоведы, поэты, писатели.
Народный поэт Залимхан Ягуб вспоминал: Я был знаком с Ашугом Шамширом с 1970 года. Именно тогда он пригласил меня к себе в Кельбаджар. Это был необычайной души человек. Таких я больше не встречал. С тех пор я принимал участие на всех мероприятиях, связанных с Ащугом Шамширом. Считаю его одним из величайших поэтов двадцатого века.
Большую роль в судьбе Шамшира сыграла встреча с известным поэтом Самедом Вургуном (1906-1956). Сын ашуга Гамбар Гурбанов вспоминал:
Мы с отцом были очень близки. Мы были как братья. Во время Великой Отечественной войны все те,кто уходил на фронт из нашего Кельбаджарского района, приходили к нему за благословением...
Особо помогла в становлении отца ашугом-поэтом дружба с Самедом Вургуном...
Этих двух поэтов, Вургуна и Шамшира, сближали и роднили страстная любовь к устному народному творчеству, связывала не только творческая, но и человеческая дружба. Образ жизни Шамшира во многом изменился под влиянием Самеда Вургуна, который посвятил ему стихи:
Ашуг Шамшир на тропах Далидага
Спроси у скал певучих обо мне,
Понятна мне ашугская отвага,
И стих, и саз прияны оба мне.
Покрыта даль накидкою венчальной,
Пускаюсь в путь обратный, путь печальный,
Вургун-лишь гость, однако не случайный,
И здесь не позабудут обо мне...
До конца жизни Ашуг Шамшир жил в родном Кельбаджаре. Скончался 10 февраля 1980 года.