Так что же такое Карабах?
РАССКАЗ ТельмАна Керимли.
Название Карабах по-тюркски означает "Чёрный сад".
Примечательно, что географический термин "Карабах" встречается не только в Азербайджане, но и в Карсе (Турция), на Северном Кавказе, в Туркмении, Узбекистане, Афганистане и других тюркоязычных странах. Точно также, в Азербайджане были места под названием "Сурхабский Карабах","Тебризский Карабах" и "Арранский Карабах".
Причина, по которой эти места названы "Карабахом",заключается в различных значениях слова: Черный (Тёмный, Густой) сад,Большой сад, Красивый сад, что было связано с их красивой природой и плодородными землями.
А Карабахское ханство со столицей в Шуше основано в середине XVIII века. Ханы вели переписку с российскими правителями Петром I,Екатериной II и Павлом I.На стыке XVIII и XIX веков ситуация на Кавказе была непростой.
В 1801 году к Российской империи присоединена Восточная Грузия. Особое значение российское командование придавало крепости Гянджа. Генерал Цицианов предложил правителю Гянджинского ханства Джавад-хану сдаться. Получив отказ, русские войска в конце 1803 года подошли к Гяндже, встретив в окрестностях города войска Джавад-хана. Имевшая численный перевес русская армия оттеснила противника к городу и приступила к его осаде.
В ночь со 2 на 3 января 1804 года Гянджа была захвачена. Джавад-хан и его сын погибли, защищая свой город. Ханство ликвидировано, а город переменован в ЕЛИЗАВЕТПОЛЬ.
Интересно, что те,кто продолжал называть город старым именем, подвергался наказанию денежным штрафом в размере одного рубля золотом.
Вместе с Гянджинским ханством русскими войсками было подчинено и Самухское султанатство.
Массовое заселение Карабаха армянами произошло после присоединения к России Северного Азербайджана в результате русско-персидской войны (1804-1813). Согласно подписанным между ними "Гюлистанским договорам" ,более 150 тысяч армян были переселены на азербайджанские земли: на территории Нахичеванского, Эриванского и Карабахского ханства. В основном их заселяли в горной части Карабаха, где размещалась столица Карабаха-Шуша. Потребность в трудовых мигрантах ощущалась именно там-армяне создавали поселения вокруг Шуши.
По статистике 1823 года, из 20 тысяч семей Карабахской губернии армянские семьи составляли 1,5 тысячи.
В ходе русско-иранской войны 1826-1828 годов, после захвата Иревана, армянский католикос Нерсес Аштаракетси подготовил проект о переселении армян в Азербайджан. А.С.Грибоедов также сыграл большую роль в подготовке и осуществлении этого проекта.
В соответствии с п.15 "Туркменчайского договора" (10 февраля 1828 года между Россией и Ираном, переселение армян осуществлено из Ирана в Нахичеван, Иреван и Карабах.
А 21 марта 1828 года император Николай I образовал на этих территорях "Армянскую область",в которую вошёл и город Иреван, где тогда проживали 7331 азербайджанец и 2369 армян.
В 1828-1829 годах туда же переселены 40 тысяч иранских и 90 тысяч турецких армян.
В 1832 году азербайджанцы в Карабахе составляли 64,8%,а армяне-34,8%.Иреванская губерния занимала 3-е место по населению на Кавказе, после Бакинской и Елизаветпольской (Гянджинской)
губерний. По переписи 1897 года там проживало 313 178 азербайджанцев.
Желая разбавить тюркоязычное мусульманское население христианским, русские наместники поселяли армян и в самой Шуше, более того, разрешали армянам строить христианские церкви.
Легенда же армян, что их в начале XVII века в Карабах переселил персидский шах Аббас (1571-1629), не соответствует действительности.
Христианство в этом регионе имело исторические корни задолго до прихода сюда армян: речь идет о Кавказской Албании-древнем государстве, сформировавшемся в конце II-середине I века до н.э.в восточном Закавказье, занимавшем часть территорий нынешних Азербайджана, Грузии и Дагестана.
Однако российские правители насильственно ликвидировали албанскую церковь, и все ее храмы передали армянской церкви. Так была искусственно создана "история" армянской церкви в Карабахе.
Созданную в 1828 году "Армянскую область" в 1840 году вынуждены были спешно ликвидировать из-за сепаратистских действий на этих территориях. Но некоторые армянские историки уцепились за это мимолетное событие в их истории, чтобы назвать весь Северный Азербайджан, в который входило 10 ханств, Восточной Арменией.
В этот же период и позже из-за продолжительных межнациональных конфликтов были уничтожены сотни сёл,населенных азербайджанцами, убиты тысячи людей. Выжившие покидали родные места.
В 1905-1907 годах, армяне, воспользовавшись революционными процессами в России, совершали планомерные акты национальной резни и массового выселения азербайджанцев в Баку, Шуше, Зангезуре, Иреване, Нахичевани, Ордубаде, Эчмиадзине, Газахе и Дживаншире. В эти годы армянами разгромлены 200 азербайджанских сёл в губерниях Иреван и Гянджа,75 сёл в уездах Шуша, Джебраил, Зангезур.
Так что проблема Карабаха имеет многовековую историю и корни. И она приводила ко многим трагическим конфликтам, обостряемым религиозной рознью.
Только в 1918-1920 годах, ещё до установления советской власти в Азербайджане и Армении, в войне, развязанной мусавватистами и дашнаками, была истреблена почти пятая часть жителей Карабаха.
Проблема эта возникала и позже, как правило, именно в те моменты, когда иным руководителям Армении надо было отвлечь внимание общественности от массы нерешенных экономических и социальных вопросов, от собственного негодного стиля и методов работы. Тогда и вносились предложения о передаче Карабаха в состав Армении, под предлогом, что население в основном-армянское, а условия хозяйствования аналогичны условиям в горных районах Армении.
В свою очередь, руководство Азербайджана выдвигало встречное предложение об изменении административных границ Армении, Грузии и Дагестана, исходя из национального состава населения ряда районов этих республик. В пылу споров, разобщающих народы, преданы забвению, что смысл образования СССР состоял как раз в том, чтобы, бережно сохраняя языки, культуры, традиции каждого народа и народности, положить конец национальным распрям, попыткой одного народа доказать своё превосходство над другим.
Сторонники присоединения Карабаха к Армении объединились в т.н.Комитет "Карабах" и добиваются своего официального признания. А обстановка накаляется. Первая вспышка произошла в соседнем с Карабахом Агдамском районе. Националистически настроенным элементам удалось сколотить толпу и повести ее в Аскеранский район Карабаха "наводить порядок".В столкновениях погибли двое, многие пострадавшие госпитализированы. Если бы не решительные действия милиции и сознательных граждан, жертв могло быть гораздо больше.
Карабахское движение детонировало волну межнационального экстремизма в стране, ведь даже на уровне бытового сознания ясно, что последовавшие события, в Фергане, в Абхазии, взаимосвязаны.
Это движение, получившее мощную идеологическую поддержку за рубежом и сочувственный фон в стране, бескомпромиссно замыкает все проблемы только на себя, требуя присоединение Карабаха к Армении без всякого учёта интересов других народов региона.
Но цель, для достижения которой нужны неправые средства, неправая цель (К.Маркс).
Великий азербайджанский поэт Мирза Алекпер Сабир еще в 1906 году призывал к пресечению межнациональной розни, спровоцированной националистами, к интернационализму. Вот что он написал:
К СОГРАЖДАНАМ МУСУЛЬМАНАМ И АРМЯНАМ
Народу правду дать, унылый стон прогнать!
Невежества закон, тупой закон прогнать!
Всё мужество собрать, всю мерзость вон прогнать!
Всех сеющих вражду, всех сплетен звон прогнать!
Сабир! Возьмись и ты тяжелый сон прогнать!
Сограждане! Пора! Идём! Нам по пути!
Пора нам Родину друг в друге обрести!
Деятельность политическая не только не содействует освобождению людей от насилий правительств, но напротив, делает людей все более и более неспособными к той единственной деятельности, которая может освободить их...