Очередная реформа института банкротства: особенности и последствия будущих нововведений

415 просмотров
93 дочитывания
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В текущее время в Государственной Думе находится законопроект № 1172553-7, направленный на реформирование института банкротства, разработанный во исполнение п. 1 перечня поручений Президента РФ по вопросу совершенствования института банкротства от 05.12.2019 № Пр-2485.

Новеллы направлены на комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства), в том числе на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц. Предлагается совершенно новый самостоятельный вид процедуры банкротства – реструктуризация долгов.

Законопроект отменяет такие процедуры института банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, так как указанные механизмы редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.

В связи с эпидемиологической обстановкой и экономической нестабильностью в современном мире попасть в сложное финансовое положение не сложно. Справиться с экономическими проблемами помогает отчасти действующее федеральное законодательство о банкротстве в части финансовых задолженностей.

В соответствии со статистикой ЕФРСБ (bankrot.fedresurs.ru) за 2019 – 2020 годы доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%; доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились – 60%; доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2%.

В целом процедуры, применяемые в деле о банкротстве, длятся порядка 2,5 года, а зачастую значительно дольше. Для сравнения: в США средний срок их проведения составляет около 1 года.

В законопроекте предлагается достаточно большой перечень нововведений, отчасти есть позитивные, есть и негативные.

Предусмотренный действующей редакцией Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» механизм продажи имущества должника не позволяет достичь заявленных целей из-за продолжительности проведения мероприятий, необходимых для его продажи (до года-полтора). То есть процедура продажи имущества на торгах будет выглядеть следующим образом: проводятся два этапа с фиксированной ценой, если сделки нет, следующие этапы идут на понижение стоимости лота (имущества). Такая задача в целях предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника направлена на снижение расходов на проведение торгов, ускорения сроков их проведения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися. Кроме того, для проведения торгов предлагается перейти к электронным площадкам (маркетплейсам) вместо публичного предложения.

В систему нововведения вводится разделение должников по уровню доходов:

  • физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, чья стоимость активов составляет не более 300 000 000 рублей и с годовым доходом не более 800 000 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели и юридические лица с доходами от 800 000 000 рублей до 2 000 000 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели и юридические лица с доходами свыше 2 000 000 000 рублей.

Парламентариями предлагается совершенствовать порядок расчета и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим с учетом необходимости повышения их мотивации, гарантий их независимости при утверждении арбитражным судом в деле о банкротстве, прекращения со стороны арбитражных управляющих практики затягивания сроков проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также для обеспечения баланса прав и законных интересов участвующих в деле о банкротстве лиц. Размер фиксированной суммы вознаграждения арбитражным управляющим в зависимости от процедуры банкротства и порядок ее выплаты (единовременно или ежемесячно), а также суммы процентов по вознаграждению.

Такие новшества принесут для физических лиц дополнительные затраты. В частности, повышение стоимости услуг арбитражных управляющих значительно скажется на саму процедуру банкротства для граждан. Если стоимость услуг арбитражного управляющего на сегодня зафиксирована в размере 25 000 рублей, то после поправок цифра вырастет в 4 раза. Изменятся «гибкие» проценты, которые зависят от стоимости имущества, проданного на торгах (текущее значение составляет 7%, запланированное –10%).

Еще одно нововведение. Законодатель арбитражных управляющих тоже делит на три группы по аналогии с группами должников. Здесь упор идет уже на стоимость услуг арбитражного управляющего, например, для первой группы должников (чей годовой доход составляет не более 800 000 000 рублей) расходы обойдутся в 100 000 рублей, для второй – 300 000 рублей, а для третьей – 500 000 рублей.

Планируется создание единого государственного реестра арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который будет работать по балльной системе, иными словами, у кого больше баллов, у того лучшая оценка. Соответственно, «монополисты» в первую очередь сами будут выбирать ту или иную процедуру банкротства. Такая система не вжиться в правоприменительную практику из-за отсутствия понятной прозрачной структуры формирования госреестра, принципов формирования и начисления баллов.

Таким образом, декларируемая суть новелл – это всего лишь смена курса со списания долгов на их реструктуризацию, улучшение условий для всех сторон процесса и так далее, тем самым не отображает нововведения в нормативном акте.

Источники:

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Поручение Президента Российской Федерации от 05.12.2019 № Пр-2485 по вопросу совершенствования института банкротства;

Законопроект № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

А Вы воспользовались процедурой банкротства?

Проголосовали:23

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

12 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 12
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые