Владимир
ВладимирПодписчиков: 4879
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.2М

Россия-Китай: что такое КВЖД, когда и для чего ее начали строить, и чем это закончилось?

208 просмотров
83 дочитывания
19 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Инженер. Расстёгнут ворот.

Фляга. Карабин.

— Здесь построим русский город,

Назовём — Харбин.

А.Несмелов. «Стихи о Харбине»

3 июня 1896 года был подписан Российско-Китайский договор, согласно которому Китай позволил России строить Китайско-Восточную железную дорогу, которая шла от Читы до Владивостока и Порт-Артура и де-факто являлась продолжением Транс-Сибирской железной дороги.

Договор был подписан в Москве. Туда, на коронацию императора Николая II приехал Ли Хунчжан, представлявший на празднестве Китай. Он и подписал этот договор со стороны Китая. За Россию подписались министр финансов С.Ю. Витте и министр иностранных дел России А.Б. Лобанов-Ростовский.

Новая железная дорога должна была дать России современный транспорт на Дальнем Востоке. Перевозка людей, товаров. Первая статья договора между Россией и Китаем предусматривала создание военного союза между Китаем и Россией при нападении Японии на Россию, Китай или Корею. Дорога была одним из замыслов Сергея Юльевича Витте, он предполагал, что мощь России должна прирастать не только Сибирью, но и Дальним Востоком.

36 лиц, отвечавших за контроль над КВЖД. 1903~1910 гг.

Когда начали строить Транссибирскую магистраль, предполагалось, что она свяжет Восток и Запад России, позволит развивать промышленность на Дальнем востоке, даст толчок промышленному развитию целого ряда регионов Сибири и Дальнего Востока.

Вначале было несколько стратегических вариантов прокладки железной дороги. Рассматривались два варианта постройки от Иркутска или Читы. По одному вариант следовало строить дорогу по российской земле, мимо Байкала, вдоль Амура и далее на юг до Владивостока. Второй вариант предполагал строительство через земли северного Китая, по Маньчжурии — до Владивостока и Порт-Артура. Выиграл именно этот вариант — он был намного дешевле и позволял построить дорогу гораздо быстрее.

Служебный салон-вагон КВЖД. Модель 1902 г.

Согласно подписанному в 1896 году межгосударственному договору, Маньчжурская железная дорога принадлежала России и обслуживалась российскими подданными. Постройка этой важнейшей транспортной артерии увеличила влияние России на Дальнем Востоке. Эта стройка убедила английских «друзей» России начать подготовку войны против России руками Японии.

Поражение России в Русско-Японской войне 1904—1905 годов поломало все планы развития России на Дальнем Востоке, хотя дорога отлично функционирует вплоть до нашего времени. Увы, дорога уже много лет как не принадлежит России.

После окончания Гражданской войны Маньчжурская дорога была переименована в Китайскую восточную железную дорогу (КВЖД). Вплоть до осени 1928 года на дороге продолжали работать советские граждане, но в 1928 году началось обострение отношений между Китаем и РСФСР.

10 июля 1928 года китайские войска захватили КВЖД, свыше 200 советских работников дороги были арестованы, а 35 были депортированы в СССР. Начиная с этого времени на КВЖД время от времени происходили боестолкновения. Наконец 12 октября 1929 года СССР начал возвращение КВЖД под управление советской администрации. Этот процесс назвали конфликтом на КВЖД.

Мост через реку Сунгари.

С нашей стороны действовала Особая Дальневосточная Армия (ОДВА), с другой стороны — белокитайцы и вооруженные ими отряды белогвардейцев. Боевые действия начались на реке Сунгари (Сунгарийская наступательная операция). В ходе боев советские канонерки, мониторы и бронекатера подавили огонь белокитайских береговых батарей, а советские войска высадили десант, разбив и отогнав белокитайцев от берега.

В ноябре началась Маньчжуро-Чжалайнорская наступательная операция, в ходе которой белокитайские войска, построившие укрепрайоны на КВЖД, были разгромлены и отогнаны от железной дороги. В этих боях отличились танки МС-1 (Малый сопровождения пехоты), прорвавшие оборону белокитайцев, под прикрытием которых красноармейцы смогли прорвать хорошо организованную противопехотную оборону противника.

После взятия советскими войсками Чжалайнора и Маньчжоули конфликт оказался закончен и в декабре 1929 года в Хабаровске Китай и СССР подписали Хабаровский протокол, по которому боевые действия на КВЖД закончились и КВЖД снова стала советско-китайским предприятием. Вскоре нормальная работа КВЖД была восстановлена.

Китайско-Восточная железная дорога в районе Харбина

Однако в 1931 году Маньчжурия была оккупирована Японией. После многочисленных провокаций в 1935 году СССР продал Маньчжоу-Го свою долю КВЖД. Во время японской оккупации железнодорожная колея дороги была перешита на более узкий европейский стандарт (1435 мм).

С 1945 до 1952 года КВЖД оставалась в совместном советско-китайском владении, а 31 декабря 1952 года дорога была безвозмездно передана во владение Народному Китаю.

Так, увы, закончилась история КВЖД. К сожалению, идеи Сергея Юльевича Витте по развитию и усилению России на Дальнем Востоке были реализованы совсем не так, как он планировал. А жаль — если бы России в конце XIX века удалось присоединить к себе Маньчжурию, территорию, которая в XIX веке даже формально была не совсем Китаем, а северными территориями, отчасти подвластными центральной власти страны, история могла бы пойти совсем по другому пути.

Источник

интересно?

Проголосовали:20

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

19 комментариев
Понравилась публикация?
18 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 19
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Аркадий
Подписчиков 3795
сегодня, 16:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.7М
Что мы увидим, если развернем сложенный листок?
Подробнее
Неинтересно
0
9
𝓐𝓷𝓪𝓼𝓽𝓪𝓼𝓲𝓪 👱🏼‍♀️🍭
Подписчиков 1433
сегодня, 14:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня хочу поделиться с вами своей ...
Подробнее
Неинтересно
00:15
Поделитесь этим видео
0
57
Максим
Подписчиков 820
сегодня, 13:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.2М
Живут лучше, чем местные.Сегодня напишу историю, которая наглядно показывает, почему «глупые,...
Подробнее
Неинтересно
-4
47
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5253
сегодня, 16:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.9М
Подробнее
Неинтересно
01:17
Поделитесь этим видео
0
24
Аверкова Татьяна Николаевна
Подписчиков 32670
сегодня, 15:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.8М
Здравствуйте уважаемые коллеги, а также гости правового портала 9.111!
Подробнее
Неинтересно
0
55
Шевчук Ирина Владимировна
Подписчиков 1080
сегодня, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Мы заводим собак и кошек, морских свинок и хомячков, кроликов и птичек. Это все наши ...
Подробнее
Неинтересно
00:32
Поделитесь этим видео
0
31
Дарья
Подписчиков 293
сегодня, 14:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг915.6к
2 месяца назад предложили нашему классу экскурсию на кондитерскую фабрику, сына ...
Подробнее
Неинтересно
00:06
Поделитесь этим видео
0
32
Кольбе Ольга Анатольевна
Подписчиков 970
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.2М
Все мы знаем, что для хорошего результата выращивания пионов придется постараться. Не стоит отчаяваться,...
Подробнее
Неинтересно
0
51
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5253
сегодня, 16:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.9М
Подробнее
Неинтересно
00:17
Поделитесь этим видео
0
13
Александр
Подписчиков 8801
сегодня, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.1М
Тепикин Иван Сергеевич, погибший защищая Родину на СВО.Печальное известие получил ...
Подробнее
Неинтересно
0
37
Казак Анатолий
Подписчиков 7111
сегодня, 13:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.2М
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
30
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 20278
сегодня, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.8М
В начале мая обратился в муниципальную клинику, там сразу отправили на платный осмотр протезиста 525 р.
Подробнее
Неинтересно
00:42
Поделитесь этим видео
-1
28
Аркадий
Подписчиков 3795
сегодня, 14:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.7М
Какой бак наполнится первым?
Подробнее
Неинтересно
0
29