Авторское право в индустрии развлечений — как защитить себя артисту
В наш век технологий и развития соц. сетей многие авторы и артисты (особенно начинающие), сталкиваются с проблемой защиты своих произведений. За всю историю человечества, еще со средних веков с развитием искусства, печатного слова, картографии — эта проблема всегда была актуальна. В средние века существовали аналоги авторского права, так называемые "привилегии", дарованные монархом. Только в 1710 году был принят "Статут королевы Анны" защищающий авторов книг, карт и чертежей.
Чем больше становилось способов массового тиражирования, тем больше росла необходимость в защите автора. Так возникла Бернская конвенция в 1886 году (концепция, которая до сих пор используется). В 2014 году в РФ вводится закон на открытые лицензии для бесплатных книг, музыки и других произведений.
К сожалению, от этого проблем не стало меньше, поскольку развиваются технологии, а так же различные способы обмена информацией.
И вот обычный музыкант, поэт, писатель встает перед проблемой — как защитить свое творение не имея знаний в юридических и правовых тонкостях. Ведь всем известны проблемы существующие сегодня. С развитием популярности стриминговых платформ, в том числе Twitch — случился технический парадокс. Правилами сервиса не запрещено исполнять те или иные музыкальные каверы (при исполнении в прямом эфире на свою аудиторию). Известный случай на сегодняшней день с ведущей прямых трансляций AyyTrae
(Источник: Подробнее ➤)Я только что получила email, что могу получить бан за исполнение каверов и нарушение DMCA. Ранее Twitch говорил, что все в порядке, пока я сама воспроизвожу все элементы композиции. Поэтому я играла на гитаре и пела. Но теперь они говорят, что я не могу исполнять каверы.
Я могу играть их вживую, но затем нужно обрабатывать каждый стрим, чтобы удалить музыку — она не должна появляться в записях.
AyyTrae

Действительно, при сохранении записи эфира, кавер должен быть удален. И это действие вполне оправдано законом (ГК РФ статья 1271 и далее), поскольку в России законодательство в этой сфере постоянно обновляется и формируется на основе международного опыта и стандартов права. Нужно привыкнуть в этой сфере действовать только в рамках закона, т.к. любой не значительный для вас кавер (гитарный, вокальный и др), даже музыка на заднем фоне, может обернуться для вас крупными проблемами с законом. И не нужно ругать стриминговые платформы т.к. они действуют в рамках существующего законодательства.
Таким образом лейблы защищают права своих исполнителей и авторов. Заключить договор с лейблом один из способов защитить свое авторское право. На сегодняшний день, существуют лейблы, которые занимаются цифровой дистрибьюцией (кто-то платно, кто-то бесплатно). Здесь существует очень много нюансов — от технических до правовых. Именно поэтому, при заключении договора с дистрибьютером, необходима юридическая консультация. Очень яркий пример, когда договор был заключен не вникая в условия контракта — это история барабанщика Сэнди Нельсона (Nelson Sandy). Он был успешным музыкантом в 50-х годах прошлого столетия, но после автокатастрофы и потери ноги вынужден был прекратить деятельность. Это привело к тому, что по контракту, все права на его творчество перешли к лейблу. Несмотря на то, что его альбомы до сих пор продаются, никаких средств с этого музыкант не имеет, и находится в очень тяжелом финансовом положении играя просто за еду на улицах.

В редких случаях можно встретить и мошенников. Довольно известный случай с группой Badfinger в 70-х годах. При переходе с одного лейбла на другой, группа столкнулась с множеством юридических и финансовых проблем. В результате которых последовали множественные судебные разбирательства. Как финал грустной истории —
распад группы и уход из жизни вокалиста.

Но не стоит отчаиваться, соблюдая несколько нехитрых правил, вы всегда сможете сориентироваться и защитить свои права.
Давайте признаем, что для начинающих артистов самый оптимальный вариант, заключить контракт с дистрибьютером. Дистрибьютер занимается размещением вашего творчества на стриминговых платформах по всему миру (т.к. эта функция доступна только дистрибьютеру).
Для начала, определитесь с каким дистрибьютером вы хотите сотрудничать. Поймите правильно, вы не сможете сразу заключить контракт со знаменитыми лейблами, но есть множество инди-лейблов и дистрибьютеров, которые занимаются стартовыми проектами. Для то того, чтобы это сотрудничество было для вас максимально выгодным и продуктивным, вы должны знать пару незыблемых истин:
- Английский язык. У вас или у вашего знакомого должны быть хорошие познания языка, (не ниже B1 - B2), для того, чтобы общаться с представителем, поддержкой на должном уровне и самое главное, чтобы понимать условия контракта.
- У вас должен быть юрист со знанием того, как работает индустрия развлечений. Может сложиться так, что в контракте будут прописаны условия являющиеся нормальными в мировой практике, но в вашем конкретном случае, вы можете их не осилить ввиду финансовых, юридических и территориальных ограничений.
- Менеджер. Человек, вращающийся и разбирающийся в индустрии развлечений, отлично разбирающийся в финансах (т.к. весь доход артиста будет проходить через него). А это значит, вы должны доверять этому человеку как себе.
Действуйте, работайте по мере сил. Но помните, опубликовав свое произведение, вы становитесь публичным человеком и приобретаете не только права, но и ответственность.