Азербайджанская поэзия ашугов.Продолжение.
РАССКАЗ ТельмАна Керимли
Ашугское искусство является одной из древних составляющих азербайджанской музыкальной культуры и представляет устное творчество. Традиционные азербайджанские свадьбы, народные праздники и обряды были связаны с ашугским исполнительством.
Основные темы ашугского искусства: прославление духовных ценностей и добрых дел, природа, верная любовь, свобода и героизм народа, история и борьба с внешними врагами.
В результате активной политики руководства Азербайджана, направленной на развитие и пропаганду ашугского искусства, в 2009 году оно включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В Азербайджане создан Международный центр мугама, который пропагандирует ашугскую музыку, организовывает концерты и вечера ашугской музыки, а также проводит научно-теоретические дискуссии. По данному направлению. Этот центр дал также старт новому он-лайн проекту "Жемчужина ашугской музыки".Первый выпуск проекта посвящен ашугам Кельбаджара.
Среди них-кельбаджарец, ашуг Аллахверди Али оглы Аллахвердиев (Аллахверди Гямкеш), родившийся в селе Шапылар в 1933 году. Его отец Али дружил с известными ашугами района и Аллахверди познал тонкости ашугского искусства у таких мастеров, как Шамшир и ученик Алескера-Агаяр. Вскоре Аллахверди становится известен под псевдонимом Гямкеш (Сочувствующий), как в Азербайджане, так и за его пределами-в Дагестане, Грузии и Средней Азии.
В апреле 1993 года Аллахверди Гямкеш вместе со всеми кельбаджарцами был изгнан армянскими оккупантами из родного края, так и не дожил до его освобождения.
В 2008 году вышла книга "Поэт-ашуг Аллахверди Гямкеш в воспоминаниях" с предисловием Эльхана Мамедли, знатока ашугского искусства, кандидата филологических наук.
Но среди ашугов особое место занимает АШУГ АЛЕСКЕР (Алескер Алимамед оглы,1821-1926), творчество которого представлено в рамках проекта Вечера ашугской музыки в Международном центре мугама 16 февраля 2018 года.
Алескер родился в селе Агкилиса Эриванского ханства. Это по соседству с нынешним Кельбаджарским районом. Стал самым знаменитым ашугом Азербайджана XIX-начала XX веков.
Благодаря своему яркому таланту, страстным, бескомпромиссным произведениям, он сумел подняться на вершину азербайджанской поэзии. Он писал стихи, создавал на них ашугские напевы, и сам же виртуозно исполнял их на сазе, хорошо владел формами ашугской поэзии. Темы его творчества были разнообразны. Со временем усиливались социальные мотивы. Он создал и руководил Гейсинской школой ашугов XIX-XX веков. Его учителем-устадом был известнейший поэт того времени ашуг Алы. Алескер вырастил и воспитал более 170 учеников-ашугов.
Репертуар Алескера состоял из множества классических дастанов и ашугских напевов, суть которых заключалась в описании тяжелой доли рабочего люда, революционных событий тех лет, реалистических сцен крестьянской жизни и красоты природы.
ВАжное место занимает тема любви и дружбы. В его стихах выражена глубина человеческой души, его чувства. Разнообразны ег лирические гошмы, задушевные любовные стихи и созданные им образы прекрасных женщин:
Красавицы, есть просьба у меня:
Пусть милая, скажите ей,не пляшет,
Ей,молодой, охота поплясать,
Но пусть среди чужих людей не пляшет.
Пусть меньше будет распрей и скорбей,
Пусть каждый будет с ровнею своей,
Над розой пусть кружится соловей,
Пусть рядом с розой сыч-злодей не пляшет.
Мне красоту изустно восхвалять,
Язык-моё перо, а грудь-тетрадь,
Не больше сил, устал я петь-играть,
А твой гранат в горсти моей не пляшет.
ИЛИ ТАКИЕ СТИХИ АЛЕСКЕРА:
Увидели осень-увяли сады,
Цветы показались весной и пропали,
Кто пил да блудил, те дошли до беды,
Сгорели от жажды хмельной и пропали.
Кто честно поднимется-не упадёт,
Кто бедным поможет, прославится тот,
Обманщик, завистник и не доброхот,
Познались с самим сатаной-и пропали.
В период с 1930-х годов ашугская музыка попала под жесточайший контроль государства. Перекрывается ее доступ на международную арену. Её насильно утверждали как примитивное искусство, но интерес к ней не исчез. Благодаря усилиям ЮНЕСКО ашугская музыка возродилась в 1970-е годы. В 1971 году в Москве, в 1973-м-в Алма-Ате, в 1978 и 1983-м годах в Самарканде прошли первые международные симпозиумы и фестивали традиционной музыки.