Нужна ли восстановительная медиация?
Краткое содержание :
Школа – это срез общества, социальный институт, и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. В последнее время эти конфликты, с одной стороны, участились, а с другой стороны, стали бескомпромиссными. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для обеих сторон.
Школьные конфликты
Школьные конфликты отличаются большой вариативностью и масштабом. Прежде всего они относятся к учебному процессу и личностным причинам социально-психологического свойства. Конфликты ухудшают настроения обучающихся, снижают уровень успеваемости, вызывают нервозность на занятиях, ощущение неудовлетворенности собой, невозможности выражения своей доминанты поведения. В этой связи возрастают значение и важность школьной медиации.
Школьная медиация ‒ это новый взгляд и эффективный подход к урегулированию и профилактике противоречий и проблем на всех «этажах» национальной системы образования. Школьную медиацию можно применить ко всему спектру способов взаимодействия детей, подростков и молодежи в целом, как внутри своего окружения, так и с другими возрастными группами.
В настоящее время медиация в области образования используется во многих странах мира, и спектр проблем, решаемых данным способом, безграничен. В США, Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Австрии и других странах накоплен достаточный опыт разрешения школьных конфликтов с помощью медиативных процедур.
Способы решения конфликтов
Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системы образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы. Но является ли это эффективным результатом, когда конфликтные ситуации с одними и теми же участниками образовательного процесса повторяются?
Процедура медиации позволяет в образовательных учреждениях развивать инновационную практику примирения. Риск жалоб директору и в управление образования будет снижаться. Школа станет более комфортной для всех участников образовательного процесса. Сами учителя, директор, психолог будет меньше тратить времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач. Ценности медиации станут распространяться среди учеников, родителей и педагогов школы
В школах функции медиаторов могут выполнять учащиеся, учителя, педагоги-психологи, родители, представители администрации школы, общественных организаций, органов местного самоуправления. Самая важная особенность медиации в школе — то, что возможно одновременное участие взрослых и школьников в процессе разрешения конфликта. Распространение медиации в образовательных учреждениях имеет очень важное значение, так как медиация является способом конструктивного диалога и достижения оптимального результата и единственным альтернативным способом разрешения споров.
Медиация позволяет выразить свои эмоции, что поможет им возобновить диалог с целью совместного поиска общих интересов для решения проблем.
Чем поможет восстановительная медиация
Чем служба может помочь школьникам?
- Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Научиться убеждать других словами, а не силой.
- Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной деятельности (волонтерской).
- Научиться самоорганизации, стать более ответственным и культурным.
- Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
Родители и служба примирения:
1. Родители смогут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними.
2. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
3. Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
4. Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
Что следует предпринять?
В настоящий момент уже сделан шаг в сторону медиативного разрешения конфликтов. Это принятие в 2010 году закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника". Он служит нормативной основой медиации. Этот документ стал первым правовым актом, регулирующим деятельность института медиации в нашей стране. При этом необходимо особо уточнить, что указанный закон не регламентирует ежедневную работу служб примирения в школах и, следовательно, не запрещает посредничество. Стороны вправе уладить противоречие разными способами, в соответствии с требованиями закона, лично или с помощью посредника.
Однако все же перенимая опыт зарубежных стран, которые уже активно и продуктивно используют медиацию в образовании, необходимо дать почву для активизации службы школьной медиации, например, документально закрепить критерии конфликтных случаев, по которым медиация является обязательной процедурой.
Отсюда вытекает следующая трудность – фактическое отсутствие профессиональных медиаторов у большинства образовательных учреждений. Медиатор должен обладать целым арсеналом специальных приёмов, коммуникативных техник, которые помогают создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Эффективность медиации зависит не только от принципов медиации, но и от самого медиатора, который умеет и знает, как помочь найти наилучший выход из конфликтной ситуации. Одним из вариантов разрешения данной трудности является открытие ставки медиатора в образовательных учреждениях, и принимать на эту должность стоит подготовленных специалистов, использующих восстановительную медиацию.
Нужна ли восстановительная медиация в школе?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты