Школьное образование в России как источник наших бед
Вот приходит первоклассник в школу. Его надо научить хорошо читать, писать, считать и ещё много чему. А в классе тридцать учеников или около того. А учебная программа сложная и времени возится с отстающими у учителя нет, и желания нет за маленькую зарплату возится с каждым учеником. И ложится весь груз ответственности за успеваемость первоклассника на его семью.
А семьи у первоклассников разные. Повезёт, если родители, бабушки-дедушки будут учиться в первом классе вместе с ребёнком, будут терпеливы и требовательны. А если не повезёт? А если семья неполная, если взрослые на работе загружены, если родители не понимают важности хорошего образования для ребёнка, если родители пьют и безобразничают? И получается что факт получения ребёнком хорошего образования в нашей стране не закономерность, а чудо невероятное. И уже после первой четверти учительница на родительском собрании «радостно» родителям констатирует, что больше половины первоклашек в классе плохо читают, плохо пишут, плохо считают и что с этим надо что-то срочно делать. Кому делать? Школе? Учительнице? Ни в коем случае! Родителям!
Прекрасно помню как делали уроки с сыновьями в первых классах, хоть и давно это было. Думала что или их прибью, или с собой что-нибудь сделаю. Дальше было легче.
Если родители в первые полгода не смогут «путём невероятных усилий» улучшить школьную успеваемость первоклассника, проблемы у него с обучением начинают расти дальше как снежный ком. Типичная картина в классе после окончания начальной школы — человек пять отличников, человек семь-десять ударников, остальные троечники и двоечники, которым тройки поставили просто так.
Нельзя полностью перекладывать ответственность за успеваемость ученика в начальной школе на семью! Институт семьи в России, и во всём мире, переживает не лучшие времена. Учитель должен работать с каждым учеником, а не только «проходить материал». А для этого не должно быть в классе начальной школы больше двадцати учеников!
Дети приходят в первый класс с разным уровнем подготовки. И валят их в одну кучу. Одни уже хорошо знают, что рассказывает им учитель и им скучно, другие слышат учебный материал впервые и не понимают с первого раза, и со второго, и с третьего. На кого ориентироваться учительнице? Обычно учитель ориентируется на середнячков. Получается, что часть учеников теряет интерес к обучению, а другая часть безнадежно отстаёт. Делить первоклассников в классы по уровню подготовки наше современное государство не хочет, это слишком для него дорого.
А ведь было такое деление в Российских школах.
В старших классах проблема разных уровней подготовки учеников в одном классе становится ещё острее. Что делать если одни ученики приходят в класс чтобы учиться, а другие чтобы весело общаться, отдыхать после вечерних гуляний или просто валять дурака? Что делать если одним физика нужна для поступления в ВУЗ, а другим нет? Конечно есть отдельные учебные заведения в которых классы формируются из отличников и имеют свою специализацию. Но таких школ, гимназий, лицеев мало и просто так туда не переведёшься. Отличника из обычной школы там не ждут и не пригласят. Сколько теряет отличник в классе, если учителю нужно потратить пол урока чтобы класс угомонить и начать что-то объяснять? Много. Наши школы стали местами, в которых мы теряем потенциал нашей страны.
Необходимость объединять учеников с хорошими знаниями понимают в регионах и в городах.
Но всё это носит разовый и случайный характер. Почему сразу не делить учеников в классы по успеваемости, например по результатам ВПР, и не учить в одном классе не сборную солянку, а единомышленников? Надо признать, что в детском спорте селекция ушла далеко вперёд от селекции в школьном образовании. А ведь образование это тоже спорт, и в нём есть свои достижения.
Большая разница в уровне знаний среди учащихся одного класса особенно ярко проявляется в 11-м классе при подготовке к сдаче ЕГЭ.
ЕГЭ замечательная штука и я обеими руками за него. Учитель знает, что отличники сдадут экзамен и без него, а вот троечники, которых в классе большинство, без натаскиваний на ЕГЭ его завалят. Подготовка в школе к сдаче ЕГЭ ориентирована на троечников и середнячков. А что делать отличникам и их родителям? Платить! Идти к репетиторам и платить. Есть конечно отчаянные ребята и девчата, которые готовятся к ЕГЭ сами. Но таких мало. И большинство платит.
Сейчас руководство нашей страны много говорит о борьбе с бедностью и с неравенством доходов населения. И мы видим как идёт эта борьба. Наши школы производят бедняков, и порождают неравенство в уровне образованности как высокопроизводительные конвейеры.
Наша страна в своём развитии повторяет путь США. США великая страна, с огромным количеством лишних людей. Зачем хорошо учить всех? Зачем тратить на это деньги? Хорошо учить надо только элиту и обслугу элиты. Остальных нужно подсадить на пособия, на транквилизаторы, на ЛГБТ**, на наркотики чтобы ни о чём серьёзном не задумывались и не мешались под ногами. Процесс подсаживания населения на пособия с размахом идёт в нашей стране уже второе десятилетие: материнский капитал, льготная ипотека, разнообразные льготы на бедность и на детей, бесплатное питание в младших классах в школах и т.п. По остальному мы конечно от США пока отстаём. Свободная продажа лёгких наркотиков и пропаганда ЛГБТ** у нас пока запрещены. Но это только пока.
Китайская пословица гласит: Дай человеку рыбу и он прокормится один день, дай человеку удочку и он сможет прокормить себя всю жизнь. Пособие-это рыба, хорошее образование это удочка. Удочку наше государство народу давать не хочет. Государство хочет чтобы мы были сильно зависимы от его подачек? Государство не хочет чтобы народ был образованным и богатым?
Не понимаю я почему наше государство экономит на школьном образовании! Не вижу я для этого никаких причин. Непонимание это порождает в моей голове и в головах ещё очень многих людей нехорошие мысли о государственном заговоре. Разговоры о том, что у государства на школьное образование нет денег — враньё!