Плати или умри! Как «Яндекс» убивает российский Интернет и разоряет бизнес

Поисковая система «Яндекс» долгие годы являлась локомотивом развития интернет-отрасли в России. Поисковик поднимал в выдаче «хорошие» сайты и опускал «плохие», давая ориентиры для работы и развития десяткам тысяч предпринимателей, веб-мастеров, журналистов, маркетологов и дизайнеров, занятых в этой индустрии. Сотрудничество строилось на взаимной выгоде: «Яндекс» получал больше качественных сайтов для удовлетворения запросов пользователей, а сайты получали трафик (переходы из поиска по целевым запросам), на котором зарабатывали.
Система начала ломаться несколько лет назад, когда в поиске «Яндекса» стали доминировать их собственные сервисы: «Маркет», «Услуги», «Недвижимость», «Дзен», «Еда» и т.д. Они стали доминировать не потому, что лучше и качественнее конкурентов, а потому что принадлежат к «семейству» «Яндекса». И это было только начало.
В июне 2021 года поисковая система «Яндекс» внедрила целый пакет обновлений под кодовым названием Y1, главный смысл которых – экономия времени пользователя. Эта экономия была достигнута за счет того, что миллионы ответов на запросы пользователей стали публиковаться прямо в результатах поиска. Таким образом из классической цепочки «Пользователь – «Яндекс» – Сайт с контентом» был исключен конечный пункт. «Яндекс» создал для пользователя условия для бесконечного путешествия по результатам поиска без захода на сторонние сайты. Это стало ударом для последних.
По сути, речь идет о монополизации «Яндексом» поискового трафика, в результате которой страдают производители контента: СМИ, интернет-магазины, блогеры, веб-мастера и т.д. На эту пугающую тенденцию для всего интернет-бизнеса уже обратили внимание ведущие интернет-компании России, а также Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Читайте подробнее, как «Яндекс», много лет являвшийся локомотивом развития интернет-отрасли, превратился в раковую опухоль на ее теле.
Кому реально нужны быстрые ответы?
«Яндекс» уже не первый год замыкает пользователя на себя, оставляя за дверью тех, кто стоит за созданием как информационного, так и продуктового контента. Такая же ситуация произошла и с быстрыми ответами, которых в новой версии поиска 130 000 000.
Вот что пишет сам «Яндекс» про данный сервис:
«Быстрый ответ – это элемент поисковой выдачи, который помогает пользователю получить краткий информативный ответ на свой запрос. Алгоритмы «Яндекса» анализируют найденную по запросу информацию и стараются выбрать самый точный и полный ответ. Быстрый ответ не является рекламой и не предназначен для продвижения сайтов».
Суть нововведения хорошо отражена в последнем предложении приведенной цитаты: «Быстрый ответ не является рекламой и не предназначен для продвижения сайтов». В реальности быстрые ответы являются рекламой самого «Яндекса» и направлены на продвижение поисковой системы.
Почему это выгодно для «Яндекса»?
Ответ очевиден: пользователь остается внутри поисковика и продолжает им пользоваться, попутно потребляя многочисленную рекламу сервиса. В новой версии быстрые ответы дополнены ссылками на другие ответы по теме, которые могут полностью удовлетворить интерес пользователя. Заходить на сайты необязательно.

Почему это невыгодно для сайтов?
В данном случае идет фактически кража контента. Качественный и часто дорогостоящий контент создается для привлечения пользователей на сайт с целью продвижения товара или услуги или для заработка на рекламе. Для этого контент как текстовый, так и аудиовизуальный защищается авторским правом. Но даже если владелец сайта прямым текстом пишет в правилах сайта, что любое копирование запрещено, это не мешает «Яндексу» копировать целые абзацы в быстрые ответы (см. скриншот).

И что самое парадоксальное – чем качественнее будет ответ, тем меньше желания будет у пользователя перейти по ссылке на сайт-первоисточник. Сайты теряют трафик, а вместе с ним и деньги, а «Яндекс» наоборот – зарабатывает на чужом бесплатном контенте.
Полезно ли это для пользователей?
В этом также есть сомнения. Например, как быть с информацией, которая требует постоянной актуализации? Не нужно долго кликать в поиске, чтобы наткнуться на устаревшую информацию в быстрых ответах, которые выбирает нейросеть. К примеру, по запросу «статистика по вакцинации от коронавируса в мире по странам» в быстрых ответах статья от 14 января 2021 года, т.е. полностью протухшая и неактуальная информация.

Как «Яндекс» монополизировал Интернет
История замыкания поисковой выдачи на собственных сервисах началась задолго до появления быстрых ответов. Еще в 2013 году поисковик купил сайт о кино Kinopoisk.ru, а в 2014 году популярный сервис по продаже автомобилей Auto.ru. Уже тогда эксперты интернет-бизнеса заговорили о грядущей монополизации рынка. За прошедшие 7 лет «Яндекс» открыл еще десятки сервисов, подвинув в поисковой выдачи некогда успешные независимые проекты. И хотя «Яндекс» заявляет, что не предоставляет собственным сервисам приоритет в поиске, сложившееся положение дел говорит об обратном.
Вот несколько примеров:
«Яндекс». Здоровье (https://health.yandex.ru/)
Сервис о здоровье со статьями о лекарствах и болезнях, онлайн-консультациями врачей и интернет-аптекой сегодня находится на первой строчке выдачи «Яндекса» по большинству тематических вопросов, отодвигая СМИ о здоровье, независимые интернет-проекты и сайты клиник. Доходит до абсурда. По брендовому запросу лекарственного препарата первое место в выдаче занимает «Яндекс. Здоровье», а только потом идет сайт производителя (см. скриншоты).


Чтобы исправить ситуацию, производители вынуждены оплачивать рекламу «Яндексу» по собственному брендовому запросу (см. скриншот). Другого способа конкурировать с монополистом нет.

«Яндекс. Дзен» (https://zen.yandex.ru/)
Сервис для блогеров потеснил в выдаче информационные сайты и СМИ широкой тематики. По данным similarweb.com, из 600 000 000 посетителей в мае 2021 года 10% (60 000 000) пришлось на поисковый трафик. Основными конкурентами «Яндекс. Дзена» стали СМИ и сайты с пользовательским контентом, традиционно «питающиеся» трафиком поисковых систем. Политика «Яндекса» разоряет редакции и вынуждает журналистов переходить на «Дзен».
«Яндекс. Маркет» (https://market.yandex.ru/)
Сервис за несколько лет превратился из агрегатора товарных предложений в полноценный маркетплейс и благодаря поиску «Яндекса» борется за доминирующее положение на рынке. По данным similarweb.com, из 130 000 000 посетителей в мае 2021 года 60% (78 000 000) пришлось на поисковый трафик. Похожие сервисы-конкуренты, а также более мелкие интернет-магазины вынуждены использовать платное продвижение.
В 2017 году за аналогичные действия Европейской комиссией была оштрафована поисковая система Google, продвигавшая в поиске собственный сервис сравнения покупок, попутно понижая позиции конкурентов. Размер штрафа составил 2,4 млрд евро.
«Стратегия Google в отношении службы сравнения покупок заключалась не только в привлечение клиентов, делая свой продукт лучше, чем у его конкурентов. Вместо этого Google злоупотреблял своим доминированием на рынке в качестве поисковой системы, продвигая свой собственный сервис сравнения покупок в своих результатах поиска и понижая уровень конкурентов», – заявила тогда комиссар Европейской комиссии Маргрет Вестагер, отвечающая за политику в области конкуренции.
Google не только выплатил штраф, но и прекратил нарушать европейское антимонопольное законодательство.
Турбо-страницы (https://yandex.ru/turbo)
Нельзя не отметить и «Турбо-страницы» – это технология, позволяющая ускоренно открывать контент сайта в едином интерфейсе на серверах «Яндекса». Переезд на «Турбо-страницы» дает преимущество в поиске, но существенно уменьшает возможности для монетизации трафика, а главное – для дальнейшего взаимодействия с пользователем внутри сайта. Из-за одинакового дизайна посетители «Турбо-страниц» в большинстве случаев не понимают, на каком сайте находятся. «Турбо-страницы» выгодны только «Яндексу», который фактически вынуждает сайты публиковать материалы внутри поисковой системы в обмен на минимальную монетизацию, часто не покрывающую стоимость самого контента.
Используя уникальное положение на рынке, «Яндекс» стремится проникнуть во все сферы, где поисковый трафик может быть использован для продвижения. Стремительный успех «Яндекс. Такси», «Яндекс. Еды», «Яндекс. Лавки» и других сервисов – явное тому подтверждение.
Колдовство «Яндекса» привлекло внимание ФАС
Отдельно хочется сказать о сервисе «Яндекс. Услуги», активное продвижение которого стало поводом для нескольких обращений в Федеральную антимонопольную службу со стороны участников рынка. В сервисе можно заказать услуги у частных мастеров и компаний в своем регионе. «Яндекс. Услуги» стал конкурировать не только с аналогичными сервисами Youdo.com и Profi.ru, но и с представителями малого и среднего бизнеса, которые продвигались в поиске по аналогичным запросам. По мнению участников рынка, честной конкуренции с «Яндексом» не получилось – по большинству запросов верхние строчки поиска занимает огромный блок «Яндекс. Услуг» (так называемый колдунщик).
На сайте Roem.ru были опубликованы скриншоты поисковой выдачи по абсурдным и нетематическим запросам, включающим слово «услуги», где на первой строчке стоял огромный блог «Яндекс. Услуг» (см. скриншот). Сейчас по этим запросам виджет сервиса уже не отображается.

На действие поисковика участники рынка пожаловались в ФАС в августе 2020 года. В числе недовольных оказались крупнейшие интернет-компании России: IVI, Avito, ЦИАН, «Профи. Ру», «Туту. ру», Drom.ru, 2 ГИС и Zoon.ru.
ФАС увидела в действиях поисковика признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и 20 февраля 2021 года вынесла «Яндексу» предупреждение. По мнению ФАС России, ООО «Яндекс» предоставляет сервисам группы «Яндекс» преимущественные возможности по продвижению (привлечению внимания пользователей) сервисов в поисковой системе «Яндекс». Такие действия могут приводить к созданию дискриминационных условий деятельности на смежных с поиском товарных рынках.
До 1 апреля «Яндекс» должен был обеспечить равные условия для присутствия участников рынка на страницах поисковых систем. Однако предупреждение исполнено не было. В связи с чем участники рынка написали открытое письмо в ФАС, которое подписали «Авито», «Автотека», ассоциация «Интернет-видео» (объединяет видеосервисы IVI, OKKO, MEGOGO, Start, Amediateka и ViP Viasat Play), «Дром», «Кассир. Ру», «Промт», «Туту. ру», «Циан», «ЯКласс», IVI, OneTwoTrip, Profi.ru, SkyEng, YouDo.com, Zoon.ru, 2 ГИС.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
«Мы, российские интернет-компании, поддерживаем решение Федеральной антимонопольной службы России, которое обязывает компанию «Яндекс» устранить привилегии при продвижении собственных сервисов в своем поиске.
Почему это важно?
В современной цифровой экономике потребитель сталкивается с большим разнообразием товаров и услуг и конкуренцией их поставщиков. Выбор такого поставщика – интернет-магазина или сервиса – большинство пользователей осуществляет с помощью поисковых систем. Если все поставщики товаров и услуг находятся в равных условиях, то потребитель имеет возможность найти оптимальное по цене и качеству предложение.
Именно этот принцип равенства условий, по мнению ФАС, пытается нарушить компания «Яндекс». Она контролирует поисковую систему и во многих категориях товаров и услуг предоставляет собственным сервисам преимущества перед конкурентами. Потребитель видит в первую очередь сервис «Яндекса», а не наилучший среди доступных на рынке.
Участники интернет-отрасли уверены, что честная конкуренция – важнейший элемент экономического развития общества и государства. Благодаря конкуренции в России сформировался развитый рынок интернет-сервисов, а его ежегодный интенсивный рост доказывает востребованность и доверие к нему со стороны потребителей.
Мы полагаем, что злоупотребление доминирующим положением недопустимо и что пользователи поисковых систем имеют полное право получать объективную информацию обо всем многообразии товаров и услуг, в том числе с помощью инструментов, равнодоступных всем участникам рынка. Мы убеждены, что интересы и потребителей, и бизнеса, и государства в этом вопросе совпадают.
Мы считаем, что результатом предупреждения, вынесенного ФАС России в адрес компании «Яндекс», должно стать установление равных возможностей для честной конкуренции в онлайн-поиске. Призываем компанию «Яндекс» выполнить предъявленные ФАС требования, а государственные органы и деловое сообщество – проконтролировать их выполнение».
Маргинализация малого бизнеса
Наибольшее недовольство участников рынка вызвали так называемые «обогащенные ответы», или «колдунщики» «Яндекса» – яркие виджеты, занимающие значимую часть первой страницы поисковой выдачи, где обычно отображаются сервисы «Яндекса». В апреле по этому поводу была написана еще одна жалоба в ФАС. Представители индустрии красоты жаловались, что «Яндекс» фактически отбирает у них клиентов и передает частникам через «Яндекс. Услуги», а предпринимателям остается только платное продвижение.

Участники рынка в лице Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК) попросили ФАС обязать «Яндекс» производить выдачу по запросам «по единым правилам ранжирования», «не допуская преимущественной демонстрации сервисов лиц, входящих в группу лиц ООО «Яндекс». Также от поисковика требовали публикации условий доступа к техническим, визуальным и иным возможностям по продвижению, в том числе с помощью «колдунщиков».
В июне 2021 года «Яндекс» пошел на уступки и пригласил к тестированию так называемых «партнерских обогащенных ответов» широкий круг компаний. Но это всего лишь уступка, а не решение проблемы.
Рассчитывать на честную конкуренцию в сложившихся условиях не приходится. «Яндекс» уже давно отошел от слогана «Найдется все» и действует скорее по принципу «Мы и есть Интернет – плати или умри». Но главная проблема заключается в том, что из-за несовершенства законодательства ему все сходит с рук. Нет закона, по которому можно было бы оценить правомерность действий поисковой системы в большинстве описываемых в статье ситуаций. Поэтому всегда найдутся люди, которые скажут, что поисковик просто действует в рамках своего коммерческого интереса. Это действительно так, однако если в обычном магазине за обман потребителя предусмотрена суровая ответственность в соответствии с законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», то здесь пострадавшие вынуждены писать открытые письма, собирать подписи и уповать на милость самого «Яндекса».
Из сложившейся ситуации видится два выхода. Первый – строгое законодательное регулирование рынка поисковых услуг с публичным определением правил, не позволяющих монополистам пренебрегать интересами других участников рынка. Второй – полное исключение сервисов «Яндекса» из собственной поисковой выдачи.
Читайте по теме:
ФАС возбудила дело против Яндекса: что это значит для Рунета
Яндекс – не Рунет, Рунет – не Яндекс: ФАС попросила немного равноправия
Какая поисковая система вам больше нравится?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я вообще на хер посылая Яндекс. Лезут во все дыры, как голодные собаки. Живут в Голландии, а кормятся в России.
Ну так ОНИ... же ВСЕ... такие ТАМ и Живут, а мы в...
-здесь!
Никакая ,только новая которая пришла на рынок. Рынок монополизируется, выживают гиганты не зря сбер хотел купить, сейчас свою лажу продвигает агресивно. задолбали .
Последнее время в этом Яндексе, хрен что найдёшь, одна реклама.
А в других браузерах по другому,что ли?Реклама сейчас главная отрасль страны.
Я вообще то про поисковую систему, а не про браузер.
Назойливый как Яндекс! А где Яндекс кстати зарегистрирован? Ну дак не пользуйтесь этим поисковиком.
Самое плохое в яндексе, что не возможно получить информацию, которая нужна тебе, либо предоставляется информация, которая датируется на 5 лет и более, то есть дают информацию на 2011-2013 годы, а это не допустимо в любом СМИ.